В. И. Комаровский в персонажной организации романа Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
Автор: Павлова Наталия Ивановна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 2 т.13, 2021 года.
Бесплатный доступ
Образ видного московского адвоката В. И. Комаровского, одного из самых отрицательных героев романа Б. Л. Пастернака Доктор Живаго, рассматривается в аспекте его профессиональной деятельности, в системе персонажей-юристов и персонажей-двойников, с точки зрения текстологической составляющей. Охватывающий все сюжетное пространство романа, являющийся персонажем, движущим сюжет, знающий все тонкости российского законодательства и предпринимательства, Комаровский показан прежде всего в отношениях с Ларой и Юрием, чье моральное превосходство ему невыносимо. Два мотива - порабощение девушки и соперничество с Живаго, пронизывающие все повествование об адвокате, - даны в обрамлении эпизодов, героями которых являются юристы, обнаруживающие непорядочность юрисконсульта. Приемы проспекции, уподобления, умолчания, узнавания, смены точек зрения, принцип зеркально сравнивающего соположения, речевой портрет, реминисценции с персонажем Ф. М. Достоевского, антропонимы развенчивают тип человека, пользующегося имиджем правозащитника в достижении личных целей не только в отношениях со своими верителями и их близкими, но и с коллегами; обнажают профессиональную нечистоплотность Комаровского, недосягаемого даже для вышестоящих юридических органов. Дегероизации персонажа служит система двойничества, позволяющая не только развенчать конформизм, скудость интересов, непричастность адвоката к судьбе России, но и показать созидательность всесильных полномочий Л. М. Кологривова и А. Е. Самдевятова. Скрупулезная работа над образом адвоката изобличает методы, которыми руководствуется герой: не обнаруживая себя ни в одной сделке, он разоряет ряд крупнейших представителей промышленности, способствует гибели их семей, приспосабливается в поисках способов обладания властью.
Пастернак, доктор живаго, комаровский, персонажи-юристы, двойничество, приемы создания образа
Короткий адрес: https://sciup.org/147235342
ID: 147235342 | DOI: 10.17072/2073-6681-2021-2-111-120
Список литературы В. И. Комаровский в персонажной организации романа Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"
- Альми И. Л. Традиции Достоевского в поздней прозе Пастернака («Доктор Живаго» в соотнесении с романом «Идиот») // О поэзии и прозе. СПб.: «Семантика С» совм. с изд. «Скифия», 2002. С. 520-521.
- Гаспаров Б. М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Дружба народов. 1990. № 3. С.223-242.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990. Т. VI. Преступление и наказание. 426 с.
- Исаев С. Г. Композиция текста в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические науки.2005.№ 3. С. 3-15.
- Куцаенко Д. О. Концепт истории как определяющий фактор генезиса персонажей в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2011. 22 с.
- Павлова Н. И. Принципы композиции романов «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2016. № 6. С. 61-76.
- Павлова Н. И. Способы создания психологических портретов персонажей в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Извести Саратовского ун-та. Новая сер. Филология. Журналистика. 2017. № 1(17). С. 88-93.
- Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. М.: СЛОВО/SLOVO. 2004. Т. IV. Доктор Живаго. 760 с.
- Пастернак З. Н. Воспоминания. М.: Классика-ХХ1, 2004. 233 с.
- Смирнов И. П. Роман тайн «Доктор Живаго». М.: Новое литературное обозрение, 1996. 204 с.
- Суханова И. А. Еще раз о лейтмотиве свечи в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 3. С.39-46.
- Суханова И. А. Общие мотивы и языковые средства создания образов персонажей Пастернака и Достоевского // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4(15). С. 120-126.
- Птицын И. А. Христианская символика в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Череповец, 2000. 18 с.
- Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
- Bryukhanova Y. M. Opposition of Male Characters in the Novel "Doctor Zhivago" by Boris Pasternak: Beauty vs. Freedom // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 4. 2013. № 6. P. 508-513.