В. В. Верещагин и «изобретение» севера в литературе и публицистике конца XIX-начала XX века (часть вторая)

Автор: Всеволодов А.В.

Журнал: Известия Коми научного центра УрО РАН @izvestia-komisc

Рубрика: Научные статьи

Статья в выпуске: 1 (67), 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье на материале книги «На Северной Двине. По деревянным церквам» автор рассматривает восприятие художником В. В. Верещагиным Севера. Показано, что оно основано на его профессионально-артистическом интересе к памятникам традиционной деревянной архитектуры XVI-XVII вв. Последние художник рассматривает как своего рода классику - вершину русского искусства, олицетворение его традиции, разрушаемой или искажаемой поздними стилистическими экспериментами. Более того, он даже помещает их в общемировой культурный контекст, используя для этого весьма тенденциозные аналогии, опирающиеся на его личный опыт знакомства с Востоком. С другой стороны, Верещагин в полной мере осознает и тщательно фиксирует этнографические особенности Подвинья. Не разделяя Север на области или территории, воспринимая его как единое национально значимое пространство, художник в качестве средства различения прибегает к субъективно-эмоциональной градации: оценка им «качества» того или иного памятника, поселения, местности имеет порой спекулятивный характер, в буквальном смысле - зависит от настроения. При этом в Верещагинском тексте обнаруживаются ключевые темы и мотивы северного дискурса 1890-1910-х гг., но иначе артикулированные. Так, тезис о том, что Север миновал пик своего развития еще в позднем Средневековье раскрывается через трактовку европейских и иных заимствований в русской архитектуре. «Удаленность» и «заброшенность» региона показаны как, с одной стороны, проблема «недоуправления», невнимания к нуждам региона, а с другой - следствие слабой инфраструктурной освоенности северных губерний.

Еще

В. в. верещагин, северная двина, церкви, путешествие, север, пространство, регион, наследие

Короткий адрес: https://sciup.org/149145222

IDR: 149145222   |   DOI: 10.19110/1994-5655-2024-1-67-71

Список литературы В. В. Верещагин и «изобретение» севера в литературе и публицистике конца XIX-начала XX века (часть вторая)

  • Верещагин, В. В. На Северной Двине. По деревянным церквам. III приложение к каталогу картин В. В. Верещагина / В. В. Верещагин. – Москва: Типолитография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1896. – 121 с.
  • Лебедев, А. К. В. В. Верещагин / А. К. Лебедев, А. В. Солодовников. – Москва: Искусство, 1988. – 205 с.
  • Тихомиров, А. Н. Верещагин / А. Н. Тихомиров. – Москва: Искусство, 1942. – 100 с.
  • Борисов, А. А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Путевые очерки художника Александра Алексеевича Борисова / А. А. Борисов. – Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Девриена, 1907. – 104 с.
  • Борисов, А. А. В стране холода и смерти. Экспедиция художника А. А. Борисова / А. А. Борисов. – Санкт-Петербург: Типография И. В. Леонтьева, 1909. – 68 с.
  • Указатель выставки картин В. В. Верещагина с объяснительным текстом. 1895. Москва, Исторический музей. – Москва: Типолитография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко, 1896. – 96 с.
  • Верещагин, В. В. Из записной книжки / В. В. Верещагин // Верещагин В. В. Повести, очерки, воспоминания / составление, вступительная статья и примечания В. А. Кошелева и А. В. Чернова. – Москва: Советская Россия, 1990. – 352 с.
  • Уортман, Р. С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии. В 2-х т. Т. 2. От Александра II до отречения Николая II / Р. С. Уортман; пер. с англ. И. А. Пильщикова. – Москва: ОГИ, 2004. – 796 с.
  • Грабарь, И. Э. Моя жизнь (автомонография) / И. Э. Грабарь. – Москва – Ленинград: Искусство, 1937. – 374 с.
  • Андреевский, Г. П. О литературном творчестве художника В. В. Верещагина. Авторизованная машинопись. 1987, февраль // Череповецкое музейное объединение. Ф. 38. Б. инв. 10 л.
  • Переплетчиков, В. В. Север. Очерки русской действительности / В. В. Переплетчиков. – Москва: Товарищество «Книгоиздательство писателей в Москве», 1917. – 180 с.
Еще
Статья научная