Вариативность использования воска в связующем живописи. Некоторый опыт реставрации

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются варианты различного применения воска в составе связующего живописного красочного слоя на основе научных изысканий Т.В. Хвостенко. Исследуются технология создания энкаустических произведений, состав и качественные характеристики смесевых восковых соединений, от древних до современных, в зависимости от целей и задач художника. Анализируется послойная структура картины Н.К. Калмакова «Женщина со змеями». Выясняются причины развития внутренних хронических процессов старения, связанные с составом слоев. Сравниваются отдельные приемы письма Н.К. Калмакова и древних фаюмских мастеров. Приводится предыдущий опыт реставраций памятников станковой живописи по научным публикациям. Описываются методики укрепления красочного слоя и удаления поверхностных загрязнений на примерах известных художественных произведений, содержащих воск в составе авторского связующего. В статье приводятся примеры достижения автором оптического изменения поверхности красочного слоя за счет разбавления воском масляного связующего для получения художественного эффекта «сияния и свечения тканей». По результатам реставрационных работ и проведенных лабораторных исследований произведений станковой воскосодержащей живописи продемонстрирована зависимость интенсивности микопоражений художественных материалов от наличия воска в связующем красочного слоя.

Еще

Применение воска в живописи, техника энкаустики, характеристики восковых соединений, николай калмаков «женщина со змеями», укрепление воскосодержащих красочных слоев, эффект опалесценции в живописи, микопоражение художественных материалов, влияние метаболизма плесени на живописные слои

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170201725

IDR: 170201725

Список литературы Вариативность использования воска в связующем живописи. Некоторый опыт реставрации

  • Хвостенко Т.В. Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия. М.: Совет. художник, 1985. С. 160.
  • Шейнина Е.Г. Водоразмываемая живопись и энкаустика на различных основах // Выставка памятников, реставрированных в Государственном Эрмитаже. Каталог. Л.: Аврора, 1973. С. 90-102.
  • Яковлева А.И. Метод средневековой живописи // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 82-95.
  • Быкова Г.З. Исследование и реставрация энкаустической иконы "Мученик и мученица" // Художественное наследие. Хранение, исследования и реставрация. Вып. 5 (35). М., 1979. С. 104-110.
  • Быкова Г.З. Реставрация энкаустической иконы " Сергий и Вакх" VI - VII вв. из Киевского музея восточного и западного искусства // Художественное наследие. Хранение, исследования и реставрация. Вып. 2 (32). М., 1977. С. 124-133.
  • Никитин М.К., Мельникова Е.П. Энкаустика и изделия из воска // Химия в реставрации. Л.: Химия. Ленинград. отд., 1990. С. 70-74.
  • Кленова О.Ю. Реставрация картины Н.К. Калмакова "Женщина со змеями" // Реставрация музейных ценностей. Вестник. №1. 1999. С. 18-21.
  • Кленова О.Ю. "Смолянки" Д.Г. Левицкого - реставрация семи портретов в Русском музее // Дмитрий Левицкий. "Смолянки": новые открытия / (Альманах / Русский музей / Вып. 276). СПб.: Palace Editions, 2010. С. 14-27.
  • Сланский Б. Техника живописи. Живописные материалы / Пер. с чешского. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. С. 94-101.
Еще
Статья научная