Важнейшие параметры качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны
Автор: Юанов А.А., Денисова Т.П., Шульдяков В.А., Липатова Т.Е.
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Юбилей
Статья в выпуске: 1 т.11, 2015 года.
Бесплатный доступ
Цель: оценка качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны в современных условиях. Материал и методы. Обследовано 368 ветеранов Великой Отечественной войны (Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 1995 г.). Использовались адаптированные фрагменты опросников WHOQOL, WHOQOL-Old, SF-36, SIP по критериям качества жизни с использованием визуально-аналоговых шкал самооценки и Minnesota Living with Heart Failure Questionnaire с последующим расчетом индекса качества жизни. Результаты. В обследованной выборке ветеранов ВОВ, в том числе и у долгожителей, выявлен достаточно высокий уровень качества жизни по физическим критериям и уровню независимости, низкий по степени самообслуживания, достаточно гетерогенный по другим параметрам. В определение степени физической активности, степени самообслуживания и самооценки состояния своего здоровья вносили вклад как возрастные, так и тендерные отличия. По психологическим критериям и степени независимости выделялись женщины, причем указанный факт не имел значимой зависимости от возраста. Заключение. Индикация качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны по нашей выборке свидетельствует об удовлетворительной медико-социальной помощи в регионе, позволившей в достаточной степени сохранить физическое и психическое здоровье, положительно оценить индивидами их положение в социуме и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями и ожиданиями.
Ветераны великой отечественной войны, качество жизни
Короткий адрес: https://sciup.org/14918083
IDR: 14918083
Текст научной статьи Важнейшие параметры качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны
1 Введение. Независимо от того, что лежит в основе демографических процессов (снижение общей смертности и увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни или же, напротив, снижение рождаемости и рост смертности, в том числе трудоспособного населения), практически все страны мира к XXI веку столкнулись с проблемой «постарения» населения. Увеличение численности пожилых людей определяет одно из приоритетных направлений медико-социальной службы — улучшение здоровья и уровня благосостояния лиц пожилого и старческого возраста, продление возраста трудовой и социальной активности: «…стимулирование активного долголетия, улучшение качества жизни, использование знаний опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического развития страны» [1].
Как же измерить здоровье? «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [2]. Это известное современным врачам со студенческой скамьи определение приводится в преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения; оно не претерпевало никаких изменений с 1948 г. Именно «качество жизни» человека зачастую используется как интегральный показатель здоровья, который сегодня прочно вошел как в научно-исследовательскую, так и в клиническую практику [3].
Согласно рекомендациям ВОЗ, качество жизни — это индивидуальное соотношение положения индивидуума в жизни общества (с учетом культуры
и системы ценностей этого общества) с целями данного индивидуума, его планами, возможностями и степенью неустройства [4]. Исторически сложилось, что подавляющее большинство популяционных и многоцентровых исследований качества жизни тех или иных категорий населения «игнорировали» ветеранов войн, несмотря на значительную долю среди них лиц пожилого и старческого возраста.
Ветераны войн представляют собой особую категорию населения, у которых на состояние здоровья оказывают влияние перенесенные психические потрясения, травмы и ранения, воздействия боевых отравляющих веществ, голод, инфекционные заболевания и т.д. Российская Федерация уникальна по численности ветеранов Второй мировой войны. По состоянию на 2013 г. в Российской Федерации проживали 85152 инвалида войны, 214298 участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами, 11516 участников Великой Отечественной войны и 9617 участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны (по данным Министерства труда и социальной защиты РФ). Однако в литературе последних лет приводится крайне мало сведений о состоянии здоровья и качестве жизни ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ), что и определило цель данного исследования.
Цель: оценить качество жизни ветеранов Великой Отечественной войны в современных условиях.
Материал и методы. Обследовано 368 ветеранов ВОВ (Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 1995 г.). Первую группу составили 200 респондентов в возрасте до 90 лет, вторую — 168 ветеранов
ВОВ, достигших периода долгожительства (90 и более лет).
Для интегральной оценки качества жизни по ВОЗ (The WHOQOL Group, 1996) рекомендуется использовать следующие группы критериев: физические, психологические, уровень независимости, жизнь в обществе: личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность; окружающая среда и духовность. Нами использовалась модификация WHOQOL old, включающая критерии сенсорных способсностей (SAB), независимости (AUT), возможностей прошлого, настоящего и будущего (PPF), социальной вовлеченности (SOP), болезни и умирания (DAD) и личностной близости (INT).
Дополнительно использовали адаптированные фрагменты опросников SF-36, SIP по критериям качества жизни ВОЗ (1996) с использованием визуально-аналоговых шкал самооценки и Minnesota Living with Heart Failure Questionnaire, рассчитывался индекс качества жизни [5–7].
Для проверки значимости различий в восприятии самочувствия мужчинами и женщинами в 1-й и 2-й группах параметр самочувствия был ранжирован в две группы (удовлетворительное и неудовлетворительное). Для отклонения нулевой гипотезы о равенстве исследуемых совокупностей использовался метод анализа таблиц сопряженности с расчетом критерия Мак Нимара. Проверка статистических гипотез проводилась внутри всех групп с использованием анализа таблиц кросстабуляции и расчетом критериев Пирсона, χ -квадрата максимального правдоподобия, а также с помощью критерия Манна — Уитни. Достигаемый уровень значимости был принят <0,05.
Результаты. Из обследованных ветеранов ВОВ 168 человек были 90 лет и старше (долгожители). Всего женщин было 152, при этом подавляющее большинство ветеранов-долгожителей были женщины (69,0%). Средний возраст обследованных составил 89±4 года.
У подавляющего числа опрошенных ветеранов при использовании шкалы самооценки качества жизни удовлетворительное самочувствие было у 72,2% в 1-й группе и среди лиц, перешагнувших рубеж долголетия, у 56,7%. Свое самочувствие как хорошее оценили 18,2% ветеранов войн 1-й группы и 14,9% 2-й. При этом 9,7% опрошенных ветеранов войн оценили свое самочувствие как неудовлетворительное, а среди долгожителей этот показатель достиг 38,2%.
Гендерные различия в оценке самочувствия с использованием группы критериев SAB и PPF среди ветеранов 1-й группы и долгожителей значимо не различались, как в первой, так и во второй группах 2/3
женщин были удовлетворены своим самочувствием, в то время как среди мужчин чуть более половины считали свое самочувствие приемлемым.
Самоощущение было лучше у женщин как в 1-й, так и во 2-й группе. Изученный параметр колебался от 32 до 44,6 балла, причем преимущественный вклад составили пункты: «трудности общения с друзьями» и «чувство обузы для родных».
Удовлетворительная степень физической активности выявлена у 68,5% ветеранов войн и у 86,2% ветеранов-долгожителей. В полном объеме физическая активность была сохранена у 12% ветеранов войн и лишь у 2,4% долгожителей.
Структурированные параметры оценки качества жизни ветеранов ВОВ приведены в таблице. Как видно из представленных данных, у обследованных долгожителей уровень качества жизни был выше, достигая степени достоверности по группам физических критериев и критериев социальных отношений. Для женщин была установлена аналогичная тенденция, однако в этом случае достоверными оказались различия по психологическим критериям и модификации WHOQOL-Old.
Установлено, что все долгожители с полностью сохраненной физической активностью были женщины. В рамках ежедневных физических нагрузок у долгожителей этой группы присутствовали работа по дому и уход за домочадцами.
Подавляющее число ветеранов обеих групп целиком обслуживали себя сами, но нуждались в помощи при выполнении тяжелой работы (доставка продуктов, воды), работа на даче практически для всех была обременительной, но большое удовольствие доставляло вождение автомобиля. Прибегать к посторонней помощи при выполнении санитарногигиенических процедур, приеме пищи, одевании приходилось при объективных физических недугах, что причиняло большую душевную боль, в других случаях причиной были психические нарушения в виде чувства усталости от жизни и нежелания продолжать жить. При анализе таблиц кросстабуляции установлено, что пол мало значим в изменении степени самообслуживания, а главную роль в этом играет возраст ветеранов войн.
Оценка уровня независимости (AUT) долгожителей проводилась и в медицинском аспекте. Все ветераны войн находятся на диспансерном наблюдении по месту жительства и имеют возможность стационарного лечения в областном госпитале для ветеранов войн. Среди второй группы обследованных ветеранов 30,6% никогда не обращались за квалифицированной медицинской помощью по собственной инициативе.
Параметры WHOQOL у ветеранов ВОВ
Таблица
Параметры |
Старческий возраст |
Долгожители |
p level |
Мужчины |
Женщины |
p level |
Физические |
47,0±13,0 |
61,4±12,0 |
* |
41,2±12,3 |
44,2±11,2 |
НД |
Психологические |
46,2±11,8 |
59,1±8,0 |
НД |
48,1±13,2 |
67,1±9,0 |
* |
Социальных отношений |
54,1±17,0 |
66,2±9,1 |
* |
43,4±15,8 |
65,2±10,5 |
НД |
Окружения |
67,4±9,1 |
52,9±9,0 |
НД |
41,0±14,0 |
58,9±8,3 |
НД |
WHOQOL-Old |
54,2±8,7 |
64,7±8,0 |
НД |
56,1±9,1 |
62,8±6,5 |
* |
П р и м еч а н и е : Данные представлены в виде среднего и стандартного отклонения; НД — недостоверно; * — p<0,05.
При анализе компонентов, определяющих индекс качества жизни, обратили на себя внимание высокие значения критериев «восприятие состояния собственного здоровья» и «поддержки» (рис. 2). Подобное соотношение компонентов прослеживалось как в основной, так и группе сравнения, как у мужчин, так и у женщин.

Рис. 1. Распределение ветеранов-долгожителей (2-я группа) по активности обращения за квалифицированной медицинской помощью: 1 — никогда не обращались, 2 — обращались 1–2 раза в течение жизни, 3 — редко (детализировать не может)

Рис. 2. Критерии индекса качества жизни у ветеранов Великой Отечественной войны: 1 — активность, 2 — самообслуживание, 3 — восприятие состояния собственного здоровья, 4 — поддержка, 5 — перспектива состояния здоровья
Обсуждение. До сих пор нет единства в понимании того, какие именно социально-экономические процессы обозначаются термином «качество жизни». С одной стороны, встречаются предельно расширительные толкования этого понятия, вбирающие в себя всевозможные процессы жизнедеятельности человека и общества. С другой — к качеству жизни относят без всякой научной аргументации только узкую часть этих процессов. На наш взгляд, один этот факт наглядно свидетельствует о том, что условия для строгого определения и научно обоснованного измерения качества жизни еще не созрели.
В широкой врачебной практике под качеством жизни населения понимают степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека в его личном восприятии. Качество жизни включает в себя совокупность показателей общего благосостояния населения: реальные доходы, качество питания, наличие и комфорт жилища, доступность и эффективность здравоохранения, состояние окружающей среды, финансовую безопасность, но является более широким понятием. Оно обозначает оценку набора условий и характеристик жизни человека, основанную на личном восприятии этими условиями и характеристиками.
Как можно оценивать уровень здоровья? Существует много методик, основанных на объективных методах исследования, но в конечном итоге значимым является субъективное восприятие самого респондента. Он может ощущать телесный дискомфорт, боль в разных частях тела, повышенную температуру, подъем и упадок сил, отклонения от нормы кровяного давления, головокружение. Однако мнительный человек, проявляющий повышенное внимание к собственному здоровью, может легко «обнаружить» у себя появление несуществующих заболеваний, другой, вообще не обращающий внимания на свое здоровье, может не заметить симптомы действительно серьезного заболевания. Ошибки возможны и при применении объективных методов [8].
Понятие «качество жизни» является важнейшим интегральным показателем социального благосостояния индивида, а в более широком смысле качество жизни наиболее социально уязвимых слоев общества, к которым относится поколение ветеранов ВОВ, и социального благополучия всего общества. Измерение качества жизни — необходимый (в аналитическом и прогностическом аспектах) компонент социального мониторинга, оценки состояния и характера развития социальных процессов в любой стране, вместе с тем качество жизни разных людей, но с равными уровнями жизни и близкими степенями реализации их индивидуальных систем ценностей можно считать одинаковым, то, как представляется, будет сделан серьезный шаг в направлении создания методики измерения качества человеческой жизни в феноменологическом мире [9].
В обследованной выборке ветеранов ВОВ, в том числе и у долгожителей, выявлен достаточно высокий уровень качества жизни по физическим критериям и уровню независимости, низкий по степени самообслуживания, достаточно гетерогенный по другим параметрам. В определение степени физической активности, степени самообслуживания и самооценки состояния своего здоровья вносили вклад как возрастные, так и гендерные отличия. По психологическим критериям и степени независимости выделялись женщины, причем указанный факт не имел значимой зависимости от возраста. Одним из возможных объяснений сравнительно высокого уровня качества жизни может быть психологический шифр. Перенесенные лишения сформировали у ветеранов ВОВ умение довольствоваться малым, не отвлекаться на незначительное, а также менее критичное отношение к собственному здоровью.
Полученные нами данные согласуются с результатами обследования ветеранов ВОВ Мордовии. Авторами был установлен более высокий уровень качества жизни среди участников болевых действий по сравнению с другими категориями ветеранов ВОВ [10].
Индикация качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны по нашей выборке свидетельствует об удовлетворительной медико-социальной помощи в регионе, позволившей в достаточной степени сохранить физическое и психическое здоровье, в том числе в возрастном периоде долгожительства [11]. Значимость медико-социальной службы в определении качества жизни долгожителей подчеркивает также исследование Ш. Г. Мазитова с соавторами, которые установили, что реабилитационные мероприятия для ветеранов ВОВ с сердечно-сосудистыми заболеваниями приводят к значимому улучшению субъективной оценки здоровья, а также увеличению психического компонента качества жизни [12].
Среди зарубежных публикаций, посвященных качеству жизни ветеранов, закономерно преобладают исследования ветеранов Корейской войны (25.06.1950–27.07.1953 (?)), войны во Вьетнаме (1957-1975), войны в Персидском заливе (17.01.1991–28.02.1991) [13–15], что не позволяет в полной мере использовать их данные для сравнения [13–15].
Еще одним направлением изучения качества жизни лиц старческого возраста стал экономический подход, т.е. оценки влияния уровня дохода [7], однако в сформированной выборке долгожителей значимого расслоения по уровню доходов не наблюдалось. Таким образом, социоэкономический компонент не оказывал влияния на выявленные различия по параметрам качества жизни.
Заключение. С увеличением возраста ветеранов большинство показателей качества жизни снижаются, однако удовлетворенность физической активностью в группе долгожителей выше, чем у пациентов старческого возраста. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение, а именно степенью душевного равновесия и комфорта человека как внутри себя, в своем микросоциуме, так и в рамках всего общества. В соответствии с данным определением, в группе обследованных ветеранов качество жизни достаточно высокое, без скидки на заключительный этап жизни человека как биологического вида.
Список литературы Важнейшие параметры качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны
- Проект структуры Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста. 2015. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/162
- Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения/51 сессия Всемирной ассамбеи здравоохранения, 2006:1-27. http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf
- Sevenhuysen GP, Trumble-Waddell J. A new perspective on quality of life. J Clin Epidemiol 1997; 50: 231-28.
- What quality of life? The WHOQOL Group. World Health Organization Quality of Life Assessment. World health forum 1996; 17:354-6
- The World Health Organization Quality of Life Assessment (WHOQOL): development and general psychometric properties. Soc Sci Med 1998; 46: 1569-85
- Dandona R, Dandona L, McCarty CA, Rao GN. Adaptation of WHOQOL as health-related quality of life instrument to develop a vision-specific instrument. Indian journal of ophthalmology 2000; 48: 65-70
- Campos A, E EF, Vargas A, Albala О Aging, Gender and Quality of Life (AGEQOL) study: factors associated with good quality of life in older Brazilian community-dwelling adults. Health Qual Life Outcomes 2014; 12: 166
- Muszalik M, Kornatowski T, Zielinska-Wieczkowska H, Kedziora-Kornatowska K, Dijkstra A. Functional assessment of geriatric patients in regard to health-related quality of life (HRQoL). Clin Interv Aging 2015; 10: 61-7
- Petit S, Bergua V, Peres K, Bouisson J, Koleck M. . Geriatrie et psychologie neuropsychiatrie du vieillisse-ment2014; 12:379-86
- Ивлиева E.H., Скопина Ю.А., Мартышкина К.А. Изучение качества жизни пациентов госпиталя ветеранов войн Республики Мордовия. Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке 2014; 16:22-27
- GellerVL, ChukreevAN, Usol'tsev BG, et al. . Ter Arkh 2004; 76: 62-5
- Мазитов Ш.Г., Петрова Ю.А. Стационарный этап реабилитации и динамика качества жизни ветеранов вов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Медицинская наука и образование Урала. 2013;14:34-37
- Bras М, Milunovic V, Boban М, et al. Quality of life in Croatian Homeland war (1991-1995) veterans who suffer from post-traumatic stress disorder and chronic pain. Health Qual Life Outcomes 2011; 9: 56
- Ikin JF, Sim MR, McKenzie DP, et al. Life satisfaction and quality in Korean War veterans five decades after the war. J Epidemiol Community Health 2009; 63: 359-65
- Forman-Hoffman VL, Carney CP, Sampson TR, et al. Mental health comorbidity patterns and impact on quality of life among veterans serving during the first Gulf War. Qual Life Res 2005; 14:2303-14.