Ведущие социальные характеристики больных алкоголизмом позднего возраста

Автор: Уманский М.С., Зотов П.Б.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Психиатрия. Неврология

Статья в выпуске: 5 (48) т.9, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140221264

IDR: 140221264

Текст статьи Ведущие социальные характеристики больных алкоголизмом позднего возраста

Тюменский ОНД, г. Тюмень, Россия

Тюменская ГМА, г. Тюмень, Россия

Эпидемиологические исследования, проводимые в различных регионах страны, свидетельствуют о высокой распространенности алкоголизма [2, 4, 6 и др.]. Принято считать, что формирование зависимости с развитием абстинентного синдрома, различных нарушений психического статуса в большинстве случаев происходит к 30 годам [1, 3]. Однако у определенной категории лиц, болезнь развивается в зрелом или пожилом возрасте. Исследование этой категории наркологических пациентов представляет научный интерес.

Цель исследования: оценка ведущих социальных характеристик больных алкоголизмом позднего возраста.

Материал и методы: обследовано 324 больных алкоголизмом в возрасте от 50 до 76 лет, средний -57,5 ± 3,9 лет. Длительность злоупотребления алкоголем составляла от 5 до 36 лет, в среднем 18,6 ± 3,9 лет.

В зависимости от возраста, в котором сформировался алкоголизм, все пациенты, включенные в исследование, были распределены на 2 группы: основную и сравнения. Основная группа - 224 мужчины, у которых развитие алкогольной зависимости происходило в возрасте после 45 лет. Группа сравнения - 100 человек - с формированием абстинентного алкогольного синдрома в молодом возрасте. Набор группы сравнения проводился с учетом сопоставимости по возрасту, нозологической принадлежности и стадии заболевания.

Ведущие методы исследования: клиникоанамнестический, клинико-психопатологический.

Результаты и обсуждение.

Исследование показателей, характеризующих социальный статус, являлось обязательным элементом работы, и проводилось у всех больных. Одним из основных является показатель уровня образования.

Уровень образования больных основной группы был более высоким, чем в группе сравнения. Практически каждый второй (47,3%) из них имел среднее специальное образование, а 19,2% окончили высшее учебное заведение, что было достоверно выше, чем в группе сравнения (6,0%; P<0,05). У 22,3% больных имелось среднее образование, у 2,7% - неоконченное высшее (группе сравнения - 35,0% и 7,0%). Полученные данные могут свидетельствовать о более высокой адаптации больных основной группы в молодые годы и их способности получить образование.

Это нашло свое отражение и в профессиональной деятельности. Профессиональный уровень больных основной группы был достаточно высоким, и по отдельным категориям достоверно различался с группой сравнения. В основной группе был достоверно выше (P<0,05) процент лиц, занимающихся квалифицированным рабочим трудом (23,7%), при почти двукратно меньшем числе больных занятых на низкоквалифици- рованных работах (20,5%). В группе сравнения эти показатели составляли 14,0% и 39,0% соответственно. Среди лиц основной группы было так же достоверно больше (P<0,05) мужчин, работающих в частном бизнесе (8,5%), занимающихся интеллектуальным трудом (6,3%) и служащих (4,5%). Практически каждый пятый больной из исследуемых групп находился на пенсии (основная – 20,5%, сравнения – 22,0%), что можно объяснить возрастными рамками больных. Обращает на себя внимание достоверное преобладание в основной группе больных, имеющих группу инвалидности – 8,0% (в группе сравнения – 3,0%). Этот факт, с одной стороны свидетельствует о распространении и тяжести соматической патологии у больных, в ряде случаев сдерживающей прогрессирование алкоголизма, а с другой, указывает на возможность скрывать алкогольную зависимость и получать некоторые льготы, что так же подтверждает факт большей социальной адаптации этих больных. Безусловно, немалую роль в этом играет и семья.

Оценка семейного положения больных выявила значительные различия в ряде показателей. Так, количество женатых мужчин в основной группе достоверно превышало (80,1%; P<0,05) аналогичный показатель группы сравнения (52,0%), в которой отмечалось достоверно большее число разведенных (14,0%; P<0,05), при одновременном уменьшение овдовевших пациентов (2,0%), (в основной группе – 10,7% и 5,8%, соответственно).

Это отражалось и на условиях совместного проживания больных. В основной группе количество мужчин, проживающих с семьей, достоверно превышало (82,1%; P<0,05) показатели группы сравнения (66,0%), в которой каждый четвертый проживал один (24,0%; P<0,05). Количество мужчин группы сравнения, проживающих в незарегистрированном браке (обычно с временной сожительницей) составляло 6,0%, а в основной группе – 2,2%.

Нарушения семейного функционирования находили свое отражение и в характере взаимоотношений с близкими. У больных основной группы достоверно чаще (P<0,05) взаимоотношения в семье носили спокойный формальный (19,8%) или доброжелательный (11,7%) характер. В группе сравнения, напротив, преобладали систематические конфликты (51,5%; P<0,05).

В подавляющем большинстве случаев мотивы конфликтов были обусловлены приемом алкоголя (основная группа – 94,6%, n=212; группа сравнения – 89,0%; n=89), ухудшением материального положения семьи (основная – 81,7%, n=183; сравнения – 87,0%; n=87), а так же сексуальными проблемами (основная – 77,7%, n=174; сравнения – 84,0%; n=84). Подробный опрос пациентов и, в ряде случаев, их родственников, свидетельствовал, что материальное положение семей в исследуемых группах значительно различалось.

Уровень материального положения, оцениваемый больными субъективно, в группе сравнения в 79,0% случаев указывался как неудовлетворительный, в 21,0% – удовлетворительный. Среднемесячный доход в группе на 1 члена семьи составлял 1,72±0,42 тыс. рублей. В основной группе эти показатели достоверно свидетельствовали в пользу более высоких доходов семьи: неудовлетворительное – 51,8% (P<0,05), удовлетворительное – 34,3% (P<0,05), хорошее – 13,8%. Среднемесячный доход в группе на 1 члена семьи – 3,94±0,89 тыс. рублей; P<0,05.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о менее выраженных нарушениях социальной адаптации больных основной группы. Вероятно, что определенную роль в нарушениях социальной адаптации играла и наследственность. Было установлено, что алкоголизм у родителей больных основной группы регистрировался достоверно реже (14,3%; P<0,05), чем в группе сравнения (21,0%). С меньшей частотой отмечались и другие психические расстройства: психопатии – 12,1% (сравнения – 19,0%), суицидальное поведение – 1,3% (сравнения – 5,0%), психические заболевания – 1,3% (сравнения – 3,0%), эпилепсия – 1,8% (сравнения – 4,0%).

В целом, на основе полученных данных, можно отметить, что у мужчин больных алкоголизмом, сформировавшимся в позднем возрасте, регистрируется:

  • 1)    менее значительное снижение показателей уровня социальной адаптации: достоверно меньшее число разведенных и случаев дисгармоничных отношений в семье, при более высоких показателях материального благополучия и трудоустройства самих пациентов;

  • 2)    более низкие показатели наследственной отя-гощенности по алкоголизму и психическим заболеваниям.

Эти данные могут быть использованы при планировании программ реабилитации.

Список литературы Ведущие социальные характеристики больных алкоголизмом позднего возраста

  • Азарных Т.Д. Посттравматические стрессы и употребление алкоголя в юношеском возрасте//Академический журнал Западной Сибири. -2013. -Том 9, № 2. -С. 20-21.
  • Балашов П.П., Новиков А.П. Заболеваемость и болезненность алкоголизмом на территории Ханты-Мансийского автономного округа -Югры//Тюменский медицинский журнал. -2009. -№ 1-2. -С. 17.
  • Казанцев И.И. Аналитический обзор о состоянии наркологической помощи Юга Тюменской области в 2011 г. и мерах по ее совершенствованию//Тюменский медицинский журнал. -2012. -№ 3. -С. 37-45.
  • Кривогузов В.Н., Ирошников В.И., Рузанов В.И. Эпидемиология алкоголизма, профилактика//Тюменский медицинский журнал. -2009. -№ 1-2. -С. 17-19.
  • Кущёв Д.В., Кущёва Н.С. Особенности индивидуально-личностных свойств больных с алкогольной зависимостью//Академический журнал Западной Сибири. -2011. -№ 3. -С. 30-31.
  • Ясникова Е.Е., Москалев В.И. Распространенность алкоголизма в Иркутской области//Тюменский медицинский журнал. -2009. -№ 1-2. -С. 25-27.
Статья