Великобритания после «Брекзита»: ее отношения с ЕС и будущее в многосторонних институтах

Автор: М. Ларионова, А. Сахаров, А. Шелепов

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 11 (29), 2016 года.

Бесплатный доступ

В ближайшие два года геополитическая ситуация для Великобритании окажется сложной. Изменятся отношения с двумя ключевыми партнерами: ЕС и США. Соединенные Штаты будут больше опираться на Германию, чем на Великобританию в решении европейских проблем. С ЕС нужно будет вести переговоры по новой модели отношений, не принимая участия в выработке решений внутри Евросоюза и не имея возможности внутреннего влияния. Одновременно придется вести переговоры о заключении торговых соглашений с целым рядом стран-не членов ЕС, поскольку выйдя из Евросоюза, Британия выходит из заключенных ЕС торговых соглашений, в том числе соглашений в рамках ВТО.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170176613

IDR: 170176613

Текст научной статьи Великобритания после «Брекзита»: ее отношения с ЕС и будущее в многосторонних институтах

Наконец, не известны новые условия взаимодействия с ЕС. Однако независимо от исхода переговоров состояние неопределенности ближайшего времени и изменение условий взаимодействия с ЕС, неизбежно скажутся на экономике Великобритании. В случае заключения Согла- шения о свободной торговли к 2020 г. объем ВВП страны снизится на 3%, при условиях работы Великобритании и ЕС на основе правил ВТО – на 5,5%. Ожидается не только снижение ВВП, но и рост безработицы, достигающей сейчас 5% до 7–8%.

Статус в многосторонних институтах

«Группа семи»

«Группа семи» наряду с НАТО останется важнейшей площадкой для Великобритании, где страна сохраняет возможность формировать общие позиции и решения по широкому спектру вопросов, включая экономику, финансы, развитие, безопасность. После выхода из ЕС «семерка» станет для Великобритании еще более значимым институтом, связывающим ее с ЕС, одновременно позволяющим влиять на мировую повестку. Заявление министров финансов и глав центральных банков «Группы семи», сделанное сразу после опубликования итогов референдума, подчеркивает солидарность с Великобританией и готовность принять меры для сдерживания чрезмерной волатильности рынков.

Великобритания останется членом «Группы семи» и в случае выхода из ее состава, например, Шотландии.

«Группа двадцати»

Позиции Великобритании в «двадцатке» не пошатнутся сколько-нибудь существенно. Прогнозируемое падение ВВП не изменит радикально положение страны, она сохранит статус ведущей развитой экономики мира. Вопрос о легитимности членства страны в «Группе двадцати» может возникнуть только в случае выхода из ее состава Шотландии и Северной Ирландии. Тем не менее в ближайшее время на саммите в Ханчжоу (4–5 сентября) можно прогнозировать напряжение в отношениях между Д.Кэмероном, А.Меркель и Ф.Олландом. Председательство Германии в «Группе двадцати» также не будет свободно от напряжения. Можно предполагать, что в дальнейшем по мере определения новой модели и условий отношений ЕС и Великобритании в последующий год в рамках председательства Индонезии будет сформирован новый формат консультаций по вопросам повестки дня «двадцатки».

ВТО

Выход Великобритании из Евросоюза повлечет за собой существенные последствия в сфере международной торговли. В частности, это затронет участие страны в многосторонней торговой системе в рамках ВТО, членство Великобритании в которой обусловлено ее нахождением в составе ЕС.

По словам генерального директора ВТО Роберту Азеведу, Великобритании предстоит длительная процедура переговоров по поводу новой конфигурации членства в ВТО со всеми участниками Организации (162 члена), а также пересмотр большого числа преференциальных торговых соглашений с другими государствами. Страна лишится преференциального доступа на рынки 58 стран в рамках 36 торговых соглашений, будет вынуждена повысить тарифы на импорт из этих государств, в свою очередь, также столкнувшись с повышением тарифов на свои товары за рубежом1. Фактически пересмотру условий подвергнется практически весь объем внешней торговли Великобритании. Еще одной проблемой Соединенного Королевства является отсутствие корпуса квалифицированных переговорщиков в сфере международной торговли, в связи с тем, что торговые переговоры от имени страны долгое время велись специалистами ЕС1.

Что касается пересмотра условий торговли с Евросоюзом, Великобритании не придется договариваться с каждой отдельной страной. Очевидно, будет заключено единое соглашение Великобритания-ЕС2.

Кроме того, Великобритания столкнется с рядом трудностей в процессе торговых переговоров в связи со снижением своей совокупной доли в мировой торговле и уменьшением привлекательности своего рынка для иностранных инвесторов и торговых партнеров. Доля Соединенного Королевства в мировой торговле оценивается в 4,3%, в то время как доля ЕС – в 15,4%3. В этих условиях страна будет вынуждена смягчить свои переговорные позиции и, возможно, пойти на уступки, в том числе и в контексте предстоящих переговоров с Россией как членом ВТО.

Для России сложности, с которыми столкнется Великобритания в рамках переговорного процесса по урегулированию условий торговли в рамках ВТО, не представляют существенных рисков. По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между Россией и Великобританией в январе–апреле 2016 г. составил 3,17 млрд долл., или 2,4% общего объема внешней торговли РФ. Наблюдается сокращение данного показателя по сравнению с аналогичным периодом в 2015 г., когда товарооборот между двумя странами составил 3,73 млрд долл.4.

Таким образом, на фоне сокращающегося товарооборота между Россией и Великобританией, а также в условиях действующих торговых и инвестиционных ограничений, не следует ожидать значительного воздействия выхода Великобритании из ЕС и влияния негативных факторов, связанных с пересмотром торговых отношений с основными партнерами в рамках ВТО, на российскую экономику.

В то же время в связи с выходом Великобритании Россия во взаимодействии с Европейским союзом может рассчитывать на ускорение процессов согласования и некоторое смягчение коллективных позиций 27 стран-членов по вопросам сотрудничества Россия-ЕС, в том числе и в сфере торговой политики.

Международные финансовые институты

В краткосрочном периоде, несмотря на планируемый выход из ЕС, Великобритания с высокой долей вероятности сохранит ключевые позиции в крупнейших международных финансовых институтах, членом которых она является5. Выход из ЕС приведет к краткосрочной рецессии на фоне экономического шока, с которым столкнется страна, а также к замедлению темпов роста в среднесрочной перспективе. Однако, несмотря на формальную зависимость долей в капитале и голосах ряда международных финансовых институтов от экономического положения соответствующей страны-члена, параметры участия в них Великобритании в ближайшее время вероятнее всего не изменятся. Это связано как с отсутствием автоматических механизмов пересчета долей квот и голосов, так и с уровнем развития британской экономики, обеспечивающим ее устойчивость к негативным шокам и позволяющим выполнить взятые на себя в рамках этих институтов обязательства.

Однако в средне- и долгосрочной перспективе позиции Великобритании в рассматриваемых институтах могут ослабнуть. Во-первых, при снижении доли страны в мировом ВВП возрастет давление со стороны других членов институтов (например в рамках следующего общего пересмотра квот МВФ), стремящихся к более справедливому распределению квот и голосов, отражающему экономическую реальность. Во-вторых, при реализации в будущем таких негативных для Великобритании сценариев, как выход из ее состава Шотландии или Северной Ирландии, высока вероятность перераспределения долей квот и голосов в пользу вышедших из-под суверенитета частей страны. В-третьих, подобное развитие событий также негативно повлияет на роль Великобритании в международных финансовых институтах, основанных на принципе равноправия всех членов, а не на квотах, включая Совет финансовой стабильности, Банк международных расчетов и его Базельский комитет по банковскому надзору, ослабив влияние участвующих в их работе представителей Банка Англии, Казначейства и надзорных финансовых органов.

Ослабление роли Великобритании в международных финансовых институтах окажет негативное влияние не только на саму страну, но и на устойчивость этих институтов и международной финансовой системы в целом. Необходимость поиска адекватной замены ресурсам, которые вкладываются в них Великобританией, может привести к сокращению объема операций институтов и новому витку борьбы стран за влияние на их деятельность.

НАТО

Несмотря на то, что в результате «Брекзита» Великобритании будет сложно исполнить обязательство членов НАТО по выделению 2% ВВП на цели обороны1, НАТО станет для отношений Великобритании, ЕС и США еще более важной организацией. И возможно более сильной. НАТО окажется единственной организацией включающей почти все значимые страны ЕС и США. Варшавский саммит НАТО (состоится 8–9 июля 2016 г.) должен будет послать сильный сигнал единства организации для всего мира и особенно России. «Брекзит» не изменит выбора Великобритании в пользу НАТО как основного многостороннего института обороны. Более того, Великобритания постарается укрепить практические аспекты своего особого сотрудничества с США, в том числе в рамках НАТО. Для США же существенно вырастет роль Германии как ключевого партнера, поскольку вне ЕС возможности Великобритании влиять на позиции Евросоюза существенно снизятся.

Совет безопасности ООН

Великобритания, скорее всего, сохранит свое место в Совете Безопасности ООН, даже если Шотландия и Северная Ирландия выйдут из состава Соединенного Королевства. Безусловно, может возникать вопрос о легитимности ее членства в СБ, поскольку данное членство принадлежит Соединенному Королевству. Однако прецедент в истории СБ уже есть, Россия стала правопреемницей СССР, хотя в статье 23 Устава Организации до сих пор в качестве постоянного члена фигурирует СССР. Вероятность изменения устава крайне низкая, несмотря на то что дискуссия о реформе идет давно и в ноябре 2015 г. в ЕС в качестве долгосрочной цели рассматривалась перспектива получения места Евросоюза в СБ вместо Великобритании и Франции.

Статья научная