Венчурный капитал и инвестиции в самоорганизующихся инновационных кластерах

Автор: Магомаева Лейла Румановна, Магомаев Тамирлан Рамзанович

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Экономика

Статья в выпуске: 2, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основы для развития инновационных региональных кластеров, в том числе роль венчурных фондов; отмечен высокий интерес западных институтов к становлению венчурного инвестирования в нашей стране. Представлен зарубежный опыт (Израиль) удачных проектов создания и реализации высокотехнологических кластеров малых бизнес-субъектов и венчурного капитала. Сделан вывод о направлениях совершенствования инвестирования средств в промышленные кластеры в РФ.

Региональный кластер, венчурные ярмарки, инновационное инвестирование, инновации

Короткий адрес: https://sciup.org/14931553

IDR: 14931553

Текст научной статьи Венчурный капитал и инвестиции в самоорганизующихся инновационных кластерах

Глобальной тенденцией научно-технического прогресса последних десятилетий является развитие и широкое применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Использование ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления [1]. Все это является благоприятной основой для создания регионального кластера.

Региональный кластер служит центром привлечения инвестиций из следующих основных источников: средства бюджетных и внебюджетных фондов, внутренние инвестиции предприятий и собственников, денежные средства населения, внешние кредиты и финансовые инструменты стратегических инвесторов [2].

Роль органов государственной власти как организаторов усложняется в результате ограниченности информационных, финансовых, научных и других видов ресурсов. Поэтому ставится задача разработки механизма запуска и поддержки процессов самоорганизации экономических структур, основанных на согласовании интересов систем всех уровней, и ограниченного использования ресурсов, привлеченных из внешних источников [3].

На мезоуровне (региональный уровень) формирование инновационных процессов происходит через систему самоорганизующихся кластеров, которые финансируются частными инвесторами; развитие этих кластеров происходит на основании развития института частного предпринимательства, а не государственного финансирования [4].

Стоит отметить, что в инновационной структуре большую роль выполняют венчурные фонды. В системе венчурного финансирования значительное место занимают так называемые венчурные ярмарки, цель которых сводится к ускорению привлечения инвестиций в инновационные сектора экономики, оказание помощи отечественным разработчикам занять свою нишу в мировом венчурном рынке капитала.

В России венчурный инвестор вынужден вкладывать большие средства, осуществлять большой объем функций, которые связанные с постановкой и развитием бизнес-процессов в инвестируемые компании [5].

Суть венчурного бизнеса сводится к тому, чтобы профинансировать компании, которые не имеют постоянных и стабильных источников финансирования, в обмен на участие в собственном капитале (другими словами, финансирование в обмен на акции). Полученные акции венчурный инвестор после некоторого развития предприятия продает, при этом цена продажи существенно выше, если сравнивать ее с вложенными средствами.

Венчурные компании являются важнейшим источником инноваций, создание которых требует наличия четырех элементов [6]:

– коммерческой идеи (сущность будущей инновации);

– общественной потребности в данной инновации (объекте, технологии, продукции, услуге);

– предпринимателя, готового на основе ожидаемого нововведения организовать венчурную компанию;

– «рискового» капитала для финансирования деятельности венчурной компании.

Венчурное инвестирование представляет собой новый сектор бизнеса для России. В отечественных условиях ведения бизнеса, механизмы и особенности отрасли недостаточно отработаны, при этом наблюдается высокий уровень интереса со стороны западных институтов к становлению венчурного инвестирования в нашей стране [7, с. 134–135].

Основными венчурными инвесторами в России выступают западные инвесторы. Развитие венчурной индустрии происходит невысокими темпами. Отечественные венчурные фонды, которые состояли бы исключительно из национального капитала, находятся в фазе зарождения.

Зарубежный опыт имеет несколько удачных проектов создания и реализации высокотехнологических кластеров малых бизнес-субъектов и венчурного капитала.

Израиль является одним из наиболее ярких примеров достижения успеха в развития этих двух взаимосвязанных секторов и целенаправленной политики государства. Далее рассмотрим ретроспективу развития стартап компаний и венчурного капитала в Израиле, проведем сравнение с Россией.

Результаты, полученные Израилем в 1990-е гг., впечатляют [8] (табл. 1).

Таблица 1 – Этапы развития высокотехнологичного кластера в Из

раиле

Период

1969–1976

1977–1984

1985–1992

1993–2000

2001–2006

Создано стартапов (поддержанные VC)

56 (1)

80 (9)

80 (95)

2264 (748)

2232 (301)

VC (PE) привлеченный капитал

0 (0)

0 (0)

85 (170)

7480 (9495)

3931 (7164)

IPOs стартапов

1 (0)

13 (0)

19 (3)

133 (65)

40 (13)

M&As стартапов (поддержанные VC)

0 (0)

0 (0)

2 (0)

91 (37)

81 (56)

Год

1976

1984

1992

2000

2006

R&D центры иностранных ТНК

5

10

18

50+

100+

Патенты (% ИКТ)

115 (22 %)

193 (22 %)

355 (25 %)

969 (43 %)

1527 (54 %)

ИКТ экспорт MS

NA

900

2,66

11

12,35

% продаж

(NA)

51 %

0,63 %

88 %

89 %

Анализируя успешный опыт Израиля, ученые выделяют в качестве его залога эффективную государственную поддержку. За год осуществляется финансирование более 1000 проектов более 500 компаний, при этом финансируется 20–50 % бюджета исследований [9, с. 31, 34].

Дополнительно реализуется программа Magneton по поддержке промышленных предприятий и университетов, осуществляющих разработку технологий на ранней стадии. Особое внимание следует обратить на программу по созданию технологических инкубаторов, запуск которой был осуществлен в 1991 г. Финансовая поддержка проектов производится посредством предоставления гранта (до 85 % от общего бюджета проекта), который возвращается при успешной реализации проекта. Оставшаяся часть проекта, как правило, финансируется бизнес-ангелами. В период нахождения в инкубаторе компания должна разработать продукт, составить бизнес-план по его выходу на рынок и дальнейшему привлечению венчурного финансирования [10].

При этом собственность в компаниях-резидентах распределяется следующим образом: учредители получают не менее 50 %; ведущие сотрудники – не менее 10 %; инвестор (бизнес-ангел) – 15–20 %, инкубатор – не более 20 %.

Следует отметить, что многие страны, реализующие политику технологического развития, не добиваются долгосрочного стабильного результата, потому что преждевременно пытаются перейти к стадии реализации политики развития, не сформировав при этом необходимых условий для создания критической массы стартапов. К данной группе стран можно отнести и Россию, где в настоящее время наблюдается недостаток высокотехнологических проектов и венчурных инвестиций при наличии в то же время избытка финансовых ресурсов.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы о направлениях совершенствования инвестирования средств в промышленные кластеры в РФ:

  • –    в рамках стратегических прогнозов следует восстановить научно-прогнозное обоснование Комплексной программы научно-технического прогресса и ее социально-экономических результатов на 25–30 лет, а также инвестиционную Генеральную схему развития и размещения производительных сил на 15–20 лет, что обеспечит сбалансированное развитие науки, инноваций, труда, привлечение инвестиций;

  • –    необходимо создать механизм государственно-частного управления отечественной экономикой, являющийся взаимосвязанной кластерной инновационно-инвестиционной системой, способной развивать инновационные циклы и коммерциализировать результаты инновационной деятельности;

  • –    следует отдавать приоритет в финансировании фундаментальным и прикладным наукам (не менее 4–5 % ВВП ежегодно). Стимулировать осуществление НИОКР посредством налоговой и амортизационной политики;

  • –    необходимо стимулировать развитие венчурного предпринимательства, в том числе с помощью создания государственно-частных региональных венчурных фондов, некоммерческих венчурных ассоциаций по консалтинговому и юридическому сопровождению венчурного предпринимательства.

Ссылки:

  • 1.    Товсултанова С.В. Методика формирования интегрального индикатора информационно-коммуникационного потенциала экономических подсистем Российской Федерации // Транспортное дело России. 2012. № 5.

  • 2.    Современные тенденции конкурентоспособности Республики Татарстан: инновации, инвестиции, кластерный подход : материалы межрегиональной научно-практической конференции. Казань, 2010. C. 38.

  • 3.    Андрющенко Е.А. Кластерная модель экономики предприятий на региональном уровне // Вестник Хмельницкого института регионального управления и права. 2003. № 2 (6). С. 294.

  • 4.    Каранатова Л.Г. Государственный заказ как механизм эффективного воздействия на инновационное развитие экономики России : автореф. дис.... докт. экон. наук. СПб., 2011. С. 11.

  • 5.    Камалов А.М. Венчурное финансирование индустрии нанотехнологий в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147). С. 89.

  • 6.    Руцик Ю.О. Венчурный бизнес // НП «Сибирская ассоциация консультантов» : материалы Международной заочной научно-практической конференции «Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития», 11 апреля 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/files/2011_04_11_Economy/Ruzik.doc (дата обращения: 30.11.2011).

  • 7.    Магомаева Л.Р. Развитие институтов хедж-фондов для инвестиций в российские крупные инновационные предпринимательские структуры // Новые технологии : научный журнал. 2012. Вып. 1. С. 134–135.

  • 8.    Родионов И.И., Павловский С.В. История развития высокотехнологичного кластера и венчурного капитала в Израиле – уроки для России // TheAngelInvestor. 2009. № 3 (15). C. 31, 34.

  • 9.    Там же.

  • 10.    Бабкин П.Ю., Суркова Т.В., Еремеева М.А. К вопросу о способах инвестирования промышленных кластеров в РФ // Наукознание. 2011. Вып. 1. № 1 (3). С. 3.

Список литературы Венчурный капитал и инвестиции в самоорганизующихся инновационных кластерах

  • Товсултанова С.В. Методика формирования интегрального индикатора информационно-коммуникационного потенциала экономических подсистем Российской Федерации//Транспортное дело России. 2012. № 5.
  • Современные тенденции конкурентоспособности Республики Татарстан: инновации, инвестиции, кластерный подход: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Казань, 2010. С. 38.
  • Андрющенко Е.А. Кластерная модель экономики предприятий на региональном уровне//Вестник Хмельницкого института регионального управления и права. 2003. № 2 (6). С. 294.
  • Каранатова Л.Г. Государственный заказ как механизм эффективного воздействия на инновационное развитие экономики России: автореф. дис.. докт. экон. наук. СПб., 2011. С. 11.
  • Камалов А.М. Венчурное финансирование индустрии нанотехнологий в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы//Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147). С. 89.
  • Руцик Ю.О. Венчурный бизнес//НП «Сибирская ассоциация консультантов»: материалы Международной заочной научно-практической конференции «Экономика и управление: актуальные проблемы и тенденции развития», 11 апреля 2011 г. . URL: http://sibac.info/files/2011_04_11_Economy/Ruzik.doc (дата обращения: 30.11.2011).
  • Магомаева Л.Р. Развитие институтов хедж-фондов для инвестиций в российские крупные инновационные предпринимательские структуры//Новые технологии: научный журнал. 2012. Вып. 1. С. 134-135.
  • Родионов И.И., Павловский С.В. История развития высокотехнологичного кластера и венчурного капитала в Израиле -уроки для России//TheAngelInvestor. 2009. № 3 (15). C. 31, 34.
  • Бабкин П.Ю., Суркова Т.В., Еремеева М.А. К вопросу о способах инвестирования промышленных кластеров в РФ//Наукознание. 2011. Вып. 1. № 1 (3). С. 3.
Еще
Статья научная