Верхнеудинское купечество и городское управление по материалам «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири»
Автор: Санжиева Т.Е.
Статья в выпуске: 3, 2025 года.
Бесплатный доступ
Тема истории купечества и его участие в городском управлении в конце XVIII — начале XIX в. почти не изучена. Статья посвящена исследованию материалов «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири» в 4 томах о верхнеудинском купечестве и его роли в управлении городом Верхнеудинском. Благодаря списку купцов, приведенных в «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири», можно определить их качественный и количественный состав, сословную принадлежность, размер капитала. Кроме того, здесь указаны сведения об участии купцов в городском самоуправлении, хотя их было мало, но в исследуемый период купечество из-за слабого финансового обеспечения не могли идти в политику.
Верхнеудинск, управление городом, купцы, гильдии, краткая энциклопедия, предпринимательство Сибири
Короткий адрес: https://sciup.org/148332057
IDR: 148332057 | УДК: 94(571.5) | DOI: 10.18101/2305-753X-2025-3-88-93
Текст научной статьи Верхнеудинское купечество и городское управление по материалам «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири»
Санжиева Т. Е. Верхнеудинское купечество и городское управление по материалам «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири» // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2025. Вып. 3. С. 88–93.
150-летний юбилей Верхнеудинской городской думы и 30-летие Улан-Удэнского городского совета депутатов позволяют нам оглянуться в прошлое. Согласно «Жалованной грамоте городам» 1785 г. была создана система городского самоуправления: «собрание градского общества», общая городская дума, шестигласная дума, городовой магистрат [4, с. 8]. Кроме того, были определены шесть сословий, во второй разряд входили купцы 1, 2 и 3-й гильдий, в третий — ремесленники, записанные в цехи, большинство горожан представляли шестой разряд — посадские и ремесленники, которых стали называть мещанами. Участвовать в общегородском собрании могли только те, кому исполнилось 25 лет, внесенные в городовую обывательскую книгу, имевшие собственный дом и об- ладавшие капиталом не менее 5 000 р. Поэтому в управлении городом могли участвовать только купцы 2-й и 1-й гильдий.
Статья посвящена исследованию «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири» в 4 томах, из которой была сделана выборка верхнеудинских купцов. Действительно, самое главное и ценное в ней — купеческие фамилии. Авторы «Краткой энциклопедии…» проделали титаническую работу по сбору материала в «ревизских сказках», городских обывательских и метрических книгах, хранящихся в архивах городов Сибири. Задача собрать факты и предоставить их заинтересованному читателю с успехом была выполнена. История сибирского купечества в конце XVIII — начале XIX в., верхнеудинского в том числе, слабо изучена из-за небольшой источниковой базы. «Краткая энциклопедия…» восполняет этот пробел, став настольной книгой исследователей предпринимательства Сибири.
Город Верхнеудинск в конце XVIII в. имел важное геостратегическое значение и находился на втором месте после Иркутска по своей значимости. Благодаря своему географическому положению и близости русско-китайской торговли Верхнеудинск становится торговым центром. В последнем десятилетии XVII в. Верхнеудинск стал складским, перевалочным и товаро-распределительным центром для торговых, служилых и промышленных людей, наблюдался процесс первоначального накопления капитала [1, с. 44].
Несмотря на отдаленность от центра страны, в Верхнеудинске кипела торговая жизнь. Торговое предпринимательство в Сибири, особенно в Забайкалье, имело ряд особенностей, «которые были обусловлены географическими, социально-политическими и экономическими факторами и, прежде всего, колониальным положением региона в системе российской государственности» [13, с. 9].
Верхнеудинские купцы, как и большинство сибирских предпринимателей, в конце XVIII — начале XIX в. не участвовали активно в политической жизни города по двум причинам: торговые дела не позволяли отвлекаться и «бюрократия, вынужденная дать предпринимателям определенную свободу в экономической сфере, отнюдь была не расположена делать это в области политической» [12, с. 18]. Однако некоторые из них все-таки участвовали в управлении городом. Так, представитель купеческой династии Байбородиных купец 2-й гильдии Григорий Никитович в 1786 г. был городским головой, как и верхнеудинский купец 3-й гильдии Василий Михайлович Похолков из династии селенгинских и верхнеудинских купцов в 1810-е гг. [7, с. 111]. Ротманами в Верхнеудинском магистрате в 1801 г. были верхнеудинский, затем иркутский купец Абрам Болдаков (Балдаков) [2, с. 143] и верхнеудинский купец 3-й гильдии Афанасий Прокопьевич Воронцов [3, с. 42].
Формирование купеческого сословия в Верхнеудинске началось в первой половине XVIII в. и, как отмечает исследователь О. Н. Мищакова, «было напрямую связано с установлением регулярной русско-китайской торговли через Кяхту» [1, с. 46]. В 1775 г. была введена гильдейская система, окончательно офор- мившая купечество как городское сословие. Для записи в третью гильдию достаточно было объявить капитал в 500 р., во вторую — не менее 1 000 р., в первую — не менее 10 тыс. руб. Повышался и процентный сбор с капитала: в 1755 г. он составлял 1% с объявленного капитала, с 1790 г. — 1,25%, в первой половине XIX в. — 5% и более [13, с. 15]. «Жалованная грамота городам», принятая в 1785 г., освободила купцов от несения казенных служб, рекрутской повинности, купцов двух первых гильдий от телесного наказания. Купцам 1-й и 2-й гильдий разрешалось иметь заводы, фабрики, речные суда.
Верхнеудинские купцы, как и по всей стране, были приписаны к одной из трех гильдий в зависимости от объявленного капитала. В «Краткой энциклопедии…» указано, что в 1780 г. в Верхнеудинске было 398 купцов [3, с. 86]. По подсчетам в исследуемый период числилось 162 верхнеудинских купца. Они записывались как верхнеудинские купцы, но не обязательно все они жили в г. Вернеудинске. Судя по объявленному капиталу, верхнеудинское купечество было небогатым. Большая часть купцов Верхнеудинска состояла в 3-й гильдии. Одним из самых состоятельных купцов начала XIX в. считался Яков Андриянович Титов — купец 1-й гильдии, член династии верхнеудинских купцов Титовых, который в 1810 г. объявил капитал в 80 тыс. р., этот же капитал он указал и в 1818 г., его брат Яков Андриянович в 1786 г. был купцом 1-й гильдии с капиталом в 50 тыс. р. [9, с. 125]; Василий Прокопьевич Осипов, до 1807 г. причисленный к верхнеудинским купцам во 2-й гильдии с объявленным капиталом более 8 тыс. р., перешел в 1-й гильдию с капиталом сначала 10 тыс., позднее более 50 тыс. р. Занимался оптовой торговлей с Китаем, подрядами и поставками [7, с. 91]. В 1799 г. в купцы 1-й гильдии с необъявленным капиталом вступил Иакинф Петрович Фролов [10, с. 68], а Михаил Филиппович Сотников записался купцом в 1-й гильдию с капиталом в 50 тыс. р. в 1815 г. [9, с. 80]. Во второй гильдии состояли купцы Александр Данилович Шевелев с объявленным капиталом в 5 000 р. (1786), в 8 000 р. (1793–1807) и в 10 тыс. руб. (1810) [11, с. 15], Прокопий Федорович Серебренников с капиталом в 5 050 р. (1786–1796) [9, с. 34], Пантелей Осипович Кашкаров в 1770-х гг. значился кяхтинским купцом 2-й гильдии, по 4-й ревизии (1782) — кяхтинским мещанином, в 1785 г. поступил в купцы Верхнеудинска, занимался мелочной торговлей [5, с. 94].
Объявленная сумма не подвергалась проверке, кроме того, купцы сами могли заявлять необходимую для них гильдию. Так, Герасим Сумкин записался в купцы 3-й гильдии, а в 1815–1818 гг. он заявил капитал в 8 тыс. р., но остался в 3-й гильдии [9, c. 96]. Андриян Титов с капиталом 8 тыс. р. записался в купцы 2-й гильдии [9, с. 125].
К сожалению, источниковая база не располагает обширными данными и в «Краткой энциклопедии…» отсутствуют сведения об объявленном капитале у некоторых перечисленных купцов. Многие документы, как отмечают авторы, погибли при пожарах гражданской войны.
В 1785 г. «Жалованная грамота городам» разрешила торговую деятельность только купцам, что привело к переходу ведущих торговлю мещан в купеческое сословие. Невысокий уровень финансового состояния верхнеудинских купцов обусловил переход из мещан в купеческое сословие и обратно. Кроме мещан в купеческое сословие переходили цеховые. В 1796 г. из верхнеудинского цехового сословия поступили в купцы 3-й гильдии братья Брыковы Николай и Сергей Филипповичи, Петр Степанович Дворяников [3, с. 114], купеческая вдова Матрена Ефимовна [2, с. 151], а также Лука Андреевич Капустин, который в 1796 г. имел капитал более 2 тыс. р. [4, c. 165]. Из селенгинских цеховых перешли в купцы 3-й гильдии Иван Матвеевич Власьевский [3, с. 35], Семен Григорьевич Лебедев [6, с. 21] и Иван Алексеевич Новоселов [7, с. 50].
Многие верхнеудинские купцы происходили из мещан Ильинского острога. Например, в 1796 г. перешли в верхнеудинские купцы 3-й гильдии Василий Корнилович Баев, Дмитрий Федорович Горбов, Гавриил Федорович Дубинин и другие.
«Краткая энциклопедия…» сообщает о 24 династиях верхнеудинских купцов. Самую большую династию представляли купцы Мордовские (9 чел.), Байбородины (8 чел.), Похолковы (6 чел.), Титовы (5 чел.), Лосевы, Налетовы, Фроловы по 4 чел. Из трех купцов состояли династий Брыковых, Есиповых, Курбатовых, Труневых, Фендриковых, Черняевых, по два купца — Бурдуков-ские, Гусевы, Елизовы, Орловы, Стерховы, Сумкины, Цивилевы, Шевелевы и Шестаковы. Большинство династий имело небольшой период существования.
В «Краткой энциклопедии…» часто фигурирует 1796 год. Исследователям предстоит объяснить эту дату.
Анализ материалов «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири» позволяет прийти к выводу, что к концу XVIII в. в городе сформировалась небольшая, но экономически влиятельная купеческая корпорация. Большинство купцов принадлежало к третьей, реже — ко второй гильдии. В исследуемый период купечество в Верхнеудинске еще не располагало крупными капиталами и не стремилось активно участвовать в политической жизни города, тем не менее они были элитой общества и могли участвовать в городских собраниях.
Авторы «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири» в четырех томах внесли неоценимый вклад в исследование истории города Верхнеудинска, являясь единственным источником по истории конца XVIII — начала XIX в.