Вещный мир уильта Сахалина по материалам тунгусской экспедиции 1927-1928 гг
Автор: Сем Татьяна Юрьевна
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Рубрика: Археология, антропология и этнология в Circum-Pacific
Статья в выпуске: 4 (54), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена систематизации и семантическому анализу вещевой коллекции уильта, собранной Б.А. Васильевым в ходе Тунгусской экспедиции 1927-1928 гг. на Сахалине. Имеющиеся публикации по данной теме ограничиваются в основном перечислением вещей. Поэтому целью данной статьи является аналитическое исследование вещного мира уильта в свете определения их этнической идентичности. Автор использует герменевтический и семантический подход к проблеме, рассматривая вещи как текст культуры и выявляя их смысловое значение. Особенности ландшафта Сахалина, комплексный характер хозяйства (речное рыболовство, морской промысел, охота и оленеводство), сочетание оседлости и перекочевок - все это лежит в основе этнокультурной идентичности уильта. В данном контексте в статье рассмотрены основные орудия хозяйственной деятельности и связанные с ними утварь, одежда, предметы культа, а также орнаментация предметов и их этнокультурная специфика. Изучение вещей из коллекции Б.А. Васильева показывает разнообразие этнокультурных связей уильта.
Вещный мир, уильта, сахалин, идентичность, российский этнографический музей, тунгусская экспедиция 1927-1928 гг
Короткий адрес: https://sciup.org/170175962
IDR: 170175962 | DOI: 10.24866/1997-2857/2020-4/33-40
Список литературы Вещный мир уильта Сахалина по материалам тунгусской экспедиции 1927-1928 гг
- Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л.: Наука, 1989. С. 63-87.
- Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Кунсткамера: Избранные статьи. Т. 1. СПб.: Европейский Дом, 1995. С. 80-93.
- Березницкий С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-Сахалинского региона. Владивосток: Дальнаука, 2003.
- Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков // Этнография. 1929. № 1. С. 3-22.
- Василевский А.А. Происхождение и родство островных народов Восточной Азии (обзор зарубежной антропологической литературы) // Краеведческий бюллетень. 1995. № 3. С.143-162.
- Василевич Г.М., Левин М.Г. Типы оленеводства и их происхождение // Советская этнография. 1957. № 1. С. 62-87.
- Историко-этнографический атлас народов Сибири / под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
- Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Восточная литература, 1961.
- Лысенко О.В. Выставка «Славяне Восточной Европы» как модель концептуальной экспозиции: вещь в музейном и этнокультурном пространствах // Материалы по этнографии. Т. 3. Народы Белоруссии, Украины, Молдавии. СПб., 2010. С. 259-306.
- Лысенко О.В., Комарова С.В. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы. СПб., 1992.
- Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX - начало xx века). Новосибирск: Наука, 1984.
- Миссонова Л.И. Уйльта Сахалина: Большие проблемы малочисленного народа. М.: Наука, 2006.
- Миссонова Л.И. «Танец огня» как один из главных обрядов жизненного цикла в тунгусо-маньчжурской практике // Музей. Традиции. Этничность. 2014. № 2. С. 33-44.
- Никитина М.И. Миф о Женщине-Солнце и ее родителях и его «спутники» в ритуальной традиции древней Кореи и соседних народов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.
- Островский А.Б. Мифология и верования нивхов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997.
- Островский А.Б. Ритуальная скульптура народов Амура и Сахалина. Путеводная нить чисел. СПб.: Нестор-История, 2009.
- Островский А.Б. Антропология мышления. Избранные статьи 1990-2016 гг. СПб.: Нестор-История, 2019.
- Пилсудский Б.О. Из поездки к орокам о. Сахалина в 1904 г. Южно-Сахалинск: Институт морской геологии и геофизики, 1989.
- Прокофьев М.М., Черпакова К.Я. Предметы традиционной культуры уйльта и эвенков из собрания Сахалинского областного краеведческого музея // Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Сахалинская область. Уйльта. Эвенки. Южно-Сахалинск: Лукоморье, 2009. С.143-184.
- Роон Т.П. Уйльта Сахалина. Историко-эт-нографические исследования традиционного хозяйства и материальной культуры XVIII -сер. XX веков. Южно-Сахалинск, 1996.
- Сем Т.Ю. Картина мира тунгусов: пантеон. (семантика образов и этнокультурные связи). Историко-этнографические очерки. СПб., 2015.
- Сем Т.Ю. Мифология в орнаментике орочонов: символика и семантика образов // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 41-49.
- Сем Ю.А., Сем ЛИ., Сем Т.Ю. Материалы по традиционной культуре, фольклору и языку ороков. Диалектический орокско-рус-ский словарь. Владивосток: Дальнаука, 2011.
- Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока. Вып. 2. Эвены. Магадан: ОАО «МАОМБИ», 2004.
- Шавкунов Э.В. Приморье и соседние с ним районы Дунбэя и Северной Кореи в I-III в. н.э. // Труды Дальневосточного филиала СО АН СССР им. В.Л. Комарова. Серия историческая. Саранск, 1959. С.37-74.
- Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-уди-гэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.: Наука, 1990.
- Шубина О.А. Этапы заселения древним человеком укрепленного поселения Белокамен-ная-Часи на Южном Сахалине // Вестник Сахалинского музея. 1996. № 6. С. 227-252.
- Икегами Дзиро. Уйрута-но кураси-то мин-гу (Жилище и предметы уйльта). Абасири, 1982.
- Wada, S., 1938. The natives of the lower reaches of the Amur River as represented in Chinese record. Memoirs of the Research Department of Tokyo Bunko, no. 10, pp. 45-107.