В.И. Танеев: жизнь, деятельность, судьба

Автор: Морозов Павел Михайлович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Персоны

Статья в выпуске: 4, 2011 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена судьбе известного в свое время адвоката, философа и общественного деятеля В.И. Танеева. Танеев немало сделал для развития социалистических идей в России, однако по неизвестным причинам ни разу не был подвергнут притеснениям со стороны властей.

Танеев, адвокатура, социализм, запрещенные книги, присяжный поверенный, политический процесс, академические обеды

Короткий адрес: https://sciup.org/170165791

IDR: 170165791

Текст научной статьи В.И. Танеев: жизнь, деятельность, судьба

К руг источников о жизни и деятельности В.И. Танеева весьма широк: воспоминания самого Танеева1, его сына, основные труды Владимира Ивановича о будущем устройстве коммунистического общества, мемуары поэта А. Белого, музыкального критика Л.Л. Сабанеева, дневники П.И. Чайковского2 (родной брат Владимира Сергей Иванович Танеев был выдающимся композитором), архивные материалы. Исследований жизни и творчества В.И. Танеева немного, и почти все они касаются его философских и политических взглядов. Первым это сделал Б.П. Козьмин3. Вскоре вышел целый ряд статей и небольших монографий С.В. Оболенской4 (об исторических изысканиях Танеева) и П.С. Шкуринова5 (о его философских взглядах). После них исследованием отдельных страниц жизни и деятельности Танеева занимался лишь Н.А. Троицкий в трудах по истории русской адвокатуры6.

Родители В.И. Танеева были образованными людьми. Мать Варвара Павловна Протопопова принадлежала к духовному сословию. Отец Иван Ильич Танеев защитил магистерскую диссертацию на отделении словесных наук Московского университета, после чего еще раз прошел обучение, уже на медицинском отделении, и выдержал экзамены на звание лекаря.

Сам Владимир Иванович родился 24 августа 1840 г. Уже в четыре года его начали учить основам наук и иностранным языкам (французскому, немецкому и латыни). С детства он имел выдающуюся память, в три года воспроизводил наизусть главы из «Евгения Онегина», которые читала ему матушка перед сном.

В 1853 г. В.И. Танеев поступил в Училище правоведения в

МОРОЗОВ

Павел

Михайлович – аспирант кафедры истории Ро с сии ИИиМО СГУ им.

Петербурге и окончил его в 1861 г. Следует отметить, что учеба не приносила ему удовлетворения, а наоборот, тяготила, о чем он неоднократно вспоминал. Здесь он впервые познакомился с сочинениями А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского и начал собирать свою коллекцию книг, поначалу преимущественно беллетристику.

После окончания училища до 1866 г. Танеев жил уроками и занимался самообразованием, читал лекции о Великой Французской революции в морском кадетском училище. Кроме того, в коммуне писателя-социалиста В.А. Слепцова он преподавал политическую экономию.

В 1863 г. состоялась первая поездка Танеева в Европу, после которой он начал привозить и заказывать из-за границы научные книги, зачастую запрещенные в России. В том же году Владимир Иванович попробовал себя в качестве историка, написав труд «Взятие Бастилии», в котором ярко и эмоционально описал события, происходившие во Франции 14 июля 1789 г.

Карьера В.И. Танеева как юриста началась в 1866 г., когда он вступил в сословие присяжных поверенных. Специализировался он, в основном, на гражданских делах, рассматривая вопросы наследования1. Более широкую известность ему принесло участие в известном политическом процессе польского восстания 1863 г., проходившем в 1869–1870 гг. После окончания этого процесса им написано еще одно сочинение – «Теория грабежа», в котором автор рассуждал о принципах политического и экономического развития государства.

В 1867 г. Танеев женился на дочери шотландского инженера Арчибальда Макнэб-Скотта, приехавшего в Россию строить Николаевскую железную дорогу. После переезда из Шотландии девушка получила имя Елена Сергеевна. В следующем году у супругов появился первый ребенок – Владимир, получивший за свое крепкое здоровье прозвище «богатырь».

Вторая поездка Танеева за границу состоялась в 1870 г. Поначалу он направился в Лондон, а затем в Брюссель, где познакомился с консервативным историком Н.Д. Фюстелем де Куланжем и чуть позже – с реформатором-социалистом Ж.Б. Годеном. Там же состоялось знакомство Танеева с находившимся в эмиграции с 1870 г. идеологом революционного народничества П.Л. Лавровым, который оказал большое влияние на формирование его взглядов. Идеал политического устройства общества Владимир Иванович видел в социализме крестьянского толка. Гораздо позже в целом ряде своих трудов он подробно изложит структуру этого будущего «идеального» общества.

Возможно, под впечатлением этой поездки из-под пера Танеева выходит еще одно сочинение – «Международное общество рабочих», где он описывает становление и деятельность I Интернационала. В 1871 г. К. Маркс прислал ему свою фотографию с личной подписью, описав адвоката как «преданного друга освобождения народа» в своем письме к М.М. Ковалевскому2.

Самым громким событием в карьере Танеева стало его участие в проходившем с 1 июля по 11 сентября 1871 г. политическом процессе нечаевцев. В зале суда, защищая одного из своих подопечных, адвокат пытался объяснить всем присутствующим, что чтение А.И. Герцена вовсе не является преступлением (его сочинения были строжайше запрещены), а наоборот, каждый образованный человек обязан их изучать3.

В этом же году изменился статус В.И. Танеева как юриста – он стал членом Совета присяжных поверенных Петербурга. В 1872 г. Владимир Иванович переехал в Москву, где взошел еще выше по карьерной лестнице, заняв пост председателя Совета присяжных поверенных. Возглавлял он его четыре года (1877– 1880), впервые в России организовав группу помощников присяжных поверенных – институт профессиональной подготовки адвокатов.

Кроме того, он продолжал пополнение и планомерное изучение растущей с каждым годом своей научной библиотеки. Через год вышла первая часть его мемуаров – «История моего пребывания в Училище правоведения».

Еще через год Танеев вновь отправился в заграничное путешествие. На этот раз – в Италию. Об этой своей поездке он оставил интересные путевые заметки, в которых делился впечатлениями о различиях между европейскими и российскими городами: «…может они (города) мне так понравились, потому что я попал сюда из грязной кучи коробок для жилья, называемой Москвой»1.

К этому же времени относится создание еще двух его сочинений – «Ейтихиология» (о всеобщих законах развития человеческого общества, как он их понимал), а также «Коммунистические государства будущего» (взгляд мыслителя на будущее устройство социалистического общества).

На протяжении всей своей жизни В.И. Танеев никогда не прекращал заниматься самообразованием, изучая историю, философию, социологию, психологию, биологию и т.д., постоянно пополняя свои энциклопедические знания. Результатом такого самообучения стал целый ряд сочинений, в основном по общественным наукам. Танеев печатался в журналах«Современник»,«Отечественные записки», «Русские ведомости» и др.

С 1868 г. Владимир Иванович организует у себя «кружок» с субботними вечерами. Поначалу приходили на них только М.Е. Салтыков-Щедрин (его близкий друг) с супругой и еще несколько человек. После переезда в Москву этот «кружок» стал более популярным и с 1875 г. перерос в «академические обеды». Постоянными участниками этих обедов в разное время были естествоиспытатель К.А. Тимирязев, химик В.В. Марковников, физико-химик В.Ф. Лугинин. Позже эти обеды стали посещать химики И.А. Каблуков и В.Ф. Лучинин; юрист и писатель, знаток Евангелия А.С. Бутурлин; историки и юристы С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, Д.М. Петрушевский, А.И. Чупров; физики А.Г. Столетов и П.Н. Лебедев; медики С.С. Корсаков, В.С. Сербский, И.М. Сеченов; деятели искусства С.И. Танеев, П.И. Чайковский, А.И. Сумбатов-Южин, Б.Б. Корсов, М.Н. Ермолова; писатели И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, П.Д. Боборыкин.

На этих обедах велись оживленные беседы по актуальным вопросам социо- логии, политэкономии, искусства, религии и особенно политики. В.И. Танеев как руководитель этих собраний предлагал кому-либо из присутствующих выступить с докладом, таким образом обозначая основное направление дискуссий, зачастую очень острых. Академика Д.М. Петрушевского, когда тот был профессором Московского университета, неоднократно вызывали к начальнику округа, который говорил ему: «Или вы продолжайте преподавание в университете или обедайте в Танеевском кружке, а совместить одно и другое – невоз-можно»2.

Странным остается то, что, несмотря на жесткую политику правительства в отношении людей, сеющих «крамолу» в обществе, Танеев полицией к ответственности не привлекался, хотя поводов было предостаточно. Танеев никогда не стеснялся высказывать свои «левые» убеждения где бы то ни было: за столом «академических обедов», у себя в имении и даже в зале суда. Возможно, власти относились к нему как к человеку со странностями и воспринимали это все как барское чудачество. Впрочем, Андрей Белый говорил о существовавшем предположении, что такое поведение было на руку шпионам охранного отделения, ибо позволяло следить за реакцией на речи адвоката целого круга «неблагонадежных» людей. А вот как отзывался о Танееве Л.Л. Сабанеев: «Это был старый вольнодумец, безбожник и богохулитель, ненавистник всех “властей предержащих”, противоестественное сочетание лютейшего аристократизма с политическим радикализмом…»3.

В 1883 г. Владимир Иванович на заработанные от адвокатской деятельности деньги приобрел имение Демьяново около г. Клина Московской губернии. Крестьяне относились к нему с большим уважением: он отдал им в безвозмездное пользование земли для выпаса скота; закрыл как вредное производство сандальный завод, мешающий ведению сельского хозяйства; никогда не прибегал к суду при разрешении споров; следил за благосостоянием сельчан.

После ужасного пожара летом 1885 г. в Клину, когда население (около 4 тыс.

чел.) лишилось крова и хлеба, Владимир Иванович вместе с супругой организовал доставку важнейших продуктов для беднейшей части населения (часто безвозмездно раздавая еду и деньги) в течение трех недель, пока не наладилось обычное снабжение.

Особое внимание Танеев уделял приведению в порядок своих многочисленных выписок (более 20 тыс.), из которых, по его мнению, можно было бы сделать 10 книг. Большую же часть его деятельности составляла непрекращавшаяся работа по пополнению и упорядочению библиотеки, которую он собирал с 18 лет. Перевезенная из Москвы в Демьяново библиотека (более 20 тыс. томов) заняла 3 комнаты (один только единый каталог составлял 122 листа!) и была расположена по созданной ее обладателем специальной системе.

После революции нарком просвещения А.В. Луначарский получил сведения об этом уникальном собрании литературы и поручил М.Н. Покровскому выкупить ее, предложив 100 тыс. руб. Продать библиотеку Танеев отказался, приняв очень тяжелое для себя решение: передать ее советскому правительству без всякой оплаты. Библиотека была передана в феврале 1919 г. и перевезена в Москву, в Социалистическую академию. В.И. Ленин на основании постановления Совета Народных Комиссаров от 25 марта 1919 г. выдал В.И. Танееву охранную грамоту за своей личной подписью.

Умер Владимир Иванович Танеев 20 октября 1921 г. в с. Демьяново.

В своей долгой и насыщенной жизни Владимир Иванович показал себя человеком слова и чести. Никогда он не боялся поступать по совести, даже если это грозило ему неприятностями с властями. Несмотря на свою эпатажность, а может, и благодаря ей, Танеев был человеком чтимым и уважаемым. Несмотря на свои довольно радикальные политические взгляды, в открытые конфликты с правительством он никогда не вступал, действуя исключительно в рамках закона. Такое жизненное credo представляется весьма актуальным в наше время перемен и нововведений, ибо сегодня как никогда очень важно сохранять равновесие между политическими убеждениями и правительственной политикой.

Статья научная