Виктимологический аспект предпринимательской деятельности в контексте убийства по найму
Автор: Габеев С.В.
Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz
Рубрика: Уголовно-правовые науки
Статья в выпуске: 4 (32), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются виктимологические риски предпринимательской деятельности, связанные с виктимизацией предпринимателей, ведущей к совершению убийства по найму. Структура жертв наемных убийц отражает, что каждый третий потерпевший лишался жизни в связи с занятием предпринимательской деятельностью. Анализ материалов судебно - следственной практики позволил выделить типичные факторы виктимизации предпринимателя. В основе механизма совершения убийства по найму лежит конфликт между потенциальной жертвой и заказчиком преступления. Конфликт может протекать открыто или латентно. Исследование виктимизации лица в связи с занятием предпринимательской деятельности должно использоваться в виктимологической профилактике убийств по найму.
Убийство по найму, виктимологические риски, виктимизация, жертва убийства, заказчик, конфликтные ситуации, виктимологическая профилактика, предпринимательская деятельность
Короткий адрес: https://sciup.org/143183710
IDR: 143183710 | DOI: 10.55001/2587-9820.2024.78.71.005
Текст научной статьи Виктимологический аспект предпринимательской деятельности в контексте убийства по найму
В механизме совершения убийства по найму взаимоотношения между жертвой преступления и заказчиком этого преступления имеют первостепенное значение. Они объясняют, почему и в связи с чем было совершено убийство по найму. При этом связь между наемным убийцей и потерпевшим является вторичной.
Заказчик запускает механизм совершения преступления, инициирует последующие действия иных соучастников убийства по найму. Между заказчиком убийства по найму и его жертвой практически всегда существует предыстория отношений, порождающая конфликт или противоречие. Убийство же, заказываемое наемному убийце, является радикальным средством разрешения этого конфликта (противоречия).
При изучении ролевого компонента жертв убийств по найму нами было проанализировано 94 потерпевших от убийства по найму. В некоторых случаях установить взаимосвязь между заказчиком и жертвой не представилось возможным, поэтому говорить о мотивации заказчика и истинных причинах убийства в этом случае можно только в форме версий.
Исследование личности жертв убийств по найму показало, что каждый третий потерпевший от этого преступления осуществлял предпринимательскую (коммерческую) деятельность, и именно в связи с этим было совершено посягательство на его жизнь. В данную группу жертв мы не включили случаи покушения на жизнь предпринимателей в связи с семейно-бытовыми конфликтами, местью за иную неправомерную деятельность, не связанную с коммерцией. И хотя в специальной литературе предпринимались попытки исследования виктимности предпринимате- лей [1], в контексте жертв убийств по найму данная группа потерпевших практически не изучалась.
Основная часть
Предпринимательство, коммерческая деятельность по своей сути связаны с риском экономического краха и разорения. Об этом прямо говорится в ч. 1 ст. 2 ГК РФ 1 . Однако помимо коммерческих рисков предпринимательская деятельность потенциально может нести и иные риски (репутационные, а также риски из - за возникновения конфликтов). Конфликтная ситуация предполагает участие как минимум двух сторон, находящихся между собой в определенном контакте [2, с. 106]. Конфликт может возникать между конкурентами по бизнесу, совладельцами бизнеса, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации. Иногда такой конфликт пытаются разрешить радикальными методами – физическим устранением одной из сторон конфликта.
На то, что в основе любого убийства по найму лежит конфликт интересов жертвы и заказчика убийства, ранее обращалось внимание в научных исследованиях. Так, И. С. Ильин отмечает, что «конфликт между заказчиком и жертвой заказного убийства может совпадать с предпреступ-ной ситуацией либо быть ее неотъемлемым атрибутом. При этом причинами убийств по найму являются не конфликты как таковые, ввиду того, что один и тот же конфликт различными субъектами может быть разрешен по-разному, а две взаимо- необходимые группы обстоятельств: во-первых, обстоятельства, лежащие в основе конфликта, во-вторых, обстоятельства, обуславливающие потребность лица к разрешению сложившейся ситуации посредством криминального “заказа”» [3, с. 9]. Полагаем, что в случае убийства по найму, в котором фактором виктимизации является занятие предпринимательской (коммерческой) деятельностью, ситуация конфликта присутствует всегда.
Виктимизация предпринимателя как жертвы убийства по найму в данном случае осуществляется по ролевой функции.
По нашим данным (см. рис. 1), среди всех жертв убийств по найму предприниматели составляют наибольшую часть (29,8 %), опережая даже жертв семейно-бытовых конфликтов (24,5 %). При этом в данном случае не идет речи о массовой виктимизации предпринимателей как жертв убийств по найму – в абсолютных показателях случаи наемных убийств предпринимателей носят единичные характер. Соответственно, как отмечает А. Л. Репецкая, бессмысленно «осуществлять виктимо-логическую профилактику таких преступлений с ориентацией на массовую виктимность» [4, с. 96].

Кредиторы; 13,8
Иные функции или в связи с другими факторами; 21,2
Лица, осуществляющие законную служебную деятельность; 3,2
Родственники;
24,5
Предприниматели ;29,8
Рис. 1. Структура жертв убийств по найму по ролевой функции (%)
Криминальные элементы; 7,5
Согласно ранее проводимым исследованиям, доля предпринимателей среди жертв убийств по найму составляла примерно 32 % [5, с. 16].
На протяжении довольно длительного времени предприниматели составляют наиболее уязвимую группу среди всех жертв убийств по найму. Такая статистическая устойчивость требует дополнительного виктимологического исследования. Причины виктимизации коммерсантов прямо или косвенно связаны с их деятельностью. Как отмечалось выше, мы не включали в группу жертв наемных убийств предпринимателей, которые были убиты по мотивам ревности, корысти при разделе наследства, в связи с бытовыми конфликтами и т. п. В этих случаях статус предпринимателя или руководителя коммерческой организации не играет роли виктимизирующего фактора.
Для убийства по найму важны взаимоотношения между заказчиком этого преступления и жертвой преступления. Именно конфликт между ними лежит в основе механизма данного преступления. Мотивация непосредственного наемного убийцы всегда понятна – это корысть, связанная с желанием обогатиться или избавиться от материальных обязательств. Между жертвой преступления и наемным убийцей конфликт может отсутствовать вообще в силу того, что фигуранты этого преступления могут быть даже незнакомы друг с другом. Главный движущий мотив наемного убийцы – корысть, обогащение за счет оплаты убийства потерпевшего. Непосредственный исполнитель, как правило, не участвует в процессе виктимизации своей жертвы.
Заказчик же убийства предпринимателя может руководствоваться не только корыстью, хотя во многих случаях именно она является генеральным мотивом заказчика. Он может руководствоваться несколькими мотивами одновременно, в том числе личными. Полимотивация заказчика убийства обусловлена желанием достичь в результате преступления несколько целей.
Каждый второй предприниматель, жертва убийства по найму, лишался жизни в связи с возникшим конфликтом при осуществлении коммерческой деятельности или в связи с осуществлением организационно - распорядительных полномочий при управлении коммерческим предприятием. Конфликтные отношения между предпринимателем – жертвой убийства и заказчиком этого убийства порождались различными факторами. Анализ судебной практики позволил нам выделить типичные конфликтные ситуации, в которых происходит виктимизация потерпевшего.
-
1) Конфликт, обусловленный невыполнением одной из сторон коммерческой сделки своих обязательств по коммерческой сделке. В результате такого невыполнения обяза-
- тельств одна из сторон несет убытки. При этом жертвой убийства может стать как лицо, выполнившее свою часть сделки, так и лицо, не выполнившее своего обязательства.
-
2) Конфликт в связи с причинением вреда при осуществлении предпринимательской деятельности. Вред может быть причинен как контрагенту по совершенной сделке, так и потребителю услуги или покупателю товаров. При этом вред может быть действительным или мнимым.
-
3) Конфликт между руководителями коммерческой организации (коммерческого предприятия). В подобных ситуациях руководители коммерческой организации открыто проявляют агрессию по отношению друг к другу, спорят относительно развития предприятия, заключения сделок, кредитования, распределения дивидендов и т. д. Конфликт часто сопровождается совершением действий, не согласованных с другим руководителем. Сторонами конфликта являются соучредители, акционеры, генеральный, коммерческий, исполнительный директора, их заместители и прочие руководители.
-
4) Конфликт между несколькими владельцами бизнеса, возникающий в связи с его разделом. Типичная ситуация для бизнес - сообществ, когда после совместного вложения финансов в коммерчески успешный проект приходит время прекращения совместной деятельности, может вылиться в особо тяжкое преступление против жизни. В подобных случаях стороны начинают конфликтовать по поводу раздела имущества, долей, выделяемых из общего бизнеса, распределения долговых обязательств.
-
5) Пятой разновидностью конфликтов между владельцами (соучредителями) коммерческого предприятия являются конфликты, возникающие в связи с сокрытием реальных доходов одним из партнеров, утаиванием информации о полученных дивидендах для последующего единоличного присвоения прибыли. Подобные действия в российском обществе во всех их проявлениях все-
- гда осуждаются. У лиц, придерживающихся криминальных традиций (среди предпринимателей такие тоже встречаются), подобные хищения у партнеров, действия исподтишка, нечестные поступки, обман могут вызвать очень жесткую ответную реакцию, в том числе связанную с физическим устранением «коллеги» по бизнесу. В данном случае факторами виктимизации становятся противоправные и аморальные действия жертвы.
-
6) Еще одной разновидностью конфликтов между владельцами (соучредителями) коммерческого предприятия являются конфликты, возникающие в связи выявлением преступной деятельности одного из них. Преступная деятельность может заключаться в хищении части имущества предприятия, заключении заведомо невыгодных сделок, выводе активов, участии в легализации имущества, добытого преступным путем, и т. д. Мотив заказчика в данном случае связан с сокрытием следов совершенного преступления. Жертва убийства в подобных ситуациях пытается пресечь преступления лично либо посредством привлечения сотрудников правоохранительных органов, обычно он глубоко возмущен действиями преступников. В специальной литературе такие жертвы получили название инициативных. Это «жертвы, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда: инициативные по должности, инициативные по общественному положению, инициативные в силу личностных качеств» [6, с. 15].
-
7) Конфликт между предпринимателями – конкурентами. Конкуренция в предпринимательской деятельности является естественной. Конкуренция способствует борьбе с монополизацией рынка, развитию качества и разнообразия товаров и услуг. Однако иногда конкурентная борьба приобретает недопустимые формы. Конкурентов по бизнесу (по отрасли, по направлению) могут «заказать» для устранения препятствий
в получении дополнительной прибыли, для монополизации рынка сбыта товаров или оказания услуг. Часто предпринимательство в этих случаях носит полукриминальные формы, связано с нарушением законодательства.
-
8) Конфликт в связи с рейдерским захватом бизнеса. Рейдерство, к сожалению, не перестает быть доходным видом преступной деятельности. В некоторых случаях рейдеры идут на любые способы завладения чужим имуществом. Обычно убийство по найму является крайней мерой при захвате чужого бизнеса. Во многих случаях потерпевший сам совершает провоцирующие действия, либо осуществляет предпринимательскую деятельность по «серым» схемам, либо через подставных лиц. Есть примеры того, что номинальные владельцы выгодного бизнеса решают избавится от фактических владельцев коммерческого предприятия.
В каждом четвертом убийстве по найму предпринимателя ведущим мотивом заказчика являлась месть на почве личных неприязненных отношений, возникших в связи с существующим конфликтом. При этом какой - то экономической выгоды заказчик не получал. Иными словами, в основе мотивации заказчика в этом случае лежало удовлетворение личных амбиций, а не корысть. Подобные мотивы характерны для убийств по найму, когда заказчик мстит за причиненные убытки, за обман при сделке жертве - предпринимателю. Конфликтная ситуация в острой фазе протекания характеризуется повышенным эмоциональным фоном. Эмоции участников конфликта часто могут приводить к необдуманным, иррациональным, нелогичным, импульсивным поступкам, оскорблениям, грубой критике, затрагивающей не только деловые качества, но и личную жизнь оппонента или его близких. Именно на этом эмоциональном фоне и формируются личные мотивы неприязни, ненависти и вражды.
Процесс приобретения личностью свойств жертвы обусловлен рядом факторами. «Факторы виктимизации – это совокупность обстоятельств в жизни людей и общества, которые детерминируют процесс превращения данной личности в жертву преступления либо тем или иным образом способствуют содействию реализации этого процесса» [7, с. 226]. При этом мы согласны с Д. В. Ривма-ном, что человек не может «стать жертвой только за счет внешних обстоятельств. Необходима еще и сумма личностных качеств, определяющих способность стать жертвой, понести ущерб» [8, с. 41].
Анализ конфликтных ситуаций, сложившихся перед убийством предпринимателя, позволяет установить некоторые факторы его виктимизации. Виктимизация предпринимателя как жертвы убийства по найму предполагает его участие в формировании мотивов заказчика этого преступления. Виктимизация является очень сложным процессом, сочетание внутренних и внешних условий формирования и протекания конфликта очень по - разному влияет на викти-мологическую ситуацию. К сожалению, предприниматель может стать жертвой убийства по найму не только при своем противоправном или аморальном поведении, но и из - за своих правомерных действий. А. Л. Репецкая обращала внимание на то, что социально одобряемое или не одобряемое поведение потерпевшего в механизме преступления в определенных ситуациях может привести к его виктимизации [9, с. 17].
К виктимизации жертвы в рассматриваемых случаях могут привести ее неправомерные действия: умышленное невыполнение обязательств по сделке, умышленное при- чинение имущественного вреда партнерам или потребителям, обман совладельцев бизнеса, совершение преступлений, ведение бизнеса по теневым схемам, попытки монопольного захвата рынка товаров или услуг.
Правомерные действия предпринимателя, которые могут приводить к его виктимизации, связаны с законными требованиями исполнения обязательств по сделке со стороны контрагента или прекращения неправомерных (в том числе преступных) действий со стороны совладельцев, учредителей, руководителей коммерческого предприятия (коммерческой организации), противодействием неправомерным способам конкуренции или рейдерскому захвату бизнеса.
В любом случае предприниматель становится жертвой убийства по найму не сразу – процесс его виктимизации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности имеет свою хронологию. Предпринимательская деятельность и все, что с ней связано (законное или незаконное, аморальное или нейтральное), прямо влияет на формирование мотивов заказчика, на решительность и радикальность его действий. Мотивация заказчика складывается на фоне открытого или латентного конфликта с будущей жертвой наемного убийства. Сложившаяся конфликтная ситуация непосредственно формирует мотивы и цели заказчика (см. рис. 2). О подобном порядке формирования преступных намерений у злоумышленника отмечалось в криминологической литературе [10, с. 111].

Рис. 2. Процесс виктимизации предпринимателя в механизме убийства по найму
Выводы и заключение
Предприниматели составляют самую многочисленную группу жертв убийств по найму. Виктимизация лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, происходит в связи с конфликтом между ним и заказчиком. Факторы виктимизации могут быть связаны с неправомерными, правомерными и нейтральными действиями предпринимателя. Типичные конфликтные ситуации могут подвергаться виктимологиче- ской диагностике, на основании которой возможно осуществление мер виктимологической профилактики. Например, выявление неправомерных действий предпринимателя или в отношении предпринимателя и правовое реагирование на эти действия позволит нивелировать конфликт, снизить эмоциональный фон, остановить стороны конфликта от необдуманных криминальных действий.
Список литературы Виктимологический аспект предпринимательской деятельности в контексте убийства по найму
- Акимов А. В. Виктимологическое предупреждение убийств по найму: автореферат дис.... канд. юрид. наук: - Москва, 2008. - 23 с. EDN: NKLEHJ
- Артамонова И.Л. Криминологические предпосылки виктимологического обеспечения безопасности в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 108 - 111. EDN: PXKOWF
- Вишневецкий, К. В. Виктимизация: факторы, условия, уровни // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 226 - 227. EDN: SAKOJN
- Данакин, Н. С., Мохаммад З. А., Цыганкова, Е.Н. К определению конфликтной ситуации // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11. С. 106 - 109. EDN: VVAKJF
- Ильин, И. С.. Виктимологические аспекты убийств по найму: автореферат дис.... канд. юрид. наук: М., 2008. - 28 с. EDN: QRHIAB
- Малкина-Пых, И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо. 2010. - 864 с.
- Репецкая А.Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике / А.Л. Репецкая. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. - 151 с. EDN: VLGVKF
- Репецкая А. Л., Габеев С. В. Проблемы предупреждения убийств по найму // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2021. - № 4 (99). С. 92 - 102. EDN: GJAJNM
- Ривман, Д. В. Криминальная виктимология / Д. В. Ривман. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с. EDN: TPFKCX
- Рогатень, О.Ю. Процесс виктимизации как социально-психологическое явление. // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019. № 1. С. 110 - 116. EDN: POLLZX