Виртуальное множество

Автор: Мусорина Виктория

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Реальный сектор

Статья в выпуске: 12 (80), 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142168712

IDR: 142168712

Текст обзорной статьи Виртуальное множество

Откуда выгода

Чтобы понять, что такое системы виртуализации, решим простую задачку. Небольшой IT-компании требуется запустить десять новых серверов по $5 тыс. К этому необходимо приплюсовать затраты на электроэнергию и обслуживание из расчета $500 за сервер в год. Итого — $55 тыс.

IT-компания уже собиралась пойти по стандартному пути, но тут ей предложили альтернативу: приобрести всего два сервера с большим объемом памяти, но подороже, за $6 тыс. Потом — потратиться на лицензии по виртуализации. Самые дорогие— VMware VI3 Enterprise и центральная консоль управления VirtualCentei— потянут на $16,5 тыс., а выделенная система хранения данных — на $15 тыс. К списку расходов требуется добавить $700 за сервер в год — затраты на электроэнергию и обслуживание. Итого — $44,9 тыс. Вопрос: какой путь дешевле? Ответ: в нашем примере системы виртуализации дают $10 тыс. экономии.

Но дело не только в этом. По оценке руководителя управления систем хранения и обработки данных компании

«АйТи» Владимира Ливийского, средний уровень загрузки вычислительной и производственной инфраструктуры большинства компаний не превышает 15— 20%. «При этом загрузка серверов очень неравномерна: одни работают на пределе своих возможностей и замедляют процесс обслуживания, другие — практически простаивают, — объясняет г-н Ливинский. — Технологии виртуализации, создавая на одном физическом сервере большое число виртуальных серверов, позволяют размещать на нем несколько приложений». Виртуальные машины дают возможность использовать серверы существенно эффективней, обеспечивая им загрузку 80% и выше.

Из числа очевидных экономических преимуществ — снижение расходов на покупку лицензионного программного обеспечения. На одном сервере можно запустить несколько копий ПО, не нарушая требований лицензионного соглашения.

Если виртуализация так эффективна и полезна для здоровья бизнеса, то почему в российских компаниях серверов с подобным решением — мизер?

Сотая часть продвинутых

Почему вместо того чтобы потратить $500 тыс., купив несколько дорогих серверов, компании приобретают сто серверов по $5 тыс.? Этим вопросом задается глава четвертого в мире производителя систем виртуализации — компании Parallels Сергей Белоусов. Вопрос, впрочем, риторический. Понятно, что в корпоративной сети сложно обеспечить загрузку высокопроизводительной машины. Лучше разбросать приложения ко множеству компьютеров меньшей мощности. Они, разумеется, тоже остаются недогруженными. А ведь некогда, до появления ПК, главным вычислительным ресурсом было время работы центрального процессора. Именно оно оплачивалось пользователями.

Новых серверов, на которые установят систему, в мире в 2008 году будет около 10%, а к 2011-му — уже половина, утверждает руководитель отдела виртуализации компании Softline Павел Новиков. Российский рынок систем виртуализации растет вдвое быстрее мирового, но это потому, что поднимается с нуля. На Западе каждый десятый сервер имеет систему

Системы виртуализации – технологии, позволяющие использовать вычислительную мощность одного компьютера для имитации нескольких виртуальных. На пути широкого внедрения этой весьма перспективной технологии в России стоят дороговизна программного обеспечения (ПО), сложность расчета прибыли от внедрения и консерватизм IT-директоров. Но даже при этом российский рынок систем виртуализации растет вдвое быстрее мирового.

виртуализации, а в России — лишь каждый сотый. Когда-то похожее положение было на рынке сотовой связи.

На ширящийся российский рынок слетелись все четыре мировых лидера — производители ПО для виртуализации. Они делят между собой пространство с ежегодным ростом примерно в 3—5%.

Кто играет на рынке

VMware, Citrix, Microsoft, Parallels — вот основные игроки мирового и российского рынков виртуализации. Есть еще Sun, Virtual Iron и Novell, но в лидеры они пока не пробились. По оценке аналитической компании IDC, в 2007 году на рынке мировых поставщиков ПО виртуализации лидирует VMware с долей 76% общей выручки ($1,28 млрд.), далее идут IBM с 9,8% ($165,5 млн.), HP с 5,6% ($94 млн.); Parallels c 5,4% ($90 млн.) и Microsoft с 0,3% ($5 млн.). Выручки первых четырех игроков выросли за год на 87,5%; 32,4%; 40,5% и 30,9% соответственно. Выручка Microsoft в этом сегменте рынка снизилась на 75%. Оценить доли крупнейших мировых игроков на отечественном рынке российские IT-компа- нии-дистрибьюторы затруднились, но сообща признали лидером на рынке решений по виртуализации корпоративного уровня VMware с платформой Virtual Infrastructure 3. Именно с использованием продуктов VMware проходит большая часть проектов по виртуализации в России.

В затылок VMware дышит Microsoft со своим решением — Hyper-V. На российский рынок его вывели лишь в этом году, и отечественные клиенты еще не успели его изучить.

Третье место в «четверке» занимает Citrix с продуктом Xen Server. Серверный продукт Parallels — Virtuozzo Containers. По словам самого Сергея Белоусова, Parallels пишет программы под операционные системы Microsoft, Linux, Mac OS, но с собственными отличительными возможностями продукта виртуализации. Какими именно — рассказывать долго, объясняет он. Зато быстро называет финансовые показатели. Они невысокие: объем выручки Parallels в России маленький, около 1%, хотя она быстро растет. В сравнении с третьим кварталом 2007 года выручка Parallels увеличилась в 55 раз.

Эти цифры — главный козырь производителей ПО виртуализации. Львиная часть времени дистрибьюторов такого ПО тратится на то, чтобы объяснить клиенту, почему есть смысл перекроить IT-бюджет ради некой виртуализации. В долларах объяснять проще.

Огламуривание технологии «IT-отрасль интересует своей модностью», — замечает IT-эксперт, гендиректор компании «ДИСКо» Михаил Донской. Виртуализация тоже интересует всех своей модностью, считает Сергей Белоусов. А свойство любого гламура — поверхностное восприятие. Именно так — поверхностно — эта технология и воспринимается большей частью игроков рынка. Платить дань моде IT-директора не хотят. Кроме того, у системы виртуализации — чрезвычайно сложный софт. Специалисты из IT-подразделений компаний понимают это и, возможно, инстинктивно опасаются снижения надежности технологии обработки данных.

«Преимущества виртуализации не используются из-за большой доли консерватизма людей, принимающих решения», — считает Павел Новиков из Softline . «С компетентностью IT-директоров низкие темпы внедрения виртуализации никак не связаны, — не согласен Сергей Белоусов. — Виртуализация — это не отдельная услуга, а некое свойство отдельных платформ».

Проблема и в том, что сами производители операционных систем пока не готовы предоставлять полноценную поддержку своих продуктов в среде систем виртуализации. Мало того, что нет поддержки со стороны вендора, так в российских компаниях еще

39 и дефицит собственного квалифицированного IT-персонала. А ведь кому-то нужно оценить риски на этапе выбора метода виртуализации и в реализации решения. Из всего этого выныривает еще один «подводный камень» — подчас в компаниях просто некому проанализировать совместимость ПО виртуализации с аппаратными средствами и прикладными информационными системами.

Недооцененная выгода

Во всем мире компаний, использующих вир- ^ туализацию, насчитывается от 5% до 10%, подсчитал Сергей Белоусов. По его мнению, в России ПО виртуализации востребовано среди очень больших компаний, уровня Сбербанка. Предприятий среднего размера тоже немного. «Как правило, они частные, быстро растут, но еще не выросли до размеров первых. Так что все впереди», — считает Сергей Белоусов.

Конечно, крупные структуры вносят весомый вклад, но не стоит недооценивать средний и малый бизнес, считает Павел Новиков. Тенденция удешевления самих платформ позволяет всем компаниям применить у себя виртуализацию. Ведь для малого бизнеса сокращение пары десятков серверов до трех — четырех машин будет не менее значимым результатом, обнадеживает Иван Исаченко .

Впрочем, главное для покупателя — точно оценить выгоду от внедрения системы виртуализации. А сделать это очень сложно, признают даже сами вендоры. «Трудно все просчитать, — соглашается Сергей Белоусов. — Компании не стремятся решать задачи только по уменьшению затрат, хотя с помощью ПО виртуализации это действительно можно сделать. Обычно заказчик хочет не уменьшить стоимость решения, а увеличить его эффективность без сильного удорожания».

«Выгода от внедрения считается исходя из множества факторов, — подхватывает Иван Исаченко из «Инфосистемы Джет». — Среди них — сокращение затрат на покупку и обслуживание оборудования, на потребление электроэнергии и требований к системе кондиционирования».

Не исключено, что в России развитие виртуализации подхлестнет завышенная зарплата системных администраторов. Еще три — четыре года назад они стоили относительно дешево, но ситуация на перегретом рынке рабочей IT-силы теперь изменилась кардинально.

«Как только этот тренд будет всем очевиден, в России начнется активное распространение виртуализации», — резюмирует Сергей Белоусов. Причем наибольшую выгоду принесут как раз средние и малые компании, которых сегодня мировой рынок предпочитает не замечать.                         ® it-технологии

Статья обзорная