Визуализация как принцип повествования в романе В. Набокова «Отчаяние»

Автор: Полянина Анна Сергеевна

Журнал: Science for Education Today @sciforedu

Рубрика: Филологические науки

Статья в выпуске: 6 (16), 2013 года.

Бесплатный доступ

«Отчаяние» – последний русскоязычный роман В.В. Набокова, который обладает уникальной структурой: текстовые ремарки героя, титровые диалоги, монтажные соединения эпизодов и крупный план позволяют отнести письмо в область кинолитературы. При этом кинематограф возможен лишь на метауровне, именно там он соотносится с «речью», совпадает с ней во всех параметрах. Для романа характерна стратегия провокации, так как кинематограф есть своего рода оптический трюк. Набоковское «слово» разоблачает «действие», кино становится возможным только в качестве нарративного приема. Данная работа посвящена особому типу визуализации – имитации кинопоказа в нарративе. Элементы кинопоэтики романа «Отчаяние» анализируются в аспектах героя, сюжета и композиции.

Еще

Визуализация, набоков, кинооптика, кинолитература, нарративный прием

Короткий адрес: https://sciup.org/147137510

IDR: 147137510

Список литературы Визуализация как принцип повествования в романе В. Набокова «Отчаяние»

  • Бахтин М. М. Слово в романе//Вопросы литературы и эстетики. -М.: Художественная литература, 1975. -504 c.
  • Делез Ж. Кино. -М.: Ад Маргинем, 2004. -654 с.
  • Захарьин Д. Набоков и Андре Жид. Отчаяние roman du roman//In: Hypertext Отчаяние/Сверхтекст Despair. Studienzu Vladimir Nabokovs Roman-Rätsel, hrsg. Von I. Smirnov. München, 2000.
  • Набоков В. Отчаяние//Набоков В. Собрание сочинений русского периода в пяти томах. -Т. 3. -СПб.: Симпозиум, 2000. -848 с.
  • Набоков В. Предисловие автора к американскому изданию//Набоков В. Отчаяние. -СПб.: Азбука-классика, 2009. -224 с.
  • Набоков В. Приглашение на казнь/Набоков В. Избранные произведения. -М.: Советская Россия, 1989. -400 с.
  • Прокопьева И. В. Нарративный источник как явление культуры//Вестник Новосибирского государственного педагогического университета -2011. -№ 3. -C. 43-53.
  • Смирнов И. Историческая семантика кино. Видеоряд. -СПб, 2009. -402 с.
  • Тихомирова Е. Е., Колечкова О. И. Этические концепты культуры как основа воспитания//Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2011. -№ 3. -C. 54-61
  • Фрейденберг О. Миф и литература древности. -М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. -800 с.
  • Шмид В. Нарратология. -М.: Языки славянской культуры, 2003. -[Электронный ресурс]. -URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Literat/shmid/index.php
  • Янгиров Р. «Чувство фильма»: Заметки о кинематографическом контексте в литературе русского зарубежья 1920-1930-х годов//«Империя N. Набоков и наследники»: сб. статей/Под ред. Ю. Левинга, Е. Сошкина. -М.: НЛО, 2006. -544 с.
Еще
Статья научная