Визуальная репрезентация образа коллаборационизма в советском кинематографе

Автор: Ворошилова Н.В., Толмачева А.В., Стеблинский А.М.

Журнал: Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ @social-kgau

Рубрика: История

Статья в выпуске: 2 (16), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье на основании анализа около 40 отечественных художественных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, снятых в период с 1945 по 1991 г., дается характеристика представленному в них образу коллаборационистов. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью анализа отражения проблемных, дискуссионных аспектов военных событий в отечественном киноискусстве в условиях огромного влияния кинематографа на восприятие образа войны в обществе, особенно со стороны молодого поколения. Немаловажным также является тот факт, что на репрезентацию данной темы в советском кино накладывали свой отпечаток идеологический контроль и проблема сохранения межнационального единства государства. Говоря о визуальной репрезентации образа коллаборационизма и коллаборационистов в советском кинематографе, нами были сделаны следующие выводы. Во-первых, она прошла определенное историческое развитие в различные эпохи послевоенного советского киноискусства. Во-вторых, в советском кинематографе нашли отражение почти все существовавшие формы коллаборационизма: начиная от службы в вооруженных формированиях вспомогательной полиции и «власовцев» до гражданской администрации из старост и бургомистров. Коллаборационист в советских фильмах за редким исключением - персонаж отрицательный, наделенный такими качествами, как трусость, жестокость, жадность, желание выслужиться. К нему чаще всего с ненавистью относятся мирное население, бойцы и командиры Красной армии. Основными мотивациями службы у немцев чаще всего служит классово обусловленная ненависть к советской власти (в кинематографе послевоенного времени)либо бытовое приспособленчество, а также националистические мотивы (в позднесоветских военно-исторических фильмах).

Еще

Коллаборационизм, вторая мировая война, советский кинематограф, коллективная память, образ врага, кино о великой отечественной войне, кинематографический образ, сollaborationism

Короткий адрес: https://sciup.org/140249962

IDR: 140249962   |   DOI: 10.36718/2500-1825-2020-2-135-143

Список литературы Визуальная репрезентация образа коллаборационизма в советском кинематографе

  • Дробязко С.И. Вторая мировая война 1939-1945: Русская освободительная армия. М.: АСТ, 2000
  • Макаров Д.В., Дронов В.А. Динамика образа врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне // Власть. 2013. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-obraza-vraga-v-sovremennyh-filmah-o-velikoy-otechestvennoy-voyne (дата обращения: 09.10.2016).
  • Семиряга М.И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.
  • "Молодая гвардия" (реж. Сергей Герасимов, 1948)
  • "Иванна" (реж. Виктор Ивченко, 1959)
  • "Освобождение" (реж. Юрий Озеров, 1968-1971)
  • "Дума о Ковпаке. Карпаты, Карпаты…" (реж. Тимофей Левчук, 1976)
  • "Восхождение" (реж. Лариса Шепитько, 1976)
  • "Проверка на дорогах" (реж. Алексей Герман, 1971)
  • "Иди и смотри" (реж. Элем Климов,1985)
  • "Красный цвет папоротника" (реж. Виктор Туров,1988)
  • "Жизнь в цитадели" (реж. Герберт Раппапорт, 1947)
  • "Я все помню, Ричард" (реж. Роланд Калныньш, 1966)
  • "Люди в солдатских жилетах" (реж. Юри Мюйр, 1968)
  • "Долгая дорога в дюнах" (реж. Алоиз Бренч), 1982)
Статья научная