Визуально-антропологические коннотации в Онтологии Парменида (1)

Автор: Аванесов Сергей Сергеевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Разное

Статья в выпуске: 2 т.9, 2015 года.

Бесплатный доступ

Автор статьи подвергает анализу текст поэмы Парменида с целью обнаружения идей, которые выражают теоретическую позицию античного философа в отношении онтологических параметров человеческого существования. Акцентированы «оптические» характеристики философского языка Парменида как выражающие собой ключевые проблемные узлы в процессе осмысления взаимного соотношения чувственно-эмпирического опыта и научно-теоретического знания, явного многого и неявного единого, физической динамики и умозрительной статики, «человеческого» мира и «истинного» сущего. Всесторонне и критически рассмотрена представленная в поэме антропная ситуация субъекта онтологического дискурса; на основании такого анализа определены исходные контексты его речи о сущем. Преобладающим контекстом, определяемым на основе анализа проэмия, является религиозно-мифический (или мистически-визионерский) контекст, обусловивший собой не только сюжет и содержание текста, но и его жанровую форму. При этом обнаруживается также наличие неявного, но поддающегося реконструкции реалистического (буквального) смысла поэмы, отсылающего к конкретной биографии Парменида. Демонстрируется актуальность мысли Парменида для современного философского осмысления сути человеческого бытия.

Еще

Античная философия, досократики, парменид, онтология, антропология, визуальный опыт

Короткий адрес: https://sciup.org/147103421

IDR: 147103421

Список литературы Визуально-антропологические коннотации в Онтологии Парменида (1)

  • Альберт, К. (2012) О понятии философии у Платона. Пер. с нем., предисл., прим. М. Е. Буланенко. Владивосток.
  • Антонов, Т. В. (2003) «Парменид: путь философа к истине», ΑΚΑΔΗΜΕΙΑ. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 5. Санкт-Петербург: 3-24.
  • Афонасин, Е. В., пер. (2003) Климент Александрийский. Строматы. Том III. Санкт-Петербург.
  • Афонасина, А. С. (2014) «Античные источники о раскрашенных статуях», ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики 1, 31-40.
  • Вольф, М. Н. (2005) «Понятия “явное и неявное” как базис для формирования гносеологической проблематики Гераклита», Вестник НГУ. Серия: Философия 3.1, 80-88.
  • Генедич, Н. И., пер. (1990) Гомер. Илиада. Пер. Н. И. Гнедича. Изд. подг. А. И. Зайцев. Ленинград.
  • Жуковский, В. А., пер. (2000) Гомер. Одиссея. Пер. В.А. Жуковского. Изд. подг. В. Н. Ярхо. Москва.
  • Камад, И. М. (2006) Обрядовая сторона культов древней Греции. Москва.
  • Лауэнштайн, Д. (1996) Элевсинские мистерии. Пер. с нем. Н. Фёдоровой. Москва.
  • Лебедев, А. В., пер. (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. Москва.
  • Лукомский, Л. Ю. (1994) «Апофасис и язычество», Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 3, 14-17.
  • Павич, М. (2000) Стеклянная улитка. Санкт-Петербург.
  • Романенко, Ю. М. (2000) «Угадывание как онтологический метод в поэме Парменида “О природе”», ΑΚΑΔΗΜΕΙΑ. Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 2. Санкт-Петербург: 42-52.
  • Франк, С. Л. (1990) «Непостижимое: онтологическое введение в философию религии», Сочинения. Москва: 181-559.
  • Хайдеггер, М. (2009) Парменид. Пер. с нем. А. П. Шурбелева. Санкт-Петербург.
  • Ярхо, В. Н. (1978) «Новый взгляд на Парменида», Вестник древней истории 2, 215-226.
Еще
Статья научная