Визуально-антропологические коннотации в Онтологии Парменида (2)

Автор: Аванесов Сергей Сергеевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 1 т.10, 2016 года.

Бесплатный доступ

В этой статье я завершаю своё краткое исследование визуально-антропологических тем и смыслов, которые можно видеть в философии Парменида, прежде всего в его онтологии. Текст поэмы Парменида проанализирован с целью обнаружения идей, которые выражают теоретическую позицию элейского философа в отношении онтологических параметров человеческого существования. В статье акцентированы «оптические» характеристики философского языка Парменида для выяснения его представлений о взаимном соотношении чувственно-эмпирического опыта и научно-теоретического знания, явного многого и неявного единого, физической динамики и умозрительной статики, «человеческого» мира и сферы «истинного» сущего. Особое внимание в работе уделено проблеме границы и формы сущего-в-целом у Парменида, а также вопросу об отражении этой формы в физическом космосе. Я прихожу к заключению, что философская «оптика» Парменида может быть эксплицирована и изложена в следующих ключевых пунктах, которые характиризуют 1) дискурс в его специфике, 2) культурно-исторический и физический контексты повествования, 3) внутреннюю аскетическую установку автора, 4) космологию как системную критику чувственного опыта, 5) эпистемологию в её визуальных аспектах, 6) онтологию и 7) семиотику.

Еще

Парменид, античная философия, онтология, эпистемология, антропология, поэма, эпистемическая оптика, визуальные коннотации

Короткий адрес: https://sciup.org/147103455

IDR: 147103455

Список литературы Визуально-антропологические коннотации в Онтологии Парменида (2)

  • Аванесов, С. С. (2007) «Эмпедокл: божественность и самоубийство», ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция 1.2, 147-171.
  • Аванесов, С. С. (2013) «Оптические коннотации в ранней философской онтологии», Вестник Томского государственного университета 373, 56-59.
  • Аванесов, С. С. (2015 а) «Философская “оптика” Гераклита», ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция 9.1, 193-210.
  • Аванесов, С. С. (2015 b) «Визуально-антропологические коннотации в онтологии Парменида (1)», ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция 9.2, 292-305.
  • Аванесов, С. С. (2015 с) «Визуальные коннотации в семантике личности», ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики 3 (5), 28-53.
  • Аверинцев, С. С. (1971) «Греческая “литература” и ближневосточная “словесность” (Противостояние и встреча двух творческих принципов)», Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. Москва: Наука, 206-266.
  • Адо, П. (1991) Плотин, или Простота взгляда. Пер. Е. Штофф. Москва: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина.
  • Альберт, К. (2012) О понятии философии у Платона. Пер. с нем., предисл., прим. М. Е. Буланенко. Владивосток: Изд-во ДФУ.
  • Ветров, А. А. (1968) Семиотика и ее основные проблемы. Москва: Политиздат.
  • Вольф, М. Н. (2011) Становление эпистемического поиска в раннегреческой философии: Гераклит и Парменид. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Новосибирск: Изд-во НГУ.
  • Вольф, М. Н. (2012) «Знаки сущего на пути “есть” Парменида», Идеи и идеалы 4.1 (14), 97-110.
  • Донских, О. А. (2015) «Метафора как способ смены координат», ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики 1 (3), 29-35.
  • Драч, Г. В. (2003) Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Москва: Гардарики.
  • Куликов, С. Б. (2015) «Оптические метафоры и натурфилософские изыскания Платона», ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция 9.1, 81-92.
  • Лебедев, А. В. (1989) Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. Изд. подг. А. В. Лебедев. Москва: Наука.
  • Маяцкий, М. А. (2007) «Опсодицея», Эпистемы 5, Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 127-131.
  • Моисеев, П. А. (2008) «Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита», ΣΧΟΛΗ: Философское антиковедение и классическая традиция 2.2, 227-234.
  • Романенко, Ю. М. (2000) «Угадывание как онтологический метод в поэме Парменида “О природе”», ΑΚΑΔΗΜΕΙΑ. Материалы и исследования по истории платонизма 2. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 42-52.
  • Сидаш, Т. Г. (2004) Плотин. Первая эннеада. Санкт-Петербург: Изд-во Олега Абышко.
  • Хайдеггер, М. (2006) Бытие и время. Пер. В. В. Бибихина. Санкт-Петербург: Наука.
  • Afonasin, E. V. (2014) “The pilot metaphor and its artistic reflections (A note on the platonic motive on some Celtic coins),” ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики 1 (1), 23-30.
Еще
Статья научная