Визуальные аспекты небытия в гротескно-фантастическом произведении
Автор: Лавлинский Сергей Петрович
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы. Текстология
Статья в выпуске: 2 (33), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются различные аспекты гротескно-фантастического модуса визуального в фантастической литературе: ставится проблема читательской рецепции подобных произведений, а также рассматриваются характерные для них мотивы видения, глаз, разнообразных оптических приборов и т.д. Автор показывает, что в связи с этим особым образом актуализируется проблема границы между мирами автора/читателя и героя, а также между разными сферами художественного мира: отсюда значимость образа «видения смерти», манифестирующего переход одной из таких границ. В качестве одного из ярких примеров визуализации образов «видения смерти» анализируется рассказ Сигизмунда Кржижановского «Четки», в ходе исследования которого устанавливается прямая связь его поэтики с принципом «обратной перспективы» (П. Флоренский).
Визуальное, воображаемое, гротескно-фантастическое, архетипические мотивы, онтология взгляда, обратная перспектива, позиция читателя
Короткий адрес: https://sciup.org/14914490
IDR: 14914490
Список литературы Визуальные аспекты небытия в гротескно-фантастическом произведении
- Топоров В.Н. Пространство и текст//Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 284
- Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. С. 275
- Берковский Н. Романтизм в Германии. СПб., 2001. С. 459
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997. С. 93
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997. С. 91
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997. С. 92
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997. С. 92
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997. С. 92
- Ямпольский М. Наблюдатель. М., 2000. С. 276
- Топоров В.Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского//Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 493
- Топоров В.Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского//Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 493
- Топоров В.Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского//Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 500
- Бирюкова Е.Е. «Vade mecum» Сигизмунда Кржижановского и хронотоп порога//Поэтика рамы и порога: функциональные формы границы в художественных языках. Граница и опыт границы в художественном языке. Вып. 4. Самара, 2006. С. 443-448
- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. С. 88-89
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 249
- Кржижановский С. Четки//Кржижановский С. Собрание сочинений. Т. 1. СПб., 2001. С. 164
- Флоренский П.А. Обратная перспектива//Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. С. 50
- Флоренский П.А. Обратная перспектива//Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. С. 50
- Петрова Н.А. Структура пространства в «Фанданго» А. Грина//Алфавит: cтроение повествовательного текста. Синтагматика. Парадигматика. Смоленск, 2004