Визуальные образы незримого в современной культуре

Автор: Шмелева Н.В., Клюев А.А.

Журнал: Juvenis scientia @jscientia

Рубрика: Философские и социологические науки

Статья в выпуске: 1, 2019 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматриваются образы незримого на примере чувственного постижения человеком визуальных образов культуры. Проблемный в философских кругах феномен незримого, который до сих пор вызывает споры о факте своего существования, находит яркое воплощение в искусстве, призывая человека быть не тем, кем он является, а тем, кем хочет. Это желание выражается в активной позиции искусства усиливать вкус к жизни, приукрашать реальность, показывать альтернативу возможного развития человека, который становится героем культуры. В культуре многое строится не на презентации иных миров, а на ощущении иных миров, что меняет представление о визуальной составляющей искусства, которое транслирует в зримых образах новую эстетику прекрасного, возвышающую человека над обыденностью. Во многом это связано с семиотическими практиками современного искусства, внедряющего в сознание человека идею о том, что он всегда является творцом-соавтором всего нового, а потому должен прилагать усилия, наделяя образы искусства своим символическим смыслом, тем самым приумножая ценность нового. Оказавшись перед произведением искусства, человек повышает его эстетический статус, приписывая свои личностные ценностные смыслы, по которым просматривается его самоощущение себя. При этом культурные образы подчеркивают внутреннюю красоту человека посредством семиотических моделей прекрасного, что рождает современное представление о калокагатии, связанной с эстетикой ощущаемого прекрасного.

Еще

Визуальная антропология, визуальное искусство, повседневность, калокагатия, современная культура, эстетика прекрасного, кинематограф, телесность, индустрия красоты

Короткий адрес: https://sciup.org/14113477

IDR: 14113477   |   DOI: 10.32415/jscientia.2019.01.09

Список литературы Визуальные образы незримого в современной культуре

  • Аванесов С.С. Визуальная антропология как исследовательская дисциплина//Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2013. № 1(1). С. 68-74.
  • Белюков А.М. Визуальные символы успешности в современной массовой культуре//Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2009. № 3. С. 180-183.
  • Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. 239 с.
  • Бергер Дж. Искусство видеть. СПБ, 2012. 184 c.
  • Виноградов П.Н. Визуальная культура личности: генезис, структура и функции//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 26-39.
  • Джей М., Хазина А.В., Николаи Ф.В. Этика слепоты и постмодернистское «возвышенное»: Левинас и Лиотар//Вестник Мининского университета. 2015. № 1(9). С. 2.
  • Копцева Н.П., Ильбейкина М.И. Визуальная антропология как актуальная область культурных исследований//Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2. С. 133-155.
  • Мальковская И.А. Визуальная культура: проблема самоидентичности//Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 45-49.
  • Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Мн.: Логвинов, 2006. 400 с.
  • Реутов А.С. Визуальные исследования и будущее философии//Вестник Мининского университета. 2016. № 2(15). С. 40.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2009. 713 c.
  • Савчук В.В. Иконический поворот//Философские науки. 2010. № 5. С. 134-139.
  • Хренов Н.А. Взаимодействие зрелищных и визуальных форм в современной культуре//Культура культуры. 2014 № 4.
  • Baxandall M. Painting and experience in fi fteenth-century Italy. A primer in the social history of pictorial style. Oxford; New York: Oxford Univ. Press. 1989. 183 p.
Еще
Статья научная