Вклад интеллектуального и творческого потенциала в распространенность креативных практик населения

Бесплатный доступ

Актуальность исследования обусловлена ролью креативных индустрий в экономическом развитии территорий, в воспроизводстве человеческого капитала, а также наличием дискуссионных вопросов, связанных с трактовкой креативных практик и их типологизацией, с влиянием креативных практик на социальные и экономические процессы. В работе представлены положения различных теорий, например личностно-ориентированной, теории адаптаций - инноваций, теории самоактуализации, в рамках которых затрагиваются вопросы по формированию и реализации креативного потенциала и творческих способностей населения. Исследование нацелено на анализ аспектов, связанных с интеллектуальным и творческим потенциалом, в контексте распространенности креативных практик населения. Среди методов научного исследования, которые применялись в работе, - общенаучные, методы мониторингового исследования, ретроспективный анализ. В качестве информационной базы выступили труды отечественных и зарубежных исследователей по рассматриваемой проблематике, а также данные мониторинга качества трудового потенциала населения. С их помощью показано, что проявление креативности, связанное с новаторством и изобретательством, подачей рационализаторских предложений, обусловлено накоплением и реализацией интеллектуального и творческого потенциала. Обозначено, что неготовность проявлять творческую активность на рабочем месте связана с распространенностью убеждений в отсутствии необходимости реализации творческих способностей. Последний вывод согласуется с результатами опроса, в соответствии с которыми становится меньше людей, поддерживающих утверждения в отношении влияния творчества на жизнь человека, использования творческих способностей, наличия результатов творческого труда. Усиливает обозначенные аспекты невысокая востребованность интеллектуального и творческого потенциала населения. Количество респондентов, придерживающихся позиции о важности требований, касающихся наличия разносторонних знаний, творческих способностей и склонности к проявлению инициативы и предприимчивости, за рассматриваемый период практически не изменилось. Направления будущих исследований связаны с созданием методологического инструментария для оценки влияния интеллектуального и творческого потенциала на распространенность креативных практик, с выявлением проблем и разработкой практических рекомендаций по данному направлению.

Еще

Социально-экономическое развитие, креативные индустрии, креативные практики, интеллектуальный потенциал, творческий потенциал

Короткий адрес: https://sciup.org/147241202

IDR: 147241202   |   DOI: 10.15838/tdi.2023.1.63.1

Список литературы Вклад интеллектуального и творческого потенциала в распространенность креативных практик населения

  • Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В. (2020). Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР // Журнал Новой экономической ассоциации. Т. 46. № 2. С. 98–117.
  • Бос Э. (2008). Как развивать креативность. Москва: Феникс. 192 с.
  • Бузгалин А.В., Колганов А.И. (2015). Глобальный капитал: монография: в 2 т. / 3-е изд., испр. и сущ. доп. Москва: Ленанд. Т. 2: Теория. Глобальная гегемония капитала и ее пределы («Капитал» reloaded). 904 с.
  • Гавра Д.П., Байер Ю.П. (2022). Социальные типологии творческих практик // Управленческое консультирование. № 9. С. 125–133.
  • Гилфорд Д.П. (1965). Структурная модель интеллекта. Москва: Прогресс. 630 с.
  • Журавлев В.А. (2009). Интеллектуальный потенциал креативного общества: элементы и характеристика // Креативная экономика. № 8. С. 3–14.
  • Зеленцова Е.В., Мельвиль Е.Х. (2011). Развитие творческих индустрий в России: проблемы и перспективы // Культурологический журнал. № 4 (6). URL: www.cr-journal.ru/rus/journals/92.html&j_id=8 (дата обращения 22.03.2023).
  • Каменских М.А. (2014). Исследование понятия креативных индустрий и оценка их влияния на экономическое развитие // Экономический анализ: теория и практика. № 8 (359). С. 62–68.
  • Козьяков Р.В. (2022). Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению // Современная зарубежная психология. Т. 11. № 4. С. 117–126. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2022_n4/jmfp_2022_n4_Kozyakov.pdf (дата обращения 22.03.2023).
  • Леонидова Г.В., Головчин М.А., Ласточкина М.А., Устинова К.А. (2016). «Работники знаний» и модернизация региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 3 (45). С. 138–153.
  • Лэндри Ч. (2011). Креативный город. Москва: Классика-ХХI. 400 с.
  • Маслоу А. (2022). Дальние пределы человеческой психики / под ред. Н. Римицан. Санкт-Петербург: Питер. 444 с.
  • Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. (2005). Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта: пер. с англ. Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 280 с.
  • Пайн Дж., Гилмор Дж. (2005). Экономика впечатлений: работа – это театр, а каждый бизнес – сцена: пер. с англ. Москва: Вильямс. 168 с.
  • Соловьев М.С., Латкин В.В. (2017). Креативные индустрии как сектор культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 5. С. 10–12.
  • Суминова Т.Н. (2012). Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. № 3 (47). С. 30–36.
  • Устинова К.А. (2018). Анализ «стимуляционного поля» творческой активности населения // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. № 3. С. 268–287.
  • Флорида Р. (2007). Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. Москва: Классика-ХХI. 421 с.
  • Хезмондалш Д. (2014). Культурные индустрии. Москва: Изд-во НИУ ВШЭ. 456 с.
  • Хокинс Дж. (2011). Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. Москва: Классика ХХI. 256 с.
  • Acs Z., Audretsch D. (1988). Innovations in large and small firms. The American Economic Review, 78 (4), 678–690.
  • Amabile T.M., Pillemer J. (2012). Perspectives on the social psychology of creativity. The Journal of Creative Behavior, 46, 3–15.
  • Blomström M., Kokko A., Zejan M. (2000). Foreign Direct Investment: Firm and Host Country Strategies. London: Macmillan Press LTD. 253 p.
  • Hwang H., Powell W. (2005). Institutions and entrepreneurship. Handbook of Entrepreneurship Research, 2, 201–232.
  • Lassig C. (2020). A typology of student creativity: Creative personal expression, boundary pushing and task achievement. Thinking Skills and Creativity, 36 (3), 1–46.
  • Seelig T. (2012). InGenius: A Crash Course on Creativity. London: Hay House. 216 p.
  • Thornton P.H. (1999). The sociology of entrepreneurship. Annual Review of Sociology, 25 (1), 19–46.
  • Torrance E.P. The Torrance Test of Creativity Thinking. Princeton, New Jersey: Personal Press, 1974.
Еще
Статья научная