Вклад коллекционеров Савицкого И.В., Костаки Г.Д., Пушкарева В.А. в сохранение художественного наследия 20 - 30-х годов XX века

Автор: Чувилькина Юлия Викторовна

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Искусство, образование, наука

Статья в выпуске: 3, 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена роли коллекционеров: Савицкого И. В., Костаки Г. Д. и Пушкарева В. А. в деле сбережения российского культурного наследия. Сохраняя наследие московских и ленинградских художников, они составили коллекции, всесторонне отражающие этап развития художественной жизни 1920-1930-х гг. реализма является попытка выявить причины его возникновения, связи между сменой идеологической парадигмы 1920- 1930-х годов и логикой развития авангарда. Среди исследований советского искусства периода 1920-1930-х годов можно отметить такие работы, как: Голомшток И.Н. «Тоталитарное искусство»2, Манин В.С. «Искусство в резервации. Художественная жизнь в России 1917-1941 гг.»3, Мазаев А.И. «Искусство и большевизм» в 1920- 1930 гг.»4, Сарабьянов А.Д. «Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях»5. Власть задавала «нужное» направление в изобразительном искусстве, давала возможность творчества и развития официальной части художественного сообщества, оставляя, однако, возможность неофициального существования художников вне ВАХ (АХ ССР)6 и МОССХ7, вычеркивая их из истории, но не уничтожая. Исходя из сказанного выше, напрашивается вывод о том, что представители творческой и культурной элиты осознавали важность сохранения данного культурного потенциала страны. К таким, безусловно, можно отнести Савицкого И.В., Костаки Г. Д. и Пушкарева В. А. Ровесники, заставшие одинаковые политические события страны, они стремились сохранить наследие, неугодное и вычеркнутое из истории

Еще

Коллекционер, собрание, авангард, савицкий, костаки, пушкарев, редько, щекин-кротова, рождественская, фальк

Короткий адрес: https://sciup.org/170191517

IDR: 170191517   |   DOI: 10.34685/HI.2021.34.3.012

Текст научной статьи Вклад коллекционеров Савицкого И.В., Костаки Г.Д., Пушкарева В.А. в сохранение художественного наследия 20 - 30-х годов XX века

Развитие изобразительного искусства на рубеже XX столетия происходило одновременно с политическими событиями в государстве. В 1930-е годы менялась художественная жизнь страны. Это оказало влияние на характер работы музеев и выставок. Единую идеологическую и стилистическую форму искусства определило Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций»1. Регулируя и единолично осуществляя контроль за всеми сферами художественной жизни, государство формировало и выстраивало отношения людей и искусства. Художественное творчество подвергалось унификации, происходило разделение жанров искусства на «высокое» и «народ- ное». Политические решения данного периода не могли не оказать влияние на формирование новой модели художественного музея. Ведущими темами в экспозиционной деятельности становятся выставки художников социалистического реализма. Работа с посетителями выстраивается не по принципу качественного изучения искусства, а по принципу привлечения как можно большего количества людей. Данные обстоятельства привели к тому, что часть художников, внесших большой вклад в развитие культуры и изобразительного искусства страны, была репрессирована, предана забвению, и они вынуждены были бежать от новой реальности.

Одной из важных проблем в искусстве 19201930-х гг., изучаемых исследователями, является феномен подмены традиционных функций искусства задачами пропаганды. Интересным и спорным моментом в появлении социалистического реализма является попытка выявить причины его возникновения, связи между сменой идеологической парадигмы 1920- 1930-х годов и логикой развития авангарда.

Среди исследований советского искусства периода 1920-1930-х годов можно отметить такие работы, как: Голомшток И.Н. «Тоталитарное искусство»2, Манин В.С. «Искусство в резервации. Художественная жизнь в России 1917–1941 гг.»3, Мазаев А.И. «Искусство и большевизм» в 19201930 гг.»4, Сарабьянов А.Д. «Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях»5.

Власть задавала «нужное» направление в изобразительном искусстве, давала возможность творчества и развития официальной части художественного сообщества, оставляя, однако, возможность неофициального существования художников вне ВАХ (АХ ССР)6 и МОССХ7, вычеркивая их из истории, но не уничтожая. Исходя из сказанного выше, напрашивается вывод о том, что представители творческой и культурной элиты осознавали важность сохранения данного культурного потенциала страны.

К таким, безусловно, можно отнести Савицкого И. В., Костаки Г.Д. и Пушкарева В.А. Ровесники, заставшие одинаковые политические события страны, они стремились сохранить наследие, неугодное и вычеркнутое из истории живописи и страны. Время политического давления, на которое пришлось собирание коллекций, не помешало им удачно лавировать между идеологически допустимым и собственным направлением движения. Начав собирательскую деятельность в послевоенные годы, они продолжали невидимое соперничество за «запрещенное» наследие в дальнейшем. Пересечения их деятельности можно проследить в архивных письмах их личной переписки.

Фото 1. Савицкий Игорь Витальевич. Фотография из личного дела. Источник: РГАЛИ. Ф 2082, оп.7. ед.хр.281

Игорь Витальевич Савицкий (фото 1) – художник, археолог, коллекционер, исследователь народного искусства, создатель музея искусств им. Савицкого в Каракалпакии. Родился в 1915 году в Киеве, однако детство его прошло в Москве. В 1946 году окончил Московский художественный институт имени В. Сурикова. Участвовал в Хорезмской археологической экспедиции, где впервые познакомился с историей и культурой Каракалпакии8. Увлечение Савицкого переросло в настоящую страсть. В 1956 году из Москвы он переезжает в Нукус. Целью исследователя являлось возрождение традиций и обычаев Каракалпакии, организация музея истории и культуры этого народа. После открытия музея в 1966 году9 он принимает решение заполнить «пробел» в коллекции местных художников XX столетия. Сбор произведений живописи натолкнул его на мысль о необходимости включения в коллекцию музея произведений российских художников, чей творческий путь, так или иначе, связан со Средней Азией.

Значительную часть собрания И.В. Савицкого представляет так называемый «туркестанский авангард» 10 , живопись местных художников, а также художников, часть творческого пути которых принадлежит Средней Азии. Развернув свою деятельность на территории Узбекской ССР, Савицкий также часто посещал и Москву, приобретая работы у вдов московских художников, с которыми ему удалось наладить отношения. Это привело к созданию коллекции авангардной живописи московских художников, а позднее переросло в настоящий план по спасению их наследия от забвения и уничтожения.

Среди картин, собранных в коллекцию Игоря Витальевича, работы таких художников, как: Фальк Р.Р., Шевченко А.В., Рождественский В.В., Смирнов-Русецкий Б. А., Фатеев П.П., Волков А.Н., Никритин С.Б., Усто – Мумин (Николаев) А.В., Маркова В.П., Уфимцев В.И., Курзин М.И., Гуляев В.Н., Карахан Н.Г., Беньков П.П., Бурэ Л.Л., Глаголева – Ульянова А.С., Ермилова-Платова Е.Ф., Истомин К.Н., Кашина Н.В., Кузнецов П.В., Левина – Розенгольц Е.П., Ми-турич П.В., Порет А.И., Пестель В.Е., Поманский А. А., Редько К.Н., Ульянов Н.П., Тансыкбаев У.Т., Подковыров А.Ф. и др.11.

Фото 2. Костаки Георгий Дионисович. Фотограф: Брусиловский А.Р. Источник: Московский музей современного искусства, Номер в Госкаталоге: 20163118 Номер по КП (ГИК): ММСИ КП-2807 Инвентарный номер: Ф-368

Георгий Дионисович Костаки (фото 2) родился в 1912 году, в Москве в семье греческого коммерсанта12. Долгое время жил и работал в СССР. Итогом его жизни стала коллекция из 1275 уникальных работ авангардной живописи. Собирательская деятельность Костаки началась сразу после окончания войны, в 1946 году, когда произведения авангардных художников были исключены из официальной художественной жизни и надежно спрятаны в запасниках музеев или квартирах вдов и потомков художников. 13

Костаки Г.Д. интересовало исключительно авангардное направление живописи. Стремясь объединить, собрать воедино и отразить полно- имени И. В. Савицкого, Нукус. Каталог выставки. М. : Аврора., 1991. 80 с.

ценно самых ярких его представителей, он не обошел вниманием все поколения художников. Находясь в постоянном контакте с множеством семей, он всячески способствовал сохранению их творчества, воспоминаний. Закономерным кажется и его последующий интерес к нонконформистам, ставшими завершающим этапом в формировании его коллекции.

Костаки – создатель коллекции произведений самых ярких представителей авангарда. Важно отметить, что среди произведений присутствовали работы «старшего» и «младшего» поколений авангардных мастеров, среди которых нет авторов, значительных в большей или меньшей степени. Каждый из них несет в себе свои уникальные мысли и мироощущения. Хронологические рамки комплектования Костаки изначально определял для себя как 1910 – 1924 годы, однако позднее собирал работы 1930-х годов14. В его коллекции были собраны работы как известных художников (Малевич К.С., Шагал М.З., Кандинский В.В., Удальцова Н.А., Попова Л.С., Родченко А.М., Татлин В.Е., Чашник И.Г., Эль Лисицкий Л.М.), так и открытые для широкого зрителя только благодаря стараниям собирателя: Медунецкий К.К., Ладовский Н.А., Бабичев А.В., Йогансон Б.В., Никритин С.Б., Матюшин М.В., Эндер Б.В., Эндер М.В., Эндер Ю.В., Клюн И.В., Розанова О.В., Клуцис Г.Г., Древин А.Д., Редько К.Н., Пуни И.А., Мастеркова Л.А.15. Разделенная между Третьяковской галереей и Государственным музеем современного искусства в Салониках коллекция является самым значительным собранием русского авангарда.

В переписке Савицкого И.В. и вдовы художника Редько К.Н. Татьяны Федоровны встречается упоминание о том, что Георгий Дионисович принимал участие в фотографировании в архиве более чем 100 рисунков ее мужа с целью сохранения наследия16. В 1975 году умерла жена художника Никритина С.Б., о чем было сообщено одновременно Савицкому И.В. и. Костаки Г.Д, для того, чтобы коллекционеры смогли забрать в квартире «намеченное ранее»17.

В 1977 году упоминается о том, что Георгий Дионисович с супругой приходил в гости к Редько Т.Ф. непосредственно перед своим отбытием в Грецию. Супруги рассказали о предстоящей выставке в Нью-Йорке и Дюссельдорфе18. Для своей коллекции Костаки приобрел у Татьяны Федоровны полотно «Восстание». Приобретение картины стало поводом для продолжительной и теплой дружбы между вдовой художника и коллекционером. В личной переписке они делятся впечатлениями о выставках и предлагают к прочтению заметки о художниках их общего круга19. Весьма впечатляющий и даже пугающий сюжет картины служил поводом для отказа принять это полотно в другие музеи. Однако Коста-ки с удовольствием приобрел его и даже устроил торжественный прием в его честь, познакомив гостей вечера с творчеством автора. «Представление» публике неизвестных ранее художников характерно для Георгия Дионисовича. Подобные вечера он устраивал в отношении Клюна И.В., Эндера Б.В. и Никритина С.Б.

Василий Алексеевич Пушкарев (фото 3) – родился в 1915 году в Ростовской области, окончил Ростовское художественное училище, а затем факультет искусствоведения Академии Художеств в Ленинграде20. С 1951 года – директор Русского музея, а с 1977 года – руководитель Центрального дома художника на Крымском Валу. Сфера его интересов была поистине широка. Большое внимание он уделял XVIII-XIX веку и древнерусской живописи. В качестве директора одного из крупнейших художественных музеев того времени Пушкарев В.А. видит свою миссию в сохранении российского культурного наследия и много занимается дореволюционной живопи-

Фото 3. Пушкарев Василий Алексеевич. Источник: сайт «Виртуальный Русский музей».

сью и иконами. Под руководством Пушкарёва были организованы многочисленные экспедиции на Русский Север, с целью поиска и сохранения древнерусских икон.

Официальных возможностей комплектования фондов Русского музея авангардной живописью в этот период не могло существовать. Однако возникший интерес Пушкарева В.А. к авангардной живописи положил начало тайным покупкам картин московских и ленинградских художников, в целях которых использовались бюджеты, выделенные на комплектование официальных художников.

В качестве примера можно привести собрание работ художника Кузнецова П. В., которые попали в коллекцию Русского музея именно благодаря Пушкареву В.А. Собрание оказалось в Русском музее, опередив Третьяковскую галерею, отобравшую для своих фондов лучшие работы21. За годы, которые Василий Алексеевич занимал пост директора Русского музея, музей приобрел большое количество «неофициальных» работ. Перед отъездом Костаки Г.Д. в Грецию, во время раздела его коллекции, ратовал за размещение коллекции в Русском музее, однако в итоге коллекция все же отправилась в Третьяковскую галерею. За время своей работы Пушкарев В.А. нашел и спас от уничтожения и разрушения около 120 тысяч предметов искусства.

Среди живописных произведений работы таких художников, как: Филонов П. Н., Гончарова Н. С., Рерих Н. К., Тышлер А. Г., Пакулин В. В., Фаворский В.А, Митурич П. В., Удальцова Н. А., Остроумова-Лебедева А. П., Кончаловский П. П., Осмеркин А. А.22.

Поиски приемов и методов творчества в 1920 –1930-х годах оставили после себя большое количество художников, которых нельзя однозначно отнести к определенному направлению. Пионеры авангардной живописи Малевич К. С., Филонов П.Н. отмечали переходный этап в истории русской живописи. Дальнейшей стратегией комплектования Русского музея становится социалистический реализм. Стремление наиболее точно и полноценно отразить все вехи живописной истории начала XX века побуждают Пушкарева В.А. к приобретению произведений, не всегда отвечающих идеологическим требованиям.

В переписке Савицкого И.В. с вдовой художника Фалька Р. Р., Щекин – Кротовой Ангелиной Валерьевной, упоминается о том, что ее подруга, вдова художника Осмеркина А.А. совсем недавно продала картины мужа в Русский музей, а остальные хотела бы передать в собрание музея в Нукусе23. Русским музеем в тот момент руководил Пушкарев.

Существует также переписка Пушкарева В.А. и Щекин-Кротовой А.В., подтверждающей факт передачи картин Фалька Р.Р. с шутливым замечанием, что они ее «не обидели» и приняли даже больше, чем следовало24.

Пересечения в коллекционерской деятельности происходили у Пушкарева и Савицкого также по поводу собрания художника Рождественского В. В.. В своем письме Рождественской Н.Н. Пушкарев В.А. с сожалением сообщает, что работы ее мужа «не прошли комиссию» и не могут быть приняты в музей. В письме обсуждается также организация выставки В.В. Рождествен- ского в 1968 году25. О принятии картин Рождественского в музей Нукуса косвенно упоминается в письме Щекин – Кротовой А.В. к Савицкому И.В., где Н.Н. Рождественская бывает обижена, если картины ее супруга оцениваются ниже, чем картины мужей ее «подруг»26.

Существует также свидетельство дружеских отношений Редько Т.Ф. и Пушкарева В.А., где Пушкарев В.А. в письме обязательно обещает позвонить ей и встретиться, когда он будет в Москве27.

Несмотря на различные цели коллекционирования, существовали художники, вызывающие интерес у всех трех собирателей. Среди них: Фальк Р.Р., Кузнецов П.В., Удальцова Н.А., Попова Л.С., Редько К.Н., Рождественский В.В.

Такое единодушие в выборе художников определялось не только наследием, но и прочными социальными и культурными связями, созданными между всеми участниками данного процесса. Москва, как один из культурных центров страны, безусловно, была местом притяжения для художников, музейных директоров, коллекционеров и искусствоведов. Несмотря на многолетний и обширный опыт изучения явления социалистического реализма и русского авангарда, многие особенности формирования крупных коллекций, механизмы взаимодействия власти и культуры и аспекты творчества отдельных художников по-прежнему вызывают интерес исследователей.

Список литературы Вклад коллекционеров Савицкого И.В., Костаки Г.Д., Пушкарева В.А. в сохранение художественного наследия 20 - 30-х годов XX века

  • Венок Савицкому: живопись, рисунок, фотографии, документы: Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус, Частные собрания: альбом к выставке - Москва, Галеев галерея, 2011. С. 7.
  • Дмитренко А. Ф. Воин. Собиратель. Творец. К 100-летию со дня рождения В. А. Пушкарёва // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 34. СПб, 2015. С. 141-150.
  • Козырева Н.М. "Музейщик номер один". К столетию В.А.Пушкарева // Страницы истории отечественного искусства. К 100-летию Василия Алексеевича Пушкарева. Сборник статей по материалам научной конференции // Русский музей // Вып. XXVII // Санкт-Петербург, 2015. С. 9-17.
  • Переписка Щекин - Кротовой с Музеем искусств г. Нукуса о приобретении работ Р.Р.Фалька. // РГАЛИ Ф. 3018. Оп. 2. Ед. хр. 125. Л. 1.
  • Письмо Пушкарева В.А. к Н.Н. Рождественской от 17.12. 1965. // РГАЛИ Ф. 2950. Оп.1, Ед.хр. 253. Л.1-2.
  • Письмо Пушкарева В.А. к Редько Т.Ф. с упоминанием К.Н. Редько от 26.06. 1960. // РГАЛИ Ф.2359. Оп. 2. Ед.хр. 64. Л.1.
  • Письмо Пушкарева В.А. к Щекин - Кротовой А.П. от 09.09.1968. // РГАЛИ Ф.3018. Оп.2. Ед.хр. 323. Л.1.
  • Письмо Редько Т.Ф. Костаки Г.Д. о К.Н. Редько от 10.02.1972. // РГАЛИ Ф.2359. Оп.2. Ед.хр.29. Л.1.
  • Письмо Савицкого И. В. к Редько Т. Ф. от 06.01.1976. // РГАЛИ Ф. 2359. Оп. 3. Ед. хр. 68. Л. 1-3.
  • Пронина И.А. Продолжая традицию Третьяковых. Музейный портрет коллекционера Георгия Костаки // Федор Степанович Рокотов: актуальные проблемы изучения. От Павла Третьякова до Леонида Талочкина: коллекционеры и дарители ХХ века. Материалы научных конференций. М., 2017. С.284.
Еще
Статья научная