Вклад коллекционеров Савицкого И.В., Костаки Г.Д., Пушкарева В.А. в сохранение художественного наследия 20 - 30-х годов XX века

Автор: Чувилькина Юлия Викторовна

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Искусство, образование, наука

Статья в выпуске: 3, 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена роли коллекционеров: Савицкого И. В., Костаки Г. Д. и Пушкарева В. А. в деле сбережения российского культурного наследия. Сохраняя наследие московских и ленинградских художников, они составили коллекции, всесторонне отражающие этап развития художественной жизни 1920-1930-х гг. реализма является попытка выявить причины его возникновения, связи между сменой идеологической парадигмы 1920- 1930-х годов и логикой развития авангарда. Среди исследований советского искусства периода 1920-1930-х годов можно отметить такие работы, как: Голомшток И.Н. «Тоталитарное искусство»2, Манин В.С. «Искусство в резервации. Художественная жизнь в России 1917-1941 гг.»3, Мазаев А.И. «Искусство и большевизм» в 1920- 1930 гг.»4, Сарабьянов А.Д. «Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях»5. Власть задавала «нужное» направление в изобразительном искусстве, давала возможность творчества и развития официальной части художественного сообщества, оставляя, однако, возможность неофициального существования художников вне ВАХ (АХ ССР)6 и МОССХ7, вычеркивая их из истории, но не уничтожая. Исходя из сказанного выше, напрашивается вывод о том, что представители творческой и культурной элиты осознавали важность сохранения данного культурного потенциала страны. К таким, безусловно, можно отнести Савицкого И.В., Костаки Г. Д. и Пушкарева В. А. Ровесники, заставшие одинаковые политические события страны, они стремились сохранить наследие, неугодное и вычеркнутое из истории

Еще

Коллекционер, собрание, авангард, савицкий, костаки, пушкарев, редько, щекин-кротова, рождественская, фальк

Короткий адрес: https://sciup.org/170191517

IDR: 170191517   |   DOI: 10.34685/HI.2021.34.3.012

Список литературы Вклад коллекционеров Савицкого И.В., Костаки Г.Д., Пушкарева В.А. в сохранение художественного наследия 20 - 30-х годов XX века

  • Венок Савицкому: живопись, рисунок, фотографии, документы: Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, Нукус, Частные собрания: альбом к выставке - Москва, Галеев галерея, 2011. С. 7.
  • Дмитренко А. Ф. Воин. Собиратель. Творец. К 100-летию со дня рождения В. А. Пушкарёва // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 34. СПб, 2015. С. 141-150.
  • Козырева Н.М. "Музейщик номер один". К столетию В.А.Пушкарева // Страницы истории отечественного искусства. К 100-летию Василия Алексеевича Пушкарева. Сборник статей по материалам научной конференции // Русский музей // Вып. XXVII // Санкт-Петербург, 2015. С. 9-17.
  • Переписка Щекин - Кротовой с Музеем искусств г. Нукуса о приобретении работ Р.Р.Фалька. // РГАЛИ Ф. 3018. Оп. 2. Ед. хр. 125. Л. 1.
  • Письмо Пушкарева В.А. к Н.Н. Рождественской от 17.12. 1965. // РГАЛИ Ф. 2950. Оп.1, Ед.хр. 253. Л.1-2.
  • Письмо Пушкарева В.А. к Редько Т.Ф. с упоминанием К.Н. Редько от 26.06. 1960. // РГАЛИ Ф.2359. Оп. 2. Ед.хр. 64. Л.1.
  • Письмо Пушкарева В.А. к Щекин - Кротовой А.П. от 09.09.1968. // РГАЛИ Ф.3018. Оп.2. Ед.хр. 323. Л.1.
  • Письмо Редько Т.Ф. Костаки Г.Д. о К.Н. Редько от 10.02.1972. // РГАЛИ Ф.2359. Оп.2. Ед.хр.29. Л.1.
  • Письмо Савицкого И. В. к Редько Т. Ф. от 06.01.1976. // РГАЛИ Ф. 2359. Оп. 3. Ед. хр. 68. Л. 1-3.
  • Пронина И.А. Продолжая традицию Третьяковых. Музейный портрет коллекционера Георгия Костаки // Федор Степанович Рокотов: актуальные проблемы изучения. От Павла Третьякова до Леонида Талочкина: коллекционеры и дарители ХХ века. Материалы научных конференций. М., 2017. С.284.
Еще
Статья научная