Вклад Л.В. Викторова в изучение бурозубок (род Sorex linnaeus, 1758) Сибири и Урала
Автор: Воронов Георгий Анатольевич
Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология @bio-tversu
Статья в выпуске: 4, 2014 года.
Бесплатный доступ
Описаны исследования Л.В. Викторовым бурозубок Сибири (Иркутская обл.) и Приуралья (Пермский край). Приведены личные впечатления от общения с ученым
Бурозубки, изменчивость, зубы, череп, морфометрия
Короткий адрес: https://sciup.org/146116547
IDR: 146116547
Текст научной статьи Вклад Л.В. Викторова в изучение бурозубок (род Sorex linnaeus, 1758) Сибири и Урала
Настоящее сообщение основано на письмах Л.В. Викторова, полученные в течение нескольких десятилетий, начиная с 1967 года.
С Л.В. Викторовым я познакомился в 1967 г., на 111 Зоологической конференции педагогических институтов РСФСР в г. Волгограде. Представил нас друг другу профессор А.П. Кузякин, который охарактеризовал Л.В. Викторова как ученого «так детально и кропотливо изучающего зубы и зубную систему бурозубок, как никто в стране не может». На конференции Л.В. сделал доклад «Изменения соотношения численности видов землероек в Калининградской области по сезонам и годам». Представлял он тогда Рязанский педагогический институт. Наши сообщения в повестке конференции были на одной секции и стояли рядом. После окончания конференции между Л.В. Викторовым и мною завязалась переписка, которая с годами становилась все более дружеской.
В моем архиве хранятся многие письма Леопольда Васильевича за несколько десятилетий. В последующие годы мы встречались на териологических съездах, совещаниях и конференциях.
7 октября 1968 года Леопольд Васильевич сообщил мне о том, что выслал автореферат диссертации. В этом же письме он высказал идею об обработке и хранении черепов бурозубок своих и моих сборов на кафедре РГПИ. Хотя занимался он, главным образом, землеройками, им уделялось внимание и другим млекопитающим. В письме от 7.10.1968 г. написано: «В этом году, на полевой практике, мы впервые в Рязанской области обнаружили садовых сонь (добыли 5 экземпляров). А в июле Л.В. Шапошников выезжал с несколькими студентами в один из южных районов области и добыл слепыша».
В очередном письме Леопольд Васильевич высказывает свое мнение о некоторых видах бурозубок. В письме от 19.11.1968 г. читаем: «Считаю ли я равнозубую и плоскочерепную бурозубок за подвиды 5. araneusl В отношении первой в тексте диссертации мною доказывается, что в Калининской обл. (в моем материале, а также в Юргенсоновском) ее нет. Когда я сопоставляю относительную высоту черепа подвидов 5. araneus, равнозубую я не беру, оговаривая, что таксономическое положение этой формы неясно. Судя по материалам В.А. Долгова, Б.С. Юдина и некоторых других исследователей - это, вероятно, все же вид, но крайне редкий в европейской части СССР. А.П. Кузякин называет ее темнобрюхой и склоняется сейчас к тому, что эта форма является видом. Плоскочерепную бурозубку я не знаю. В диссертации, просто не критически, взял ее подвидом вслед за А.П. Кузякиным. В красноярских материалах, которые попали ко мне позднее, я находил несколько черепов, которые подходят (если следовать за С.У. Строгановым и др.) под S.vir. Удивлен только, почему Б.С. Юдин сейчас не выделяет S.vir. в качестве вида. Надеюсь, что в будущем с этой формой также разберутся».
24.12.1968 г., после ряда переносов, состоялась успешная защита диссертации Л.В. Викторова в Московском областном педагогическом институте. Научный руководитель диссертации - Л.В. Шапошников. Первым оппонентом был А.П. Кузякин.
В январе 1969 года Леопольд Васильевич сообщил, что включил в план на 1969 г. командировку одного студента в состав научно-исследовательской экспедиции зоологов Пермского пединститута. Я в это время формировал группу (отряд) студентов для выезда в Иркутскую обл. (в верховья р. Лены). По просьбе Леопольда Васильевича в одном из писем высказал свои мысли по поводу совместных исследований бурозубок. Л.В. Викторов ответил: «В отношении «землеройческой» тематики наши суждения удивительно совпадают! И твои предложения о формах совместной обработки материалов и, далее, - публикаций, я полностью поддерживаю» (письмо от 10.03.1969 г.). '
Как и многие ученые, совмещавшие преподавание с научной работой, Л.В. Викторов постоянно ощущал нехватку времени. Тем тревожнее звучат следующие его слова: «В настоящее время мне грозит «беда». Сватают на декана. Буду отказываться. Но принципиальных причин для отказа выдвинуть не могу, буду просить хотя бы отсрочки» (письмо от 10.03.1969 г.). Отказаться ему не удалось.
В начале июля я со студентами Пермского пединститута (где тогда работал) выехал в Иркутскую область, в составе нашей команды был и студент Л.В. Викторова - Иван Лобов. Сразу же отмечу, что он не только неплохо был готов к полевой работе, но и органично вписался в компанию пермяков. Не удивительно поэтому, что через год (в 1970 г.) Иван Лобов снова работал в экспедиции пермяков, но уже в Приуралье.
Во второй декаде июля в бассейне р. Тутуры (левый приток р. Лены) экспедиция заложила 19 ловчих канавок, и таким образом, начала сбор мелких млекопитающих. Работы продолжались до конца -54- августа. За это время было добыто 970 экземпляров зверьков трех отрядов (насекомоядные, грызуны, мелкие куньи). Сборы землероек И. Лобов увез в Рязань, где их начали обрабатывать. «С твоими суждениями относительно обработки материала и его определения вполне согласен. Твое определение пусть будет пока от меня в секрете. (Я определял бурозубок в поле по соотношению и форме зубов, а для самцов и по гениталиям, Г.В.\ Подобным образом поступим и с Долговым. Думаю, что сумею с ним договориться, чтобы он помог определить материал. План совместной статьи по этим материалам принимаю полностью, хотя в будущем, вероятно, отдельные пункты будем детально отрабатывать. Может быть, пока мы с тобой будем заниматься написанием данной статьи в полном объеме, по некоторым разделам есть смысл выступить с более краткими заметками? Например, что-то вроде «Видовой состав землероек верхнеленской тайги» (письмо от 23.09.1969 г.).
В 1972 году в книге «Зоологические проблемы Сибири. Материалы IV совещания зоологов Сибири» опубликована работа Г.А. Воронова, Л.В. Викторова и И.В. Лобова «Видовой состав бурозубок верхнеленской тайги».
Для Леопольда Васильевича - человека, не стремившегося к карьере администратора, выполнение обязанностей декана было тяжелым бременем. «Очень жалко бывает порой потраченное на разные «пустяки» время. За 1 месяц 53 часа ушло только на совещания и заседания; это - кроме во много раз более объемной работы. А ведь кроме всего прочего остается учебная работа (около 800 часов) и научная работа. В общем «дохожу» (письмо от 23.11.1969 г.).
Несмотря на громадную загруженность, Л.В. Викторов продолжает публиковать результаты научных исследований. В конце декабря 1969 года в материалах второго всесоюзного совещания по млекопитающим он поместил работу «Явление Денеля у бурозубок в верховьях Волги», вызвавшую большой интерес.
В декабре 1970 г. Л.В. Викторов прислал мне для рецензирования 3 статьи: о сезонно-возрастных изменениях веса и размеров бурозубок (по материалам диссертации), по рыжей полевке и про удода (совместную с Л.В. Шапошниковым). Разумеется, положительный отзыв был подготовлен. Сообщение «Сезонновозрастные изменения систематических признаков в жизненном цикле малой бурозубки» Л.В. Викторов опубликовал в материалах IV научной конференции зоологов педагогических институтов 26 сентября 1970 г. в г. Горький.
Многие письма Л.В. Викторова содержат результаты определения им видов бурозубок. Так, в письмах от 15 и 25 апреля 1971 г. он дает перечень номеров 26 плоскочерепных, 84 обыкновенных, 5
Вестник ТвГУ. Серия "Биология и экология". 2014. № 4 крупнозубых, 29 арктических и 1 средней бурозубок из верховьев р. Лены.
В течение нескольких лет Л.В. Викторов находился в состоянии хронической перегрузки (деканство, преподавание, научная работа). Лишь 12.02.1974 г. он был освобожден от должности декана.
Избавившись от административной нагрузки, Л.В. Викторов задумывается о перспективах своей научной работы. В письме от 12 апреля 1975 г. он пишет: «Ты спрашиваешь о моих планах и делах. Планы грандиозные. Все мои работы с бурозубками сводятся к такой проблеме: «Популяционная изменчивость и экология землероек Нечерноземья» (или что-то в этом роде, преимущественно для европейской части СССР, но и с привлечением материалов сибирских). Может быть, ограничусь только зубной системой. Пока не знаю. По крайней мере, сам я считаю это исследование по объему - чем-то вроде докторской. Хотя в плане научной работы таковая у меня не значится и не уверен еще, будет ли этого достаточно. В общем, все еще впереди».
В 1982 г. Леопольд Васильевич делает на 111 съезде Всесоюзного териологического общества обстоятельный доклад «Изменчивость и видовые особенности нижней челюсти бурозубок».
К 80-м годам интенсивность переписки и нашей совместной работы несколько снизились. Я в 1976 г. перешел на работу в Пермский государственный университет, где в 1997 создал кафедру биогеоценологии и охраны природы. В последующие годы, наряду с занятиями териологией, мне пришлось активно заниматься развитием кафедры, а затем организацией в Пермской обл. заповедников (в 1982 г. был создан гос. заповедник «Басеги», а в 1991 году - гос. заповедник «Вишерский»). Л.В. Викторов в 1984 году перешел в Калининский госуниверситет.
Разумеется, и в последующие годы переписка с Л.В. Викторовым продолжалась; следил я и за его публикациями, тем более, что мы старались высылать друг другу опубликованные работы.
К сожалению, ни Леопольду Васильевичу не удалось выбраться в Пермь, ни я не сумел попасть в Тверь. Однако в пермских изданиях были помещены некоторые материалы, подготовленные Л.В. Викторовым (Викторов, 1976; Воронов и др.. 1976). Последняя публикация заслуживает некоторых комментариев. В начале нашего знакомства, убедившись, что Л.В. Викторов очень серьезно занимается систематикой бурозубок, я переслал ему некоторое число черепов этих зверьков, собранных в 1964 г. на Южном Сахалине, в 1965 г. - на Северном Сахалине и, в начале 60-х гг., — на верхней Лене. Леопольд Васильевич выслал мне результаты определений видов.
В 70-е гг. прошлого века экспедиционные сборы черепов землероек с верхней Лены и из Предуралья переправлялись Л.В. Викторову; часть их после промеров и определения видов, ' -56 -
Вестник ТвГУ. Серия "Биология и экология". 2014. № 4 возвращались в Пермь, меньшую часть Леопольд Васильевич оставлял у себя. Вернувшиеся в Пермь черепа хранятся в краниологической коллекции лаборатории биогеографии, организованной при кафедре биогеоценологии и охраны природы Пермского государственного национального исследовательского университета.
Заканчивая описание нашей совместной работы с Л.В. Викторовым по исследованию пермских и верхнеленских бурозубок, я бы хотел подчеркнуть, что столь внимательного и доброжелательного к окружающим человека встречаешь не часто. Вклад Леопольда Васильевича в изучение бурозубок Урала и Сибири значителен. Впервые в научной литературе при участии Л.В. Викторова был представлен видовой состав этих насекомоядных для далекой Иркутской обл. (бурозубки: крошечная, малая, средняя, крупнозубая, арктическая, обыкновенная и плоскочерепная). Для Пермского края была проделана сходная работа. Выяснилось, что на этой территории обитают крошечная, малая, средняя, арктическая, обыкновенная и равнозубая бурозубки.
Вестник ТвГУ. Серия "Биология и экология". 2014. № 4
Об авторе
Воронов Г.А. Вклад Л.В. Викторова в изучение бурозубок (род Sorex Linnaeus, 1758) Сибири и Урала / Г.В. Воронов // Вести. ТвГУ. Сер. Биология и экология. 2014. № 4. С. 53-58. ' '
Список литературы Вклад Л.В. Викторова в изучение бурозубок (род Sorex linnaeus, 1758) Сибири и Урала
- Викторов Л.В. 1976. К линьке обыкновенной бурозубки (Sorex araneus) в верховьях Волги//Современные проблемы зоологии и совершенствование методологии ее преподавания в вузе и школе. Пермь: ПГПИ. С. 212-213.
- Воронов Г.А., Беляева О.Б., Бессонов А.Д., Викторов Л.В., Демидов В.В., Лобов И.В., Перминов Л.Е., Реймерс А.Н., Реймерс Н.Ф. 1976. К экологии насекомоядных южной тайги Камского Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. Сообщение 2. Крупнозубая бурозубка//Биогеография и краеведение. Пермь: ПГПИ. Вып. 4. С. 3-17.