Владимир Соловьёв и Анна Шмидт: смиренные пророки стихийного русского гнозиса
Автор: И.В. Лобанова
Журнал: Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии @herald-historical-society
Рубрика: Религиозно-просветительская и духовно-образовательная деятельность
Статья в выпуске: 2 (14), 2023 года.
Бесплатный доступ
Появление русской религиозной философии во второй половине XIX в. во многом стало ответом на обилие нехристианской мистики, захватившей сознание интеллигенции той эпохи. Владимир Соловьёв, которого называют создателем религиозной философии, ещё в юности поставил перед собой задачу: убедить всех в истине христианства, пересказав её философским, рациональным языком. Но, вдохновлённый личным мистическим опытом, Соловьёв создал в итоге далеко не ортодоксальную религиозную концепцию, поскольку в цер- ковном предании не нашёл сходного со своим откровения. При этом всю свою жизнь философ больше всего боялся оказаться вне Церкви, поскольку только там мог найти понимание: ведь он был намного религиознее своего окружения. То же можно сказать и об Анне Шмидт, которая, по словам священника Сергия Булгакова, тоже не имела «воли к ереси». Как мирилось в сознании этих мысли- телей формальное богословие с личным откровением? Не являлось ли оно, с их точки зрения, разновидностью догматического творчества? И не потому ли оно было так живо воспринято деятелями религиозного возрождения начала ХХ в.?Появление русской религиозной философии во второй половине XIX в. во многом стало ответом на обилие нехристианской мистики, захватившей сознание интеллигенции той эпохи. Владимир Соловьёв, которого называют создателем религиозной философии, ещё в юности поставил перед собой задачу: убедить всех в истине христианства, пересказав её философским, рациональным языком. Но, вдохновлённый личным мистическим опытом, Соловьёв создал в итоге далеко не ортодоксальную религиозную концепцию, поскольку в церковном предании не нашёл сходного со своим откровения. При этом всю свою жизнь философ больше всего боялся оказаться вне Церкви, поскольку только там мог найти понимание: ведь он был намного религиознее своего окружения. То же можно сказать и об Анне Шмидт, которая, по словам священника Сергия Булгакова, тоже не имела «воли к ереси». Как мирилось в сознании этих мыслителей формальное богословие с личным откровением? Не являлось ли оно, с их точки зрения, разновидностью догматического творчества? И не потому ли оно было так живо воспринято деятелями религиозного возрождения начала ХХ в.?
Русская религиозная философия, Вл. С. Соловьёв, А. Н. Шмидт, «Третий завет», гностицизм, «София», всеединство, вечная женственность, религиозная мистика, религиозное возрождение
Короткий адрес: https://sciup.org/140304645
IDR: 140304645 | DOI: 10.47132/2587-8425_2023_2_62
Список литературы Владимир Соловьёв и Анна Шмидт: смиренные пророки стихийного русского гнозиса
- Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.
- Булгаков С. Н. «Из рукописей А. Н. Шмидт» // Шмидт А. Н. Третий Завет. Электронная версия составлена, подготовлена, сверена с прототипом и снабжена цифровой пагинацией М. Н. Белгородским / URL: https://rozamira.nl/lib/ezoter/shmidt/3j_zavet.htm#p1 (дата обращения: 01.06.2023).
- Козырев А. П. Соловьёв и гностики. М., 2007.
- Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьёве в его молодые годы: материалы к биографии. Кн. 1. Пг., 1916.
- Рцы. Бессмертные вопросы // Русский Труд. 1899, № 2.
- Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьёва / под ред. и с примеч. С. М. Соловьёва и Э. Л. Радлова. 2-е изд. Т. 10. СПб.: Просвещение, [1914].
- Соловьёв В. С. Письма Владимира Сергеевича Соловьёва / под. ред. Э. Л. Радлова. Т. 1. СПб., 1908.
- Тареев М. М. Дух и плоть // Богословский вестник. 1905. № 1. С. 1–27 (2-я пагин.).