Власть и "канон священных текстов", оформленный противниками церковной реформы

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию проблемы отношения светской и церковной властей к фонду выписок из Священного Писания, святоотеческого предания, сочинений церковных писателей, которые противники церковной реформы отыскали в древних рукописях, старопечатных книгах и приводили в качестве свидетельств о нарушении традиции Русской Церкви при проведении реформы обряда и богослужебной практики. Показано, что Федор Алексеевич в 1681 г. в Предложении церковному собору высказал озабоченность существованием раскола, считая причиной распространение рукописей с подобными фрагментами текстов. Сделан вывод, что Церковь, издав в 1682 г. «Увет духовный», попыталась убедить паству в несостоятельности этих свидетельств, а учение раскольников объяснить их «безумием».

Еще

Власть, русская церковь, xvii в, реформа, раскол, рукописные сборники, цитаты

Короткий адрес: https://sciup.org/147220472

IDR: 147220472   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-8-35-44

Список литературы Власть и "канон священных текстов", оформленный противниками церковной реформы

  • Агеева Е. А., Юхименко Е. М. Добрынин // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 514–516.
  • Буганов В. И. Московские восстания конца XVII века. М.: Наука, 1969. 440 с.
  • Виноградский Н. Церковный собор в Москве 1682 г.: Опыт историко-критического исследования. Смоленск: Тип. Я. Н. Подземского, 1899. 272 с.
  • Воробьев Г. А. О Московском соборе 1681–1682 года. Опыт исторического исследования. СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1885. 159 с.
  • Гурьянова Н. С. Геронтий Соловецкий – составитель сборника // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 3. С. 3–7.
  • Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. М.: Языки славянской культуры, 2004. 160 с.
  • Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII веках. Сводный каталог. М.: Изд-во ГБЛ, 1958. 152 с.
  • Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа. М.: Индрик, 2003. 248 с.
  • Каптерев Н. Ф. Царь и церковные московские соборы XVI–XVII столетий. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2015. 128 с.
  • Кудрявцев И. М. Сборник XVII в. с подписями протопопа Аввакума и других пустозерских узников. Материалы к исследованиям // Зап. отдела рукописей ГБЛ. М., 1972. Вып. 33. С. 149–212.
  • Малышев В. И. Летопись жизни протопопа Аввакума // Малышев В. И. Избранное: Статьи о протопопе Аввакуме. СПб., 2010. С. 333–371.
  • Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск: Наука, 1998. 429 с.
  • Полознев Д. Ф. Церковная реформа после патриарха Никона: соборы 1667–1682 гг. // Патриарх Никон и его время: Сб. ст. М., 2004. С. 323–340. (Труды ГИМ. Вып. 139.)
  • Робинсон А. С. Борьба идей в русской литературе XVII века. М.: Наука, 1974. 407 с.
  • Сапожникова О. С. Русский книжник XVII века Сергий Шелонин. Редакторская деятельность. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. 560 с.
  • Чумичева О. В. «Ответ вкратце Соловецкого монастыря» и Пятая соловецкая челобитная (Взаимоотношения текстов) // Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России: Сб. ст. Новосибирск, 1992. С. 59–69.
  • Crummey R. O. The Origins of the Old Believer Cultural Systems. The Works of Avraamii. In: Crummey R. O. Old Believers in a Changing World. DeKalb, Northern Illinois Uni. Press, 2011, р. 68–96.
  • Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссиею. СПб.: Тип. II Отделения Собств. Е. И. В. канцелярии, 1842. Т. 5. 580 с.
  • [Афанасий, архиепископ Холмогорский]. Увет духовный. М., 1682. 274 л.
  • Стоглав: Текст. Словоуказатель. М.; СПб.: Ин-т росс. истории; Центр гуманит. инициатив, 2015. 320 с.
Еще
Статья научная