Власть и общество в период хрущевской "оттепели" (1953-1964 гг.)

Автор: Устинкин Сергей Васильевич, Белоус Владимир Иванович, Гинзбург Борис Львович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 5, 2012 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу влияния политических процессов в стране на изменения в механизме взаимоотношений власти и общества на примере Нижегородского региона. Проведено исследование реакции органов власти и населения на события политической жизни страны в один из сложных периодов государственного развития (1953-1964 гг.).

Хрущевская оттепель, политическая система, власть, реакция населения, общественные настроения, механизмы политического воздействия

Короткий адрес: https://sciup.org/170166367

IDR: 170166367

Текст научной статьи Власть и общество в период хрущевской "оттепели" (1953-1964 гг.)

УСТИНКИН Сергей

Васильевич – д.и.н., профессор; заведующий кафедрой международных отношений и политологии ННГЛУ

БЕЛОУС Владимир Иванович – д.и.н., профессор; заведующий кафедрой современной отечественной истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского – Национального исследовательского университета

ГИНЗБУРГ Борис

П ериод 50-х — первой половины 60-х гг. X X в. являет с я исклю - чительно важным в отечественной истории. Он существенно повлиял на дальнейшее развитие государства и общества.

Смерть И.В. Сталина, критика «культа личности и его последствий» оказали огромное влияние на советскую политическую систему и общественную жизнь. Однако начатый тогда процесс либерали-зации режима не получил должной поддержки ни общества, ни элиты.

Весной 1953 г. никто из ближайшего окружения И.В. Сталина не мог реально претендовать на всю полноту власти, поэтому к сере дине марта сформировалось так называемое «коллективное руко -водство». 5 марта на совместном заседании членов ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров было при -знано целесообразным назначить Председателем Совета Министров Г.М. Маленкова, его первыми заместителями — Л.П. Берию, В.М. Молотова, Н.А. Булганина и Л.М. Кагановича, сократить число министров, членов Президиума ЦК и секретарей ЦК, пору чив Н.С. Хрущеву возглавить работу партийного аппарата.

Первые действия «коллективного руководства» носили откро венно популистский характер. С целью удержания в своих руках власти и снижения напряженности в обществе новые лидеры уже в день похорон И.В. Сталина заговорили о необходимости повыше -ния жизненного уровня трудящихся, решительной борьбе с бюро кратизмом, прощении людей, побывавших в немецком плену, и др. Негласно было решено прекратить пропаганду культа личности. Это хорошо просматривается в деятельности партийно - советских органов власти Горьковской обл.

23 апреля 1953 г. Горьковский областной комитет КПСС провел пленум «О состоянии и мерах улучшения работы с руководящими кадрами в областной партийной организации»1. Пленум отметил улучшение качественного состава руководящих кадров: увеличение в номенклатуре обкома партии числа работников с высшим, неза-конченным высшим и средним образованием (76,6%); улучшение состава аппарата партийных комитетов (40% секретарей горкомов и райкомов партии получили партийно политическое образование). Тем не менее констатировалось, что «задача укрепления наших пар - тийных, советских и хозяйственных организаций людьми, преданными интересам партии и государства», полностью не раз -решена1. Отмечалось в документах, что в 1952 г. из номенклатурных работников Горьковского обкома было освобождено: как не справившихся с работой — 104 чел.; за нарушение директив вышестоящих органов — 17 чел.; как скомпрометировав -ших себя — 53 чел. Пленум в своем реше -нии подчеркнул, что областной комитет, некоторые городские и районные коми теты партии проявляют неразборчивость при выдвижении кадров на руководящие посты, в результате чего на партийную, советскую и хозяйственную работу про никают люди, недостаточно проверенные в политическом и деловом отношении2.

На улучшение подготовки кадров пре -подавателей общественных наук было направлено решение бюро Горьковского ОК КПСС «О научном росте преподава-телей общественных наук» (июнь 1953 г.). Обком проанализировал положение дел на кафедрах общественных наук. Из 116 преподавателей общественных наук вузов г. Горького не было ни одного профессора или доктора наук; не имели степеней и званий 90 преподавателей; не сдали всех кандидатских экзаменов 37 преподавате -лей. В большинстве вузов планы подго-товки и переподготовки кадров, научно исследовательских работ не выполня-лись. Вскоре последовали и оргвыводы: Горьковский ОК КПСС просил ЦК КПСС и Министерство высшего образования освободить т. А.Г Белкина от обязанно -стей ректора ГГУ как не справившегося с работой3. Проверив Горьковский филиал Всесоюзного юридического заочного института, обком за серьезные злоупо-требления в работе (оформление ложной документации, получение взяток и т.д.) исключил из членов КПСС директора филиала Покровскую и отдал ее под суд. Были наказаны и ее помощники4.

Особое внимание было обращено на кадры правоохранительных и каратель ных органов, работников силовых струк тур. Из 63 органов милиции Горьковской обл. нарушали закон в 49; из 64 парторга низаций коммунистами были совершены нарушения в 425.

Во времена «культа личности» значи-тельная часть коммунистов были исклю -чены из партии: как «враги народа»; за связь с осужденными за измену Родине (мужья, жены, дети, не отрекшиеся от «врагов народа», поддерживающие с ними переписку, отправлявшие им посылки и т.д.); за антисоветскую агитацию и про -паганду; за подготовку террористических актов против руковод ителей КПСС и советского правительства и т.д.

ЦК КПСС, анализируя тенденции количественного роста партвзысканий, нарушений и фактов преступлений ком мунистов, качественные характеристики номенклатуры (июль 1953 г.), причины «серьезных недостатков в работе партий ного и государственного аппарата» (25 января 1954 г.), потребовал в ряде поста новлений улучшения работы аппарата, существенного сокращения номенкла туры обкомов, крайкомов, республикан ских комитетов КПСС и повышения от ветственности советских и хозяйственных руководителей, РК и ГК партии за подбор и расстановку кадров. В целом по стране численность региональной номенклатуры ЦК КПСС сократилась к 1956 г. в 3-5 раз по сравнению с предшествующим перио дом и затем на протяжении 30 лет сохра нялась на одном уровне6.

Серьезный отпечаток на темпы либе рализации политической системы СССР, характер десталинизации, на выбор пути дальнейшего развития страны наложила борьба за власть, развернувшаяся в 19531955 гг. в ее высших эшелонах.

Во второй половине июля 1953 г. во всех районах г. Горького состоялись пленумы РК КПСС совместно с партийным акти вом города, на которых не только под держивалось разоблачение преступных действий Л.П. Берии, но и резко крити-ковались руководящие работники ОК и ГК КПСС за отрыв от рабочих7. Еще резче критиковались нарушения социалистиче ской законности, методы администриро вания в партийной работе, отступление от принципа коллективности руководства в колхозах Горьковской обл.8

В городских и сельских партийных организациях коммунисты интересовались подробностями «антипартийных и анти -государственных действий Л.П. Берия» и задавали докладчикам многочисленные вопросы. Вот некоторые из них: были ли замечания И.В. Сталина о неправиль-ном поведении Берии; кем и при каких обстоятельствах был разоблачен и аресто ван Берия; почему ЦК КПСС не знало о службе Берии в контрразведке у «белых»; связано ли руководство Советской армии с Берией; будет ли судебный процесс по делу Берии опубликован в печати; почему нет должного партийного контроля над работой судов и прокуратуры в г. Горьком и др.1

Реформаторские ожидания общества не угасали, чаяния перемен целиком связы-вались с появлением лидера, способного сломить сопротивление консерваторов, вдохновить новаторов, расшевелить без -различных.

Выступление Н.С. Хрущева с докладом на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 г. вызвало разностороннюю реакцию насе -ления Горьковской обл. Жители при -ходили на собрания партийного актива, первичных партийных организаций во всех городах и районах области, слушали в гробовом молчании, потом поднимались и расходились, единодушно приняв резо люцию, приветствующую и одобряющую решения съезда, в т.ч. и о культе лично сти2. Но за этим привычным и показным единодушием скрывались противоречи вые чувства и мысли. Одни воспринимали доклад как отказ от преступного про шлого, как восстановление справедли вости, как гарантию невозможности воз вращения к массовым репрессиям. Другие растерялись. Третьи отказывались верить, считая, что вождя оклеветали. Немало было и таких, кто считал, что в интересах партии и во имя престижа социализма не следовало бы публично признавать имев шие место беззакония и развенчивать И.В. Сталина. Однако в целом решения съезда сыграли положительную роль в изменении духовной атмосферы обще ства. Чувство всеобщего страха, многие десятилетия сковывавшее страну, стало постепенно исчезать.

Горьковская партийная организация, констатировав имевшие место случаи незаконных репрессий, нарушения прин ципа коллективности руководства, слабое развитие критики и самокритики и другие проявления «культа личности», разрабо тала систему мер по «последовательному осуществлению ленинских норм партий ной жизни и принципов коллективного руководства, совершенствованию стиля и методов партийной и государственной работы»3. Так, отличительной чертой проводимых в 1956 г. отчетно - выборных партийных собраний стали возросшие требования коммунистов к своим руково дителям и резкая критика в их адрес. В 89 первичных организациях работа партбюро была признана коммунистами неудовлет ворительной4.

Развернувшаяся на местах критика проявлений «культа личности» вызы-вала серьезную озабоченность у консер вативного крыла партии и ЦК КПСС. Отражением давления этих сил на Н.С. Хрущева и высшее руководство страны стало специальное закрытое письмо ЦК КПСС от 19 декабря 1956 г. «Об усилении партийно политической работы партийных организаций в массах и о пре сечении вылазок антисоветских, враж дебных элементов». В ходе обсуждения в партийных организациях Горьковской обл. закрытого письма ЦК выступления людей, бескомпромиссно одобрявших курс XX съезда и начало десталинизации страны в ряде первичных организаций, стали расцениваться «как демагогические и антипартийные»5. Вслед за письмом по стране прокатилась волна арестов «кле ветников на советскую действительность». Восстанавливались отмененные незадолго до этого цензура периодических журналов и действие печально знаменитой ст. 58 Уголовного кодекса (политические пре -ступления, включая антисоветскую аги тацию и пропаганду). В корне пресека-лась деятельность студенческих кружков. Одновременно, чтобы избежать возмож ного соединения инакомыслия интел лигенции с недовольством рабочих, для последних были снижены нормы выра ботки. Однако партийный аппарат, орга низуя в регионах собрания и обсуждение многочисленных примеров недовольства советским режимом, сам того не желая, способствовал кристаллизации оппозиционных настроений среди интеллигенции, рабочих и в самой партийной среде1.

XX съезд не завершил борьбу за власть в Кремле. Опасаясь дальнейших разоблачений и реальной утраты своих властных позиций, весной 1957 г. консервативная часть партийного руководства организовала кампанию с целью ликвидации должности Первого секретаря ЦК КПСС и отстранения Н.С. Хрущева от власти. На совещании 18 июня 1957 г. большинство Президиума ЦК КПСС (7 из 11 членов) подвергло деятельность Н.С. Хрущева резкой критике и попыталось сместить его с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Первые секретари обкомов, составлявшие большую часть ЦК, опираясь на поддержку маршала Г.К. Жукова и председателя КГБ А.И. Семичастного, потребовали созыва внеочередного Пленума ЦК партии. На Пленуме, предав огласке архивные сведения о личной причастности членов «антипартийной группы» к репрессиям, сторонники Н.С. Хрущева смогли одержать победу. В.М. Молотов, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков были выведены из Президиума, ЦК партии и правительства.

Последнюю точку в борьбе за единоличную власть Н.С. Хрущев поставил в начале 1958 г., совместив посты Председателя правительства и Первого секретаря ЦК КПСС. Однако ценой этой победы стала его зависимость от номенклатуры, партаппарата, поставивших всю последующую реформаторскую деятельность Н.С. Хрущева на службу интересам партийно-государственной бюрократии.

Политическая система после смерти И.В. Сталина постепенно трансформировалась из тоталитарной в авторитарную, оставаясь по сути командно-административной и военномобилизационной.

Многие проекты дали мощный импульс к социально-экономичес кому развитию СССР. В 1950-е гг. в СССР был обеспечен самый высокий за все время после коллективизации рост сельскохозяйственного производства. К 1958 г. валовая продукция аграрного сектора выросла более чем на треть. Началось массовое переселение граждан из коммунальных квартир и бараков в индивидуальные квартиры. СССР первым вывел пилотируемый корабль в космос, добился серьезных успехов в реализации своего внешнеполитического курса, обеспечения безопасности стран мировой системы социализма. Внешнеполитическая деятельность КПСС большинством населения страны воспринималась как правильная и всецело поддерживалась.

ЦК КПСС неоднократно ставил вопрос об улучшении качественного состава руководящих партийных кадров, требовал обновления аппарата партийных комитетов на местах. Ставился вопрос о совершенствовании структуры советских органов. В 1956–1957 гг. была проведена перестройка районных Советов. В результате сокращения советского аппарата в Горьковской обл. сумма годовой экономии только на зарплате составила более 53 млн руб. Высвободившиеся специалисты – более 5 тыс. чел. – из административноуправленческого аппарата были направлены непосредственно на производство1. Была проведена перестройка профсоюзных органов, приняты меры по расширению прав местных комсомольских органов, ослаблению регламентации в их работе, изменена структура и сокращен платный аппарат на 141 чел.2

Использованные Н.С. Хрущевым половинчатые и крайне противоречивые меры по материальному стимулированию развития товарного производства, по ослаблению идеологического контроля над духовной сферой общества сегодня хорошо известны и неоднократно описаны. Обстоятельно проанализированы и причины «кризиса доверия» к «хрущевской оттепели», провала его аграрной политики, низкой эффективности изменения структуры промышленного производства. Хотя многие начинания на первых порах дали ощутимые положительные результаты, однако их половинчатость достаточно быстро проявилась в виде комплекса негативных факторов государственного развития.

Все это не могло не отразиться на морально-этическом и пси-хологическом состоянии номенклатуры и рядовых коммунистов. Документы Комиссии партийного контроля ЦК КПСС и ОК КПСС

Горьковской партийной организации свидетельствуют о том, как изменились в начале 1960-х гг. мотивы и причины исключения из правящей партии проштра-фившихся коммунистов. По РК партии г. Горького и области в 1962 г. коммунисты в массе своей исключались: за злоупотре-бление служебным положением в корыст-ных целях; за хищение госсобственности и материальных ценностей; за хищение колхозно кооперативной собственности; за утрату связи с партийной организацией и неуплату партийных взносов; за антисо ветские высказывания и др.1

Пытаясь противодействовать этим негативным тенденциям и явлениям в партийной среде, партийные органы ста вили задачу расширения и укрепления связи с населением, расширения рядов КПСС за счет рабочих, «передовиков производства», активных комсомольцев, политически грамотных представите лей технической интеллигенции. Только за 1956—1957 гг. в члены и в кандидаты в члены партии по области было принято 11 956 чел.: рабочих — 51,1%, колхозников — 17,3%, служащих — 30,9%2.

Большую роль в улучшении работы с кадрами сыграли партийные контрольные комиссии, которые создавались с 1959 г. в первичных парторганизациях. Обладая правом контроля за деятельностью адми нистрации, они помогали в решении производственных вопросов на пред приятиях. К концу 1961 г. в Горьковской обл. действовали 2 500 комиссий при 1 244 первичных парторганизациях, в которых работало 11 905 коммунистов3.

Серьезное внимание обращалось на работу с жалобами и заявлениями тру дящихся. Число жалоб, поступавших в Горьковский ОК КПСС, постоянно росло. Обком разработал систему мер по кон тролю за прохождением жалоб и предло жений в учреждениях, за принятием реше ний по их исполнению. Активизировалась работа правоохранительных органов и отделов кадров по всесторонней проверке лиц, принимаемых на службу, особенно на руководящие должности.

При отсутствии конституционного механизма смены руководства страны подготовка смещения Н.С. Хрущева велась тайно с начала 1964 г. группой высокопоставле нных заговорщиков (Председателем Верховного Совета СССР Л.И. Брежневым, секретарем ЦК Н.В. Подгорным, председателем Комитета партийно государственного контроля А.Н. Шелепиным, руководи -телем КГБ В.Е. Семичастным, заведую -щим отделом административных орга нов ЦК Н.Р. Мироновым). 13 октября 1964 г. Н.С. Хрущева вызвали с отдыха в Пицунде на заседание Президиума ЦК и предъявили ему обвинения «в субъективизме» и «волюнтаризме». Не встретив поддержки, он 14 октября подписал тре буемое от него заявление об отставке «в связи с уходом на пенсию». В тот же день Пленум ЦК принял эту отставку, поста новив не соединять в дальнейшем посты Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров. Главой ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, а главой пра-вительства - А.Н. Косыгин. Так закон чилась эпоха XX съезда. Главным итогом этого противоречивого десятилетия стала либерализация советского политического режима, окончание времен массовых политических репрессий.

Статья научная