Власть и религиозные секты г. Челябинска в середине 1980-х годов (по материалам газеты «Вечерний Челябинск»)
Автор: Козель Анастасия Александровна
Рубрика: Краткие сообщения
Статья в выпуске: 1 т.13, 2013 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются особенности взаимоотношений власти и религиозных сект в г. челябинске. Особое внимание уделено деятельности комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах и способы деятельности сект в данный период.
Религиозные секты, комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах, государственно-церковные отношения, "святые письма", "совет церквей", государственные органы
Короткий адрес: https://sciup.org/147150866
IDR: 147150866
Текст краткого сообщения Власть и религиозные секты г. Челябинска в середине 1980-х годов (по материалам газеты «Вечерний Челябинск»)
В исторической науке интерес к сектантству постоянно растет. Несколько работ современных исследований свидетельствуют об актуальности выбранной тематики данной статьи1.
В середине 1980-х гг. несмотря на государственную политику в религиозной сфере, выраженную в жестком контроле религиозных объединений, активность сект возрастает. Законодательство, построенное на атеистической идеологии, не соответствовало действительной ситуации и не могло эффективно регулировать религиозную сферу. Также имели место факты несоблюдения органами власти на всех уровнях ее организации, прописанных в законодательстве положений, которые были посвящены вопросам соблюдения свободы совести.
Продолжал действовать Совет по делам религий при Совете министров СССР и аналогичные Советы по республикам и областям. В своих жалобах, поступавших в Совет по делам религий в этот период, верующие и духовенство обращали внимание на недостатки системы и последствия «антирелигиозной» вероисповедной политики: отказы регистрировать религиозные объединения, отказы отстраивать и приобретать культовые здания, запреты на проведение богослужебной деятельности религиозных объединений. Примером может послужить письмо, поступившее в Президиум Верховного Совета СССР от группы челябинских сторонников «Совета церквей евангельских христиан-баптистов». Они утверждали, что верующих преследуют за их религиозные взгляды2. Именно это религиозное объединение находилось в оппозиции к власти. Особенно принципиальным для «Совета Церквей» был отказ регистрировать свое объединение, что рассматрива- лось как противозаконная деятельность и нарушение законодательства о религиозных культах.
В целях предупреждения правонарушений, совершаемых в религиозной сфере, местные Советы народных депутатов образовали общественные комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при исполкомах городских, районных Советах народных депутатов. Административными правами такие комиссии не обладали, но проверяли соблюдение законодательства местными органами, должностными лицами.
В Челябинске существовало восемь таких комиссий: в горисполкоме и во всех райисполкомах. К членам комиссий предъявлялись высокие требования к уровню теоретической и методической подготовки. Поэтому для членов таких комиссий были организованы и регулярно проводились групповые и индивидуальные консультации, лекции и семинары. Горисполком совместно с областным Домом научного атеизма организовал в 1986 году однодневный семинар членов городской и районных комиссий содействия, были разработаны методические пособия (например, «Рекомендации для проведения бесед с верующими по разъяснению сущности гарантированной свободы совести»)3.
В Советском районе г.Челябинска комиссией по содействию была организована индивидуальная работа с верующими из «религиозных экстремистских группировок». В 1985—1986 гг. в слесарномеханическом цехе локомотивного депо станции Челябинск работал лекторий «Правда о религии», а в городской больнице № 5 и Челябинском электрометаллургическом комбинате работали школы по изучению основ научного атеизма. Комиссии актив-
А. А. Козель
Власть и религиозные секты г. Челябинска в середине 1980-х годов (по материалам газеты «Вечерний Челябинск»)
но сотрудничали с отделами пропаганды и агитации горкома и райкомов КПСС и их общественными советами по атеистическому воспитанию4. Члены комиссий регулярно присутствовали на богослужениях, контролировали участие в них детей (это было запрещено), а также составляли отчеты о соблюдении законодательства о религиозных культах.
Власть была заинтересована в регистрации и легализации религиозных объединений для последующего контроля за их деятельностью и жизнью. Незарегистрированные объединения могли быть более свободными в вопросах крещения новых членов, образовательной и миссионерской деятельности. По сообщению заместителя председателя комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах при горисполкоме В. Обжорина в 1986 г. в Челябинске было зарегистрировано шесть религиозных обществ: православное общество, старообрядцы, католики, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, мусульмане.5
Особой проблемой в середине 1980-х гг. становится контроль за религиозными сектами. Сектантство находит различные способы, чтобы противозаконно действовать в городе. Очень часто собрания и служения проводились в квартирах верующих, поэтому правоохранительные органы осуществляли мониторинг таких мероприятий. В августе 1984 года было выявлено место нелегальных собраний секты пятидесятников в поселке Шагол (г. Челябинск) в доме самовольной застройки. Деятельность «дома молитвы» была пресечена. Пресвитер секты Н. И. Бердасов был привлечен к административной ответственности за организацию нелегальных собраний верующих. Также с активистами была проведена беседа о недопустимости нарушения советского законодательства о религиозных культах6. Аналогичные случаи были выявлены с сектой «Совет Церквей евангельских христиан-баптистов» и др.7
Еще одним способом распространения различных сектантских вероучений стали «святые письма». В прессе встречается несколько конкретных случаев их распространения. В первом случае распространялись рукописные листовки без указаний принадлежности к какому-либо религиозному объединению. Еще одни листовки были напечатаны на пишущих машинках, а содержание листовок носило мистиче- ский оккультный характер. Во втором случае письма были написаны от имени «отца Никодия», в которых шла речь о создании новой секты, в «программу которой входила взаимопомощь братьям и сестрам Христовым»8. Как правило, такие «письма» распространялись через почтовые ящики. Такое распространение информации носило неконтролируемый характер, а методами борьбы с распространением писем были пропаганда, агитация и изобличение подобных материалов в прессе.
Таким образом, в середине 1980-х гг. складываются довольно напряженные взаимоотношения между властью и религиозными сектами г. Челябинска. С одной стороны, государство пыталось сохранить полный контроль за деятельностью религиозных сект посредством советов по делам религий и комиссий содействия. С другой стороны, законодательство о религиозных культах не соответствовало сложившейся религиозной ситуации, что осложняло осуществление контроля и позволяло сектам развивать свою деятельность. Религиозные секты вырабатывают различные способы распространения своих вероучений: противозаконное распространение различных листовок, собрания у отдельных верующих и т. д. Именно в середине 1980-х гг. происходят изменения, послужившие толчком для либерализации религиозной сферы, выработки нового законодательства и активной деятельности религиозного сектантства в дальнейшем.
Список литературы Власть и религиозные секты г. Челябинска в середине 1980-х годов (по материалам газеты «Вечерний Челябинск»)
- Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания: в 4 т./отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. -М.: Логос, 2004
- Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия/кафедра религиоведения РАГС при Президенте РФ. -М., 2000
- Андреев А. Н. Квакеры на Западе и в России. XVHI век//Новая и новейшая история. -2012. -№ 4. -С. 165-177
- Обжорин В. Под прикрытием веры//Вечерний Челябинск. -1986. -29 янв.