Влияние антропогенных факторов на увеличение осёдлости синантропных популяции врановых птиц

Автор: Константинов В.М., Марголин В.А., Баранов Л.С.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1461 т.26, 2017 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Константинов В.М., Марголин В.А., Баранов Л.С. 1986. Влияние антропогенных факторов на увеличение осёдлости синантропных популяции врановых птиц // Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1: 312-313.

Короткий адрес: https://sciup.org/140157323

IDR: 140157323

Текст статьи Влияние антропогенных факторов на увеличение осёдлости синантропных популяции врановых птиц

В.М.Константинов, В.А.Марголин, Л.С.Баранов

Второе издание. Первая публикация в 1986*

Материалом настоящего сообщения послужили результаты мечения 30 тыс. птенцов и взрослых врановых птиц в Центральном районе

Европейской части СССР в 1971-1985 годах. Для отлова применялись ловушки норвежского типа. Получено 1500 сведений об окольцованных птицах.

В прошлом основные районы зимовок врановых располагались в области мягких зим с изотермой января 0°. Сравнение результатов наших исследований с литературными данными показало, что у грача Corvus frugilegus произошло сокращение протяжённости пролётных путей. В 1929-1938 годах птицы Центрального района европейской части СССР пролетали до зимовки в среднем 2200 км (Рябов, Шеварёва 1955). В конце 1950-х годов – 1900 км (Приклонский, Сапетин 1962). В настоящее время места зимовок грачей значительно приблизились к районам гнездования и сместились в зону более холодного климата, а птицы сейчас к зимовке пролетают около 1400 км. В гнездовых районах стало зимовать большее число особей. Увеличение в Подмосковье зимующих грачей происходит за счёт птиц северо-восточных районов европейской части СССР в связи с сокращением их миграционных путей.

Галки Corvus monedula в настоящее время из Центрального района пролетают на зимовку около 300 км, а из более северо-восточных областей – в среднем около 700 км. По нашим данным, в Подмосковье остаются зимовать старые особи, и, частично, галки первого года жизни. Из слабо освоенных человеком северо-восточных районов европейской части СССР среди мигрантов особи старше одного года составляют 19%, они преодолевают до центральной части зимовок около 700 км. В связи с ростом городов и интенсификацией сельскохозяйственного производства в регионах е суровыми климатическими условиями происходит также образование оседлых группировок.

Серая ворона Corvus cornix проявляет сравнительно небольшую миграционную активность. Переход к оседлому образу жизни у неё, вероятно, начался раньше, чем у предыдущего вида. В настоящее время из аграрных ландшафтов Центрального района европейской части Советского Союза в юго-западном направлении улетает только часть неполовозрелых особей на расстояние до 500 км. Для серых ворон, обитающих в урбанизированных ландшафтах, характерна большая осёд-лость. Среди птиц, прилетающих на зимовки в Подмосковье из северовосточных областей, также преобладают неполовозрелые особи, которые пролетают сходные расстояния до мест зимовок (Константинов и др. 1981). В менее освоенных человеком районах азиатской части СССР среди мигрирующих птиц старые особи составляют от 34 до 45% (Гис-цов, Гаврилов 1979).

Список литературы Влияние антропогенных факторов на увеличение осёдлости синантропных популяции врановых птиц

  • Гисцов А.П., Гаврилов Э.И. 1979. Географические связи и демографические показатели некоторых птиц в Среднеазиатском-Западносибирском регионе//Миграция и экология птиц Сибири. Якутск: 17-18.
  • Константинов В.М., Лебедев И.Г., Остапенко В.А., Марголин В.А., Баранов Л.С. 1981. О некоторых результатах массового кольцевания серой вороны в Центральном районе европейской части СССР//Фауна и экология наземных позвоночных животных. М.: 11-13.
  • Приклонский С.Г., Сапетин Я.В. 1962. Результаты кольцевания грача в Рязанской области//Тр. Окского заповедника 4: 300-325.
  • Рябов В.Ф., Шеварёва Т.П. 1955. Результаты кольцевания грачей//Тр. Бюро кольцевания 8: 104-122.
Статья