Влияние доллара США на экономику и финансовую систему Китая
Автор: Лю Сюечунь
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 12-2 (91), 2021 года.
Бесплатный доступ
Влияние доллара США на валюты других стран различно. Аналогичным образом, после реформы обменного курса юаня, укрепление юаня по отношению к другим валютам в процессе повышения также изменилось. Поэтому очень важно изучить влияние изменения курса доллара США на экономику Китая. Недавние изменения обменного курса доллара США не имеют прямого или косвенного воздействия, но диапазон изменений обменного курса доллара США будет увеличиваться в будущем.
Обменный курс, импорт и экспорт, торговля, внешний долг, валютные резервы, дефляция
Короткий адрес: https://sciup.org/140262573
IDR: 140262573
Текст научной статьи Влияние доллара США на экономику и финансовую систему Китая
Сегодня Китай - открытая страна, и в процессе открытости он получил возможности для развития и в то же время столкнулся с новыми рисками. Риски особенно ярко выражены на рынке капитала. В ряде областей зарубежный капитал постепенно доминирует или уже доминировал во многих промышленных секторах Китая, что привело к серьезному дисбалансу в структуре внутреннего производства и потребления, ухудшению экологической обстановки и нерешенным проблемам жизнеобеспечения. В основе всего этого лежит борьба за обменный курс между США и Китаем.
Курсовая битва между Китаем и США - это, по сути, валютная война между странами, соревнование между денежной политикой США, курсовой политикой обеих сторон и денежной политикой Китая. Проведение политики слабого доллара, продолжение снижения процентных ставок и содействие повышению курса юаня - вот основные способы поведения США в этой войне. Целью этого финансового наступления является постепенное умеренное ослабление китайской экономики, что лишит Китай способности стать конкурентом США. В этой битве монетарных политик, решит ли Китай пассивно подчиняться списку политик, предписанных США, или возьмет на себя инициативу и будет защищать экономическую безопасность и экономические достижения страны, это вопрос будущей судьбы китайской экономики, а также ее политической и социальной стабильности. Китайские институты, разрабатывающие макроэкономическую политику, должны пересмотреть текущую международную и внутреннюю экономическую ситуацию с открытой, систематической точки зрения и твердо усвоить доминирующую роль и инициативу экономического развития Китая.
В настоящее время валютные резервы Китая в размере 1,53 триллиона долларов США, занимающие первое место в мире, стали жертвой Соединенных Штатов. Огромные долларовые резервы Китая напоминают китайского торговца, совершающего крупную и неправильную сделку на международном валютном рынке, к крайнему возбуждению международных охотников. С того дня, как юань подорожал, начался международный перевод китайского богатства с материкового Китая за рубеж, в основном в США. Политика ускоренного повышения курса юаня лишь ускорила этот международный перевод богатства и не решила других проблем, стоящих перед Китаем. С точки зрения интересов США, ФРС совершенно правильно снижает процентные ставки, обесценивает доллар и даже утверждает, что неограниченная ликвидность является лучшей защитой для американской общественности и финансовых институтов США, отражая превосходную и эгоистичную финансовую мудрость американцев. Но для того, чтобы подход ФРС достиг намеченной цели, потребуется полное сотрудничество центрального банка Китая в разработке и реализации денежно-кредитной политики, прямо противоположной политике ФРС. Фактически, соответствующая монетарная политика китайского центрального банка заключается в повышении процентных ставок, укреплении юаня и ужесточении валютного курса. Денежная политика Китая истощена наступлением доллара США и полностью утратила свое монетарное доминирование, но Китай не преследовал собственных целей в игре по ублажению доллара. Результатом различий в выборе центральных банков США и Китая стало то, что США постепенно вышли из кризиса субстандартного кредитования, продолжая снижать процентные ставки, девальвируя доллар и даже заявляя о предоставлении неограниченного количества нежелательных долларов, сохраняя при этом стабильность цен и избегая инфляции Китай, напротив, заставил центральный банк Китая придерживаться линии и повышать процентные ставки, продолжать повышать коэффициент резервирования, увеличивать укрепление юаня и даже принимать административные меры, такие как "оконное руководство", чтобы ужесточить денежную базу, заставляя Низовым предприятиям трудно выживать и развиваться, но они все еще не могут сдержать тенденцию роста цен. Перед лицом инфляционного давления и серьезных структурных дисбалансов в экономике общественное мнение и политика правительства почти в подавляющем большинстве склоняются к дальнейшему повышению коэффициента резервных требований и дальнейшему ускорению укрепления юаня, не принимая во внимание серьезные последствия такой политики и не имея никаких доказательств того, что эта политика может достичь желаемых целей.
Сегодня внутренние и международные условия, в которых оказалась китайская экономика, сильно отличаются от тех, что были двадцать лет назад. Однако экономические теории и департаменты экономического управления все еще находятся на том же уровне, что и двадцать лет назад, с точки зрения их суждений об экономической ситуации в Китае и их идей и средств макроэкономического регулирования и контроля. Если мы будем следовать традиционному мышлению и способам регулирования экономики, это не только будет противоречить нашим желаниям, но и будет дорогостоящим. Проведение такой политики регулирования, как ускорение роста курса юаня, повышение нормы резервных требований и просто механическое повышение процентных ставок, приведет к дальнейшему ухудшению макроэкономической ситуации в Китае:
Во-первых, усиление давления на укрепление юаня Сегодняшняя китайская экономика является чрезмерно открытой экономикой с высокой степенью внешнеэкономической зависимости, валютные резервы составляют более 1,53 трлн долларов США и инвестируются в основном на казначейском рынке США. Капитал в долларах США может продолжать поступать в Китай через различные инвестиции. Защита местных правительств и национальных министерств от притока долларового капитала была сведена на нет нативизмом, и это реальность, с которой должны столкнуться разработчики экономической политики Китая. Это ситуация, которой не было двадцать лет назад.
Столкнувшись с такой внутренней экономической реальностью, как только Федеральная резервная система примет политику панамериканского доллара, жесткая денежно-кредитная политика Китая окажется наиболее пострадавшей от утечки доллара. Ужесточение монетарной политики в Китае означает повышение коэффициентов резервирования и повышение процентных ставок, что означает сокращение объема размещенных юаней, что означает повышение привлекательности юаня, что может привести только к более бурному потоку долларов в страну и принудительному повышению курса юаня. Ставка по однолетним депозитам до востребования в Китае была повышена с 3,87% до 4,14%. Если юань укрепится на 10%, безрисковая ставка доходности для зарубежных "горячих" денег, поступающих в Китай, составит 14,14%, тогда как базовая процентная ставка в США после снижения процентной ставки составляет 3%, что является основной стоимостью зарубежных "горячих" денег, а арбитражная маржа для зарубежных фондов достигает 11,14%. Годовая доходность спекулятивных фондов может достигать 111,40% и более. Привлекательность огромных прибылей привела к притоку в Китай "горячих" денег из-за рубежа.
Во-вторых, процесс повышения курса юаня - это процесс зарождения потенциального финансового кризиса. Как только сумма повышения курса юаня и процентной ставки по депозитам в юанях превышает стоимость средств в долларах США, это означает, что повышение курса юаня чрезмерно, а процентная ставка по депозитам чрезмерна. Прямые потери от повышения курса юаня - это не сокращение экспорта, который не обменивается на доллары, а ежедневное таяние валютных резервов Китая в размере 1,53 триллиона долларов США, как лед и снег, и размывание национального богатства под воздействием слабого доллара. Повышение курса юаня означает, что большое количество зарубежных активов Китая может быть обменено на большее количество долларов после того, как они завершат свое повышение курса и в ближайшем будущем могут быть легко обменены на валютные резервы страны, таким образом, мгновенно исчезает богатство Китая, заработанное за счет потребления ресурсов и труда в этой битве между юанем и долларом. Это цена укрепления юаня.
Сторонники быстрого повышения курса юаня забывают, что Китай имеет 1,53 триллиона долларов США в валютных резервах и что зарубежный капитал уже владеет огромным количеством юаневых активов, стоимость которых выросла в несколько раз и которые необходимо быстрее истощить после повышения курса юаня. Внешняя зависимость экономики Китая достигла 70%, что является крайне опасным соотношением, и это означает, что способность Китая увеличить экспорт очень ограничена в случае чрезвычайной ситуации с обменом доллара. Значительное повышение курса юаня заведет китайскую экономику в тупик, где нет места для маневра, когда разразится финансовый кризис и продажа всех видов корпоративных акций и облигаций иностранным учреждениям станет предрешенным фактом. По сути, Китай повторяет начальный путь стран и регионов, где происходили финансовые кризисы.
В отличие от мнения министра финансов США Полсона, Роберт
Манделл, "отец евро", считает, что быстрое повышение курса юаня - это "очень плохо", говоря: "Некоторые люди сейчас предлагают, что юань должен быстро дорожать, но я думаю. Я не думаю, что мы должны это делать. Китай может столкнуться с переоцененным юанем. Если юань будет быстро дорожать, это будет очень плохо для Китая, и юань должен стабилизироваться на уровне около 7,5 по отношению к доллару".
В-третьих, укрепление юаня не только не сдержит инфляцию в Китае, но и усугубит ее. Согласно догме западной экономики, укрепление валюты может сдерживать экспорт и увеличивать импорт, тем самым сдерживая инфляцию. Но в современном Китае эта догма больше не действует. Напротив, вместо того чтобы сдерживать инфляцию, укрепление юаня стало виновником инфляции. Это связано с тем, что Китай больше не является закрытой экономикой, а чрезмерно открытой. Текущая инфляция в Китае происходит после продолжающегося повышения курса юаня, а не до него. Факты говорят громче слов. Реальность китайской экономики может опровергнуть все догмы экономики. Догма западной экономики может быть действенной только в том случае, если китайская экономика не будет чрезмерно открытой, или если США не создадут поток долларов.
Список литературы Влияние доллара США на экономику и финансовую систему Китая
- Мишкин Фредерик С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М.: Вильямс. 2018. 880 с.
- Шимко П. Д. Экономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. 462 с.
- Мировая экономика. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2 / ред.
- Лукашенко М. А., Ионова Ю. Г., Михненко П. А. Экономика. Учебник. В 2 частях. Часть 1. М.: Издательский дом Университета "Синергия". 2019. 364 с.
- Никифорова Е. В. Комплексный стратегический анализ устойчивого развития экономических субъектов. Учебник. - М.: КноРус. 2019. 168 с.
- Ермолаева Н. М. Ермолаева Н. М. Мировая экономика и мировые экономические отношения. - М.: Аспект Пресс. 2018. 396 с.
- Мировая экономика. Экономика стран и регионов. Учебник / ред. Колесов В. П., Осьмовой В. Н. - М.: Юрайт. 2017. 520 с.
- Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / Л.Н. Чечевицына. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 512 c.
- Бойцова Е. Ю., Вощикова Н. К. Микроэкономика и макроэкономика. Актуальные проблемы. Учебник и практикум. - М.: Юрайт. 2019. 250 с.
- Кузнецова О. Д., Красильников А. С., Аверченко М. А. История экономических учений. Учебник. М.: Юрайт. 2016. 492 с.