Влияние гамма-излучения на содержание свободного пролина и малонового диальдегида в проростках ячменя обыкновенного
Автор: Афонина С.О., Комарова Л.Н., Рассказова М.М., Атамановская Г.А., Павлов А.Н.
Рубрика: Научные статьи
Статья в выпуске: 2 т.33, 2024 года.
Бесплатный доступ
Хорошо известно, что образование активных форм кислорода (АФК) в организме вследствие воздействия негативных факторов различной природы является одним из основных механизмов формирования стрессового состояния на уровне клеток и тканей. В растениях АФК играют ключевую роль в ответе на абиотический стресс через сигналинг и активацию защитной системы. Цель работы - изучение влияния гамма-излучения на содержание малонового диальдегида (МДА) и свободного пролина в проростках ячменя обыкновенного (Hordeum vulgare L.) трёх сортов. Действие излучения оценивали по изменению концентрации исследуемых веществ, которую определяли фотометрическим методом. Было показано, что статистически значимое увеличение содержания МДА у пророщенных семян сортов Витязь и Ладны наблюдалось при облучении в дозах 2, 5, 10, 25 и 50 Гр, у сорта Бадьорий - при облучении в дозах 2, 20, 25 и 50 Гр. Рост концентрации свободного пролина замечен при всех изученных дозах гамма-облучения, за исключением облучения в дозе 15 Гр для сортов Витязь и Ладны. Отмечена взаимосвязь содержания свободного пролина и МДА в растительном материале (коэффициент корреляции для сорта Витязь - 0,871±0,121; для сорта Ладны - 0,892±0,103; для сорта Бадьорий - 0,886±0,112). Независимо от сорта наблюдаемые изменения в исследуемых параметрах демонстрируют сходную динамику, что имеет практическую ценность для оценки степени техногенного загрязнения сельскохозяйственных биогеоценозов. Полученные количественные данные позволят определить оптимальные дозы облучения для каждого районированного сорта, что будет способствовать оптимизации использования радиационных технологий в сельском хозяйстве.
Радиобиология, семена, hordeum vulgare l, перекисное окисление липидов, пролин, малоновый диальдегид, гамма-излучение, биохимические показатели, активные формы кислорода, сортовые различия, радиационная стимуляция, состояние окружающей среды
Короткий адрес: https://sciup.org/170205599
IDR: 170205599 | УДК: 539.166:633.16 | DOI: 10.21870/0131-3878-2024-33-2-98-105
Текст научной статьи Влияние гамма-излучения на содержание свободного пролина и малонового диальдегида в проростках ячменя обыкновенного
Активные формы кислорода (АФК) обладают высокой реакционной способностью и атакуют в непосредственной близости различные классы биомолекул, включая белки, ДНК и липиды. АФК приводят к перекисному окислению липидов, вызывая в остатках полиненасыщенных жирных кислот цепные реакции с образованием липидных радикалов L•, пероксилов LOO•, гид-ропероксилов LOOH• и алкоксилов LO•. В результате этих реакций жирные кислоты образуют целый спектр соединений: многие из них представляют собой альдегиды, которые обладают высокой биологической активностью и часто высокотоксичны. При распаде жирных кислот сначала образуются диеновые конъюгаты, а затем такие метаболиты как малоновый диальдегид (МДА) [1, 2].
Растения, как прикреплённые биообъекты, выработали многочисленные механизмы адаптации к стрессовым условиям. Они реализуются в комплексе на уровне интактного растения, на клеточном и молекулярном уровнях. Поскольку уровень стрессоустойчивости может в значительной степени меняться в онтогенезе, то приоритет механизмов также варьирует во времени.
Однако, в то же время известны осмотически активные соединения, которые при любых обстоятельствах способствуют поддержанию жизнедеятельности растений, действуя на различных уровнях. К таким соединениям относится, например, пролин – соединение, чьё накопление в организме растения помогает им адаптироваться к неблагоприятным условиям. Это происходит посредством участия пролина в защите клеточных компонентов, таких как белки, ДНК и ферменты, от потери активности [3]. Также значительную роль в защитных свойствах пролина играет то, что он способен нейтрализовать синглетный кислород и гидроксильный радикал. Когда растения подвергаются воздействию абиотических стрессоров: засоление, засуха, УФ-облучение, тяжёлые металлы и другое – происходит значительное увеличение концентрации пролина, что считается универсальным ответом на стресс [4].
Таким образом, целью исследования является изучение влияния гамма-излучения на содержание малонового диальдегида и свободного пролина в проростках Hordeum vulgare L.
Материалы и методы
Объект исследования. Для проведения эксперимента был выбран объект – ячмень обыкновенный ( Hordeum vulgare L.) трёх сортов: Витязь, Бадьорий и Ладны.
Источники ионизирующего излучения и условия облучения. Облучение семян проводили на базе НИЦ «Курчатовский институт» – ВНИИРАЭ (Обнинск) на уникальной научной установке «ГУР-120» (источник ионизирующего излучения – 60Со) в дозах 2, 5, 10, 15, 20, 25 и 50 Гр. Мощность дозы составила 58 Гр/ч. Семена облучали в бумажных конвертах с площадью поверхности 25 см2. В каждом конверте находилось по 30 семян, 3 конверта на каждую дозу гамма-облучения.
Тесты. После облучения семена проращивали в рулонных культурах в термостате при температуре 23,5 °С в темноте, на 5 сутки проращивания рулоны помещали под фитолампу Osram Fluora L 18W/77 (Германия), световой поток – 550 лм, мощность – 18 Вт. На 10 сутки измеряли количественное содержание свободного пролина и МДА с помощью фотометра КФК-3-01 (Россия). Содержание свободного пролина определяли по методу Бейтса с модификациями без использования толуола [5]. Определение МДА в тканях ячменя посевного проводили с помощью стандартного метода с тиобарбитуровой кислотой [6].
Каждая серия опытов повторялась 3 раза. Оценки средних значений и ошибок среднего проводили стандартными методами математической статистики с использованием пакета приложений Microsoft Excel 2016. Графические изображения созданы в программе SigmaPlot 11.0. В ходе статистической обработки для оценки достоверности различий использовали непараметрический расширенный критерий Манна-Уитни, при уровне значимости р<0,05. Анализ взаимосвязи признаков осуществлялся непараметрическим методом корреляционного анализа по Спирмену.
Результаты
В ходе эксперимента получены данные о зависимости содержания МДА в растительном материале от дозы гамма-излучения и выявлено, что у семян сортов Витязь и Ладны статистически значимое повышение уровня МДА происходит при облучении в дозах 2, 5, 10, 25 и 50 Гр (рис. 1 А,Б). Известно, что гамма-облучение в диапазоне доз от 10 до 20 Гр при мощности дозы 55-60 Гр/ч вызывает стимуляцию роста проростков ячменя [7, 8]. В нашей работе показано, что у облучённых семян сортов Витязь и Ладны в дозах 15 и 20 Гр количество МДА удерживается на уровне с контролем, что свидетельствует о нормализации процесса перекисного окисления липидов в проростках (рис. 1 А,Б). У пророщенных семян сорта Бадьорий процесс перекисного окисления липидов идёт интенсивнее при облучении в дозах 2, 20, 25 и 50 Гр (рис. 1 В).

Рис. 1. Зависимость содержания МДА в проростках ячменя посевного от дозы гамма-излучения на 10 сутки проращивания (А – сорт Витязь, Б – сорт Ладны, В – сорт Бадьорий).
* - статистически значимое отличие от контроля при р<0,05.
Есть основания считать, что при низких дозах облучения усиливаются свободнорадикальные процессы, представляя собой важный компонент фенотипической адаптации, так как увеличение уровня МДА может являться сигналом стресса у растений [9]. При воздействии ионизирующим излучением в дозах 15 и 20 Гр наблюдаются адаптивные реакции, выражающиеся в изменении антиоксидантной и гормональной систем, усилении работы пентозофосфатного пути, который участвует в защите от радиационно-индуцированного апоптоза. Так же происходит увеличение содержания каротиноидов, которые защищают биологические структуры, поглощая активные кислородные радикалы [10, 11]. С дальнейшим увеличением поглощённой дозы наблюдаются более серьёзные повреждения мембран, включая нарушение их функций и увеличение уровня МДА. Это приводит к деполяризации мембранного потенциала и сдвигу pH в кислотную сторону, что, в свою очередь, стимулирует синтез стрессовых белков [12].
Функциональная активность клеток изменяется из-за перестроек, возникающих в их мембранах, и подобные изменения сохраняются на протяжении длительного периода времени. Малые дозы ионизирующего излучения могут активировать мембранный механизм активации генома растений через системы трансдукции сигналов. В частности, через активацию аденилатциклазной и циклической аденозинмонофосфатной системы [13]. Мембранная регуляция происходит за счёт изменений в мембранном транспорте, активности мембранных ферментов, а также взаимодействия с ферментами и регуляторными белками. Все функции мембран, включая барьерную, транспортную, осмотическую, энергетическую и рецепторно-регуляторную, связаны с регуляцией внутриклеточного обмена веществ. Если барьерные свойства мембраны нарушаются, клетка теряет часть низкомолекулярных субстратов, что активирует метаболизм и влияет на активность ферментов репарации ДНК, что является неспецифической формой регуляции репарации ДНК [14]. Изменение проницаемости мембраны может стимулировать переход хроматина в новое состояние, что, в свою очередь, приводит к изменениям генной экспрессии и переключению клеток в новый режим работы в соответствии с генетической программой [15]. Конформационная структура хроматина позволяет клетке адекватно реализовывать экспрессию генов и изменения в структуре хроматина, и последующее изменение реализации генетической программы клетки приводит к различным эффектам, например, ускорению деления и дифференциации [16]. По современным представлениям действие ионизирующего излучения в тканях растений подавляется как через образование новых белковых комплексов, так и через распад старых. Снижение синтеза белка уже визуально заметно по замедленному росту растений, что обусловлено нарушением метаболических процессов и замедлении темпов развития растения. Сигнальной молекулой для подобного вида стресса можно считать аминокислоту пролин [17].
В настоящем исследовании выявлено, что при всех изученных дозах гамма-облучения содержание пролина резко возрастает по сравнению с контрольным уровнем. Исключением является гамма-облучение в дозе 15 Гр для сортов Витязь и Ладны (рис. 2 А,Б).

Рис. 2. Зависимость содержания свободного пролина в проростках ячменя посевного от дозы гамма-излучения на 10 сутки проращивания (А – сорт Витязь, Б – сорт Ладны, В – сорт Бадьорий). * - статистически значимое отличие от контроля при р<0,05.
В настоящее время хорошо изучены осмопротекторные характеристики аминокислоты пролин, её способности к стабилизации белковой структуры и регуляции рН цитоплазмы. Также известно, что пролин снижает содержание АФК и регулирует соотношение НАД и НАД-Н. Однако, для полного понимания молекулярного антиоксидантного действия пролина необходимы дополнительные исследования [18].
Несмотря на это, остаётся практически неизученным вопрос о том, как изменяется активность ферментов и низкомолекулярных компонентов антиоксидантной защиты в условиях повышения уровня пролина в растительной клетке. За последние годы появились сведения о том, что изменение внутриклеточной концентрации пролина под влиянием стресса может быть вовлечено в регуляцию активности антиоксидантных ферментов растений [19]. Это предполагает, что пролин играет важную роль в защите клеток от окислительного стресса, однако, механизмы его действия всё ещё требуют детального изучения.
В нашей работе также продемонстрирована корреляция между содержанием пролина и концентрацией МДА (коэффициент корреляции для сорта Витязь составил 0,871±0,121; для сорта Ладны – 0,892±0,103; для сорта Бадьорий – 0,886±0,112). Выявленная взаимосвязь свободного пролина и МДА хорошо коррелирует с данными, полученными другими авторами [19, 20].
Заключение
Таким образом, проведённое исследование влияния гамма-излучения в диапазоне доз от 2 до 50 Гр с мощностью дозы 58 Гр/ч на биохимические показатели ячменя посевного трёх сортов показало, что дозы гамма-облучения 15 и 20 Гр не повышают концентрацию МДА в ростках у сортов Витязь и Ладны, а у сорта Бадьорий – дозы гамма-облучения 10, 15 и 20 Гр. При облучении в стимулирующей рост и развитие растений дозе 15 Гр [8] концентрация пролина удерживается на уровне с контрольной группой для сортов Витязь и Ладны.
Стоит отметить, что вне зависимости от сорта динамика рассматриваемых показателей имеет схожий характер. Следовательно, полученные данные могут быть полезны как для оценки техногенного загрязнения аграрных экосистем, так и для исследований механизмов устойчивости растительных объектов к факторам внешней среды.
Список литературы Влияние гамма-излучения на содержание свободного пролина и малонового диальдегида в проростках ячменя обыкновенного
- Норкулов Н.Х., Норкулова З.Х., Солиева Б.А., Каспарова И.С., Ойзода Н.Х., Диловарова Н.С., Хакимова Р.Ш., Алиев К.А., Абдуллаев Х.А. Содержание малонового диальдегида и активность су-пероксиддисмутазы у хлопчатника при стрессе //Доклады Академии наук Республики Таджикистан. 2019. Т. 62, № 3-4. С. 242-246.
- Ерофеева Е.А., Наумова М.М., Лисицина О.Н. Сравнительный анализ влияния средового стресса на содержание диеновых конъюгатов и малонового диальдегида в листовой пластинке березы повислой, произрастающей в условиях городской среды //Современная физиология растений: от молекул до эко-систем: тезисы докл. VI съезда общества физиологов растений России. Сыктывкар, 2007. С. 133-135.
- Сергеева Л.Е., Бронникова Л.И., Дыкун М.О. Пролин у растений и клеточных культур кукурузы при действии осмотических стрессов in vitro //Фактори експериментальної еволюції організмів. 2016. Т. 18. С. 145-148.
- Сошинкова Т.Н., Радюкина Н.Л., Королькова Д.В. Носов А.В. Пролин и функционирование антиоксидантной системы растений и культивируемых клеток Thellungiella salsuginea при окислительном стрессе //Физиология растений. 2013. Т. 60, № 1. С. 47-60.
- Шихалеева Г.Н., Будняк О.К., Шихалеев И.И., Иващенко О.Л. Модифицированная методика определения пролина в растительных объектах //Вестник Харьковского университета. Биология. 2014. В. 21. № 1112. С. 168-172.
- Ohkawa H., Ohishi N., Yagi K. Assay for lipid peroxides in animal tissues by thiobarbituric acid reaction //Anal. Biochem. 1979. V. 95, N 2. P. 351-358.
- Гераськин С.А., Чурюкин Р.С., Казакова Е.А. Модификация развития ячменя на ранних этапах онтогенеза при воздействии -облучения на семена //Радиационная биология. Радиоэкология. 2015. Т. 55, № 6. С. 607-615.
- Чурюкин Р.С., Гераськин С.А. Влияние облучения (60Со) семян ячменя на развитие растений на ран-них этапах онтогенеза //Радиация и риск. 2013. Т. 22, № 3. С. 80-92.
- Ерофеева Е.А. Гормезис и парадоксальные эффекты у растений в условиях автотранспортного за-грязнения и при действии поллютантов в эксперименте: дис. … докт. биол. наук. Нижний Новгород, 2016. 184 с.
- Волкова П.Ю. Адаптивные реакции растений на действие ионизирующего излучения в низких дозах: дис. … докт. биол. наук. Обнинск, 2020. 390 с.
- Астахина С.О., Рассказова М.М. Оценка влияния острого гамма-облучения на интенсивность фото-синтеза семян и проростков ячменя посевного //Техногенные системы и экологический риск: тезисы докладов I международной (XIV региональной) научной конференции. Обнинск, 2017. С. 239.
- Шибарова А.Н. Анализ влияния малых доз ионизирующей радиации на протонную проницаемость и активность АТФазы плазмолеммы клеток высшего растения (Cucurbita Pepo): автореф. дис. … канд. биол. наук. Нижний Новгород, 2006. 24 с.
- Михеев А.Н. Гиперадаптация. Стимулированная онтогенетическая адаптация растений. Киев: Фотосоциоцентр, 2015. 423 с.
- Эйдус Л.Х., Эйдус В.Л. Проблемы механизма радиационного и химического гормезиса //Радиационная биология. Радиоэкология. 2001. Т. 41, № 5. С. 627-630.
- Гераськин С.А. Закономерности формирования цитогенетических эффектов малых доз ионизирующего излучения: дис. … докт. биол. наук. Обнинск, 1998. 204 с.
- Гераськин С.А., Дикарев В.Г., Удалова А.А., Дикарева Н.С. Закономерности индукции малыми дозами ионизирующего излучения цитогенетических повреждений в корневой меристеме проростков яч-меня //Радиационная биология. Радиоэкология. 1999. Т. 3, № 4. С. 373-383.
- Радюкина Н.Л., Шашукова А.В., Шевякина Н.И. Участие пролина в системе антиоксидантной защиты у шалфея при действии NaCl и параквата //Физиология растений. 2008. Т. 55, № 5. С. 721-730.
- Mattioli R., Costantino P., Trovato M. Proline accumulation in plants: not only stress //Plant Signal. Behav. 2009. V. 4, N 11. P. 1016-1018.
- Колупаев Ю.Е., Вайнер А.А., Ястреб Т.О. Пролин: физиологические функции и регуляция содержания в растениях в стрессовых условиях //Вісник Харківського національного аграрного університету. 2014. № 2. С. 6-22.
- Скрыпник Л.Н. Эколого-биохимические аспекты протекторной функции селена в растениях при окислительном стрессе: автореф. дис. … канд. биол. наук. Калининград, 2009. 19 с.