Влияние электромагнитного воздействия на содержание некоторых гормонов и пролактина в ткани легкого и гипофиза у крыс с перевивной опухолью С-45
Автор: Кошелева О.Н., Франциянц Е.М., Комарова Е.Ф., Погорелова Ю.А., Шихлярова А.И., Леонтьева Д.В.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Материалы конференции
Статья в выпуске: S1, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14055213
IDR: 14055213
Текст статьи Влияние электромагнитного воздействия на содержание некоторых гормонов и пролактина в ткани легкого и гипофиза у крыс с перевивной опухолью С-45
Актуальность. Влияние факторов малой интенсивности на организм в последнее время активно обсуждается благодаря своей безопасности и поэтому привлекательности для использования в лечебных целях, в частности противоопухолевых. На основании изучения эффектов такого влияния возможно не только использование их в качестве нового терапевтического воздействия на патологические процессы, но и получение новых научных све- дений о патогенезе заболеваний, в том числе и онкологических.
Цель исследования. Изучение изменения содержания половых гормонов и пролактина в ткани легкого и содержания гонадотропных гормонов и пролактина в ткани гипофиза самцов крыс в динамике развития перевитой в легкое саркомы С-45 при воздействии факторов малой интенсивности (СНЧ МП и СКЭНАР).
Материал и методы. Исследования проводили через 3 и 5 недель после перевивки опухоли 36 самцам белых беспородных крыс массой 200-220 г. Экспериментальную терапию осуществляли через одну неделю после перевивки путем комбинированного электромагнитного воздействия: сначала центрально (на голову) СНЧ МП, а через 15 мин периферически (в проекции пораженного опухолью легкого) проводили сеанс СКЭНАР-терапии. Все животные были разделены на группы: фон - группа интактных животных, контрольная группа – с перевитой в легкое опухолью С-45 без воздействия и две группы с перевитой опухолью с воздействием СНЧ МП и СКЭНАР: группа «с эффектом» - отсутствие в морфологических препаратах опухолевых клеток, группа «без эффекта» - обнаружение опухолевых клеток. После декапитации в 10% гомогенатах ткани легкого определяли уровень половых гормонов - прогестерона (Р4), тестостерона (Т), эстрадиола (Э2) и содержание пролактина (ПРЛ), а в 10% гомогенатах ткани гипофиза определяли уровень пролактина, фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ) радиоиммунным методом с использованием стандартных тест-наборов фирмы Иммунотех (Чехия).
Результаты. Через 3 нед после перевивки опухоли в ткани легких с двух сторон у животных контрольной группы и группы «без эффекта» макроскопически определялись узловые образований, а через 5 нед опухоль занимала практически всю ткань левого и правого легкого. Морфологически установлена злокачественная природа новообразований. В легких крыс, отнесенных к группе «с эффектом», опухоли в ткани легкого в исследуемые сроки обнаружено не было. Изучение уровня стероидных гормонов и пролактина показало выраженную зависимость этих показателей от срока роста опухоли и эффективности экспериментальной терапии. Через
3 нед после перевивки опухоли содержание пролактина в легких крыс «без эффекта» и в контрольной группе статистически не отличалось, но значительно превосходило нормативные значения. В ткани легких животных «с эффектом» уровень пролактина был на 28,2% ниже, чем в контрольной группе, и превышал фон на 28%. Содержание прогестерона в ткани легкого крыс «с эффектом» увеличивалось относительно значений у интактных крыс практически на 33% и превосходило аналогичный показатель в группе контроля в 4,2 раза. Уровень прогестерона в ткани легкого крыс группы «без эффекта» был снижен относительно нормативных показателей в 1,9 раза, но был на 62,9% выше, чем в контрольной группе. В этот срок уровень тестостерона и эстрадиола в ткани легкого крыс группы «без эффекта» и контрольной группы достоверно не отличался и был снижен относительно нормативных значений на 57% и 32,6% соответственно. Иная картина отмечена в ткани легких крыс «с эффектом»: уровень тестостерона и эстрадиола оставался в пределах показателей у интактных животных. Следует отметить, что через 5 нед после перевивки опухоли различия в изучаемых показателях между группами крыс «с эффектом» и «без эффекта» касались только уровня пролактина и прогестерона, тогда как содержание тестостерона и эстрадиола в ткани легкого животных в обеих группах было одинаковым. В ткани гипофиза через 3 нед после перевивки опухоли крыс «с эффектом» уровень пролактина увеличивался относительно показателя у интактных животных на 32,4% и в 2 раза в контрольной группе. В этой группе содержание ЛГ статистически не менялось по отношению к фону, тогда как в контрольной группе этот показатель превосходил фоновые значения на 73,7%. Уровень ФСГ в гипофизе крыс группы «с эффектом» снижался на 19,3% против 64,6% в контрольной группе. Через 5 недель после перевивки опухоли в гипофизе крыс «с эффектом» по сравнению с предыдущим сроком изменилось только содержание ФСГ – снизилось на 46%, но оставалось выше, чем у животных контрольной группы в 2,6 раза. В группе животных «без эффекта» в исследуемые сроки содержание пролактина, ЛГ и ФСГ занимало промежуточное положение между значениями в контроле и группе крыс «с эффектом».
Выводы. Выявленные статистически расценить их как патогенетически детермини-значимые отличия содержания пролактина и рованные факторы неогенеза и прогнозировать прогестерона в группе с эффектом от проведен- эффективность противоопухолевого лечения.
ного электромагнитного воздействия позволяют