Влияние эмоционального напряжения на секреторную функцию слюнных желез, желудка и поджелудочной железы у здорового человека

Автор: Кузнецов Александр Павлович, Смелышева Лада Николаевна, Сажина Нина Витальевна

Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология @bio-tversu

Рубрика: Физиология

Статья в выпуске: 2, 2018 года.

Бесплатный доступ

У 28 мужчин-добровольцев в возрасте 18-23 лет исследована секреторная активность слюнных, желудочных и поджелудочных желез и иммунный статус организма в покое и при эмоциональном стрессе. Установлено, что эмоциональный стресс вызывает снижение объемов смешанной слюны и желудочного секрета, валового выделения хлористоводородной кислоты и пепсиногена. Параллельно наблюдается повышение активности секреторного IgА в смешанной слюне и поджелудочном соке. Активность лизоцима в желудочном и панкреатическом секрете при эмоциональном стрессе снижается.

Эмоциональный стресс, иммунная система, желудочная и панкреатическая секреция, лизоцим, иммуноглобулины

Короткий адрес: https://sciup.org/146279521

IDR: 146279521

Текст научной статьи Влияние эмоционального напряжения на секреторную функцию слюнных желез, желудка и поджелудочной железы у здорового человека

Введение. Поступление пищи в организм человека и животных влечет за собой проникновение не только жизненно необходимых энергетических и пластических веществ, но и чужеродных, а порой и вредоносных. Поэтом желудочно-кишечный тракт имеет защиту от вторжения через него во внутреннюю среду организма таких чужеродных и вредоносных веществ, занимая важное место во взаимоотношениях организма с внешней средой (Кузнецов и др., 20062017 гг.). Слизистая его органов сталкивается с постоянным потоком антигенов, бактерий и вирусов, что привело к созданию нескольких уровней защиты. Развитие патологических процессов в желудке и двенадцатиперстной кишке зависит от соотношения агрессивных агентов и факторов защиты. К числу деструктивных показателей относится хлористоводородная кислота, активность протеолитических ферментов, обсемененность слизистой Helicobacter pylori, нарушение микроциркуляции, увеличение продуктов перекисного окисления липидов и др. К факторам защиты относится собственно слизистый покров (целостность бикарбонатно-слизистого барьера) и состояние иммунной системы.

В желудке уровень защиты от различных агентов представлен гуморальными факторами желудочного сока, а также факторами защиты, находящимися в гелевом предэпителиальном слое. К ним относится хлористоводородная кислота, лизоцим и иммуноглобулины (Семенов, 2000). Лизоцим является одним из факторов неспецифической резистентности организма и представляет собой фермент, относящийся к классу мурамидаз. Продуцентами лизоцима являются нейтрофилы, моноциты, макрофаги (Стогний, 1989).

Проблема стресса, выдвинутая в свое время Г. Селье, сейчас все больше трансформируется в проблему эмоционального стресса. Описанная им триада стресса включает: гипертрофию коры надпочечников, инволюцию тимико-лимфатической системы и образование язв в желудочно-кишечном тракте. До 90% всех заболеваний могут быть связаны со стрессом (Филаретова, 2010, 2014, 2017; Filaretova et al., 2002, 2009, 2016.). В жизни любого человека часто возникают ситуации, при которых приходится сталкиваться с эмоциональным напряжением. При этом может весьма существенно меняться физиологический статус организма.

Иммунная система человека обладает высоким уровенем адаптивности и резистентности к действию экзо- и эндогенных факторов (Петров, 1991). Стрессовые ситуации способствуют выявлению несостоятельности иммунного ответа (Сапин, 2000). Кроме того, различные экстремальные воздействия на организм могут индуцировать иммунодефицитные состояния (Хаитов, 2000, 2001)]. Считается, что Т-система иммунитета наиболее чувствительна к действию стрессоров, при этом происходит изменение как количества циркулирующих Т-клеток, так и их субпопуляционного состава (Кузнецов и др., 2015; Левандо, 1990). Отмечено значительное уменьшение количества Т-лимфоцитов и повышение содержания В-лимфоцитов в периферической крови у студентов перед экзаменами (Егорова, 2000).

Желудочно-кишечный тракт активно участвует в иммунных реакциях организма. Особую актуальность в настоящее время представляет изучение действия эмоционального стресса на секреторную и иммунную функции желудочно-кишечного тракта от деятельности которых зависит выполнение защитной способности организма.

В данной работе представлены сведения по исследованию влияния эмоционального напряжения на секреторную функцию слюнных желез, желудка, поджелудочной железы, концентрацию и активность лизоцима, содержание секреторного IgA (slgA) в составе смешанной слюны, желудочного и панкреатического сока и концентрацию сывороточных иммуноглобулинов класса А, М, G у здорового человека.

Методика. В исследовании приняли участие 28 здоровых мужчин-добровольцев в возрасте 18-23 лет. Испытуемые прошли углубленное медицинское обследование и были отнесены к основной медицинской группе.

Обследование проводили в условиях покоя за 8-10 дней до действия эмоционального напряжения. В качестве модели эмоционального напряжения использовали сдачу государственного экзамена, после которого сразу проводилось исследование секреторной функции слюнных желез, желудка и поджелудочной железы.

Секреторная функция слюнных, желудочных и поджелудочных желез исследовалась методом фракционного гастродуоденального зондирования утром натощак, не менее чем за 1 час до завтрака, чтобы устранить условно-рефлекторное влияние времени приема пищи. Извлечение секрета происходило в межпищеварительный период, сразу после введения зонда в течение 3 минут, изучалась тощаковая секреция, далее исследовалась часовая базальная секреция 15-минутными порциями. В качестве стимулятора внешнесекреторной функции поджелудочной железы в двенадцатиперстную кишку через зонд вводили 30 мл 0,5%-го раствора хлористоводородной кислоты, далее исследовалась часовая стимулированная панкреатическая секреция и часовая ингибированная желудочная секреция 15-минутными порциями.

Во всех фракциях секретов исследовали объем, pH, концентрацию и дебит-час хлористоводородной кислоты. В желудочном соке определяли концентрацию и валовую продукцию пепсиногена и суммарную протеолитическую активность натурального желудочного сока при исходном pH (методика, модифицированная Б.Н. Сабсай) (Сабсай, 1966). В поджелудочном соке определяли бикарбонатную щелочность. pH поджелудочного сока определяли методом рН-метрии.

Для исследования иммунологического профиля была выбрана общепринятая методика определения иммунного статуса организма, рекомендованная Институтом иммунологии (Москва, 1995). Количественное определение иммуноглобулинов класса А, М, G в сыворотке крови было проведено иммуноферментным методом с применением пероксидазы хрена в качестве индикаторного фермента. Использовали набор реагентов proConlg производства ООО «Протеиновый контур» (по инструкции производителя).

Для характеристик локальных факторов защиты проводили определение уровня slgA (по Манчини) и активности лизоцима (Стогний, 1989) в смешанной слюне, желудочном и панкреатическом соке.

Исследования проводились при наличии письменного согласия обследуемых и с учетом биоэтических норм. Статистический анализ проводили с использованием t-критерия Стьюдента. Взаимосвязь параметров оценивали путем расчета коэффициента корреляции (г) Пирсона.

Результаты и обсуждение. Выявлено повышение объема смешанной слюны (р<0,001) в базальном секрете и после стимуляции панкреатической секреции, по отношению к таковым показателям в условиях тощаковой секреции (рис.1) в условиях фона (до сдачи экзамена).

Объем, мл/час Объем, мл/час

Смешанная слюна

Панкреатический сок

Рис. 1 . Влияние эмоционального стресса на показатели секреции смешанной слюны и панкреатического сока в условиях тощаковой (Т), базальной (Б) и стимулированной панкреатической секреции (СТ): различия достоверны по отношению к показателям в условиях фона: * - р<0,05; ** -р<0,01; различия достоверны по отношению к показателям в условиях тощаковой секреции: л - р<0,05; лл - р<0,02; ллл - р<0,01.

При эмоциональном напряжении происходило снижение объема смешанной слюны (р<0,05) натощак и в условиях ацидификации дуоденума по отношению к таковым показателям в условиях фона (рис.1). Эмоциональный стресс вызывал снижение объема стимулированного панкреатического секрета (р<0,05) по отношению к его базальному уровню. При этом не наблюдалось достоверных изменений по показателям pH смешанной слюны и панкреатического сока.

Воздействие эмоционального стресса оказывало разнонаправленные изменения в секреторной функции пищеварительных желез (рис. 2).

При эмоциональном напряжении объем базального желудочного секрета снижался (р<0,02), при этом повышались показатели pH желудочного сока натощак (р<0,01) и в условиях базальной желудочной секреции (р<0,01), снижалась концентрация кислоты в тощаковом секрете (р<0,05) и ее условиях базальной секреции по отношению фоновым показателям.

хлористоводородной дебит-час (р<0,05) в к соответствующим

Суммарная протеолитическая активность, мг/мл

Пепсиноген, мг/мл

HCI, ммоль/л

Пепсиноген, мг/час

Рис. 2 . Влияние эмоционального стресса на показатели концентрации и валового выделения соляной кислоты, пепсиногена и суммарной протеолитической активности в условиях тощаковой (Т), базальной (Б) и ингибированной желудочной секреции (И)

Суммарная протеолитическая активность, мг/час

Таблица 1

Влияние эмоционального напряжения на показатели гуморального звена иммунной системы у здорового человека (М±т)

Показатели

В условиях тощаковой секреции

В условиях ингибированной желудочной секреции

фон

стресс

фон

стресс

IgG, ме/мл

149,11±4,86

150,0±1,8

159,19±5,59

156,0±2,93

IgA, ме/мл

162,89±8,22

125,17±9,84***

189,27±7,59

179,2±11,45

IgM, ме/мл

154,29±5,43

200,83±6,4****

159,08±5,65

189,0±12,83 *

Примечание: различия достоверны относительно показателей в условиях фона: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001, **** - р<0,0001.

Рис. 3 . Влияние эмоционального стресса на концентрацию sig А в смешанной слюне и панкреатическом соке в условиях тощаковой (Т), базальной (Б) и стимулированной (СТ) панкреатической секреции: различия достоверны относительно показателей в условиях фона:

* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001, **** - р<0,0001, различия достоверны по отношению к показателям в условиях тощаковой секреции:

Л - р<0,05; ЛЛ - р<0,02; ЛЛЛ - р<0,01.

Концентрация лизоцима, мкг/мл

Активность лизоцима, %

Активность лизоцима, %

слюна

Концентрация лизоцима, мкг/мл

панкреатический сок

Рис. 4 . Влияние эмоционального стресса на концентрацию и активность лизоцима в смешанной слюне и панкреатическом соке в условиях тощаковой (Т), базальной (Б) и стимулированной (СТ) панкреатической секреции: различия достоверны относительно показателей в условиях фона:

* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001, **** - р<0,0001, различия достоверны по отношению к показателям в условиях тощаковой секреции:

Л - р<0,05; ЛЛ - р<0,02; ЛЛЛ - р<0,01.

Уменьшалась концентрация (р<0,01) и валовое выделение пепсиногена (р<0,01)в базальном желудочном секрете по отношению к таковым показателям в условиях фона. Не выявлено изменений исследуемых показателей гуморального звена иммунной системы (табл. 1) при интрадуоденальной стимуляции слизистой двенадцатиперстной кишки.

При эмоциональном напряжении выявлено снижение содержания иммуноглобулинов класса А (р<0,001) в условиях тощаковой секреции, повышение уровня иммуноглобулинов класса М (р<0,0001) натощак и р<0,05 в условиях ингибированной желудочной секреции. Более устойчивыми в этих условиях оказались механизмы выработки IgG. Под влиянием эмоционального стресса отмечено повышение концентрации slgA в составе смешанной слюны и панкреатического сока (рис. 3). Наиболее значимые изменения зафиксированы в секрете смешанной слюны.

Достоверное понижение активности лизоцима во всех порциях желудочного сока (рис. 4) и в тощаковом секрете смешанной слюны наблюдалось после эмоционального напряжения. Действие эмоционального стресса вызывало снижение концентрации лизоцима во всех порциях желудочного сока и в панкреатическом соке в условиях ацидификации дуоденума. В этих условиях в смешанной слюне показатели концентрации лизоцима оставались устойчивы к эмоциогенному фактору.

Заключение. Таким образом, реакция пищеварительных желез на эмоциональное напряжение сопровождается снижением объема смешанной слюны, желудочного сока, снижением концентрации и валового выделения хлористоводородной кислоты, концентрации и дебит-часа пенсиногена, повышением концентрации секреторного Ig А в смешанной слюне и панкреатическом соке. Однако, усиление продукции sig А не может полностью обеспечить защиту слизистой от действия стрессора, что приводит к повышению уровня сывороточного Ig М. При этом показатели концентрации лизоцима в смешанной слюне оставались стабильными, а в панкреатическом соке достоверно снижались. Активность лизоцима в смешанной слюне и панкреатическом соке падала.

Эмоциональное напряжение вызывает сочетанные (зачастую однонаправленные) изменения в секреторной деятельности слюнных желез, желудка и поджелудочной железы и их защитных факторов.

Наиболее вероятным механизмом стресс-индуцированных изменений иммунитета является активация симпато-адреналовой системы, регулирующее действие которой доказано на всех стадиях иммунного ответа (Филаретов, 1994; Филаретова, 1995). Кроме того, в модуляции иммунных процессов при стрессе особая роль отводится гормонам надпочечников, так как характер иммунного ответа определяется дозой и продолжительностью их воздействия.

Анализ показателей иммунного статуса выявил высокую чувствительность некоторых звеньев иммунитета к эмоциогенному стрессору. Обнаружено потенцирующее действие стрессора на Т-клеточный иммунитет при выраженном повышении концентрации сывороточного Jg М и активности клеточных и гуморальных факторов неспецифической резистентности.

Кузнецов А.П. Влияние эмоционального напряжения на секреторную функцию слюнных желез желудка и поджелудочной железы у здорового человека / А.П. Кузнецов, Л.Н. Смелышева, Н.В. Сажина // Вести. ТвГУ. Сер. Биология и экология. 2018. №2. С. 7-16.

Список литературы Влияние эмоционального напряжения на секреторную функцию слюнных желез, желудка и поджелудочной железы у здорового человека

  • Егорова Г.А. 2000. Особенности неспецифических адаптационных реакций и иммунного статуса у студентов в процессе адаптации к условиям обучения в ВУЗе: дис. … канд. биол. наук. М. 154 с.
  • Котенко М.А., Смелышева Л.Н., Кузнецов А.П., Махова М.М. 2012. Постпрандиальные показатели корреляционных взаимоотношений между гидролитическими ферментами крови у лиц с различным типом автономной(вегетативной) нервной системы в условиях фона//Человек. Спорт. Медицина. №21(280). С. 109-111.
  • Кузнецов А.П., Грязных А.В., Сажина Н.В. 2015. Физиология иммунной системы. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 2015. 150 с.
  • Кузнецов А. П., Московин А. С., Шалабодов А.Д. 2017. Влияние мышечного и эмоционального напряжения на объем слюны, желудочного и поджелудочного соков и мочи у лиц с различным уровнем повседневной двигательной активности//Человек. Спорт. Медицина. Т. 17. №3. С. 5-17.
  • Кузнецов А.П., Сидоров Р.В., Сажина Н.В. 2013. Взаимоотношения в выделении пищеварительных секретов и мочи спортсменов разных специальностей//Человек. Спорт. Медицина. Т. 13. № 2. С. 28-32.
  • Кузнецов А.П., Смелышева Л.Н., Сидоров Р.В., Киселева М.М., Васильева Ю.А. 2014. Эндокринная регуляция желудочной секреции при действии мышечного напряжения//Человек. Спорт. Медицина. Т. 14. № 1. С. 96-101.
  • Кузнецов А.П., Кожевников В.И., Речкалов А.В., Смелышева Л.Н. 2006. Моторно-эвакуаторная деятельность желудочно-кишечного тракта у спортсменов с различным соматотипом//Человек. Спорт. Медицина. № 3-1. С. 78-79.
  • Левандо В.А., Суздальский Р.С., Кассиль Г.Н. 1990. Стрессорные иммунодефициты у человека//Успехи физиол. наук. №3. С. 79-97.
  • Петров Р.В., Аталлауханов Р.И. 1991. Клеточные мембраны и иммунитет. М.: Высшая школа, 1991.
  • Сабсай Б.Н. 1966. Сравнительная оценка некоторых методов определения протеолитической активности желудочного сока//Бюл. экспериментальной биологии и медицины. Т. 52. № 9. С. 117-120.
  • Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. 2000. Иммунная система, стресс и иммунодефицит. М.: АПП «Джангар». 184 с.
  • Семенов Е.Е., Мирх О.В., Сабиров Т.Т. 2000. Значение ряда местных механизмов в возникновении острых эрозивно-язвенных поражений слизистой оболочки ЖКТ//Здравоохранение Башкортостана. №2. С. 98-100.
  • Стогний В.И., Гомек В.П., Воропаева Л.В., Полякова С.Е. 1989. Способ определения активности лизоцима в слюне и сыворотке крови//Лаб. дело. № 6. С. 15-17.
  • Филаретова А.А., Подвигина Т.Т., Филаретова Л.П. 1994. Адаптация как функция гипофизарно-адренокортикальной системы. СПб.: Наука. 59 с.
  • Филаретова Л.П. 1995. Стрессорные язвы желудка: защитная роль гормонов гипофизарно-адренокортикальной системы//Физиол. журн. им И.М. Сеченова. Т.81. №3. С.50-53.
  • Филаретова Л.П. 2010. Стресс в физиологических исследованиях//Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. Т. 96. №9. С. 924-935.
  • Филаретова Л.П. 2017. Нет худа без добра//Материалы XIII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова. Воронеж. С. 46-56.
  • Филаретова Л.П. 2014. Вклад глюкокортикоидных гормонов в гастропротекцию//Успехи физиологических наук. Т. 45. №1. С. 44-56.
  • Хаитов Р.М. 2000. Физиология иммунной системы//Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. Т.87. №8. С. 1060-1071.
  • Хаитов Р.М., Лесков В.П. 2001. Иммунитет и стресс//Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. Т.86. № 3. С. 254-267.
  • Filaretova L., Bagaeva T., Morozova O. 2002. Stress and the stomach: corticotropin-releasing factor may protect the gastric mucosa in stress through involvement of glucocorticoids//Cell. Mol. Neurobiol.V. 32. № 5. P. 829-836.
  • Filaretova L., Morozova O., Bagaeva T., Podvigina T. 2009. From gastroprotective to proulcerogenic action of glucocorticoids on the gastric mucosа//J. Psysiol. Pfarmacol. V. 60. Suppl. 7. P. 79-86.
  • Filaretova L., Myazina M., Bagaeva T. 2016. Stress-induced corticosterone rise maintain gastric mucosal integrity in rats//Clinical Neuroscience. V. 69. № 9-10. P. 313-317.
Еще
Статья научная