Влияние кортизола на когнитивные функции

Автор: Минасян Д.С., Резникова М.А., Скалозуб Д.В.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Медицинские науки

Статья в выпуске: 12-2 (75), 2022 года.

Бесплатный доступ

Хронический стресс - одна из главных проблем современности, именно поэтому вопрос о причинах возникновения стресса и его влияния на функции человеческого организма сейчас актуален. Кортизол - один из важнейших повреждающих факторов при стрессе. По данным исследований последних десятилетий оказалось, что «гормон стресса» вызывает нейродегенеративные изменения, что напрямую связано с нарушением когнитивных функций.

Стресс, кортизол, когнитивные функции, когнитивные нарушения, психические состояния

Короткий адрес: https://sciup.org/170197292

IDR: 170197292   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-2-46-50

Текст научной статьи Влияние кортизола на когнитивные функции

В последние десятилетия фиксируется неуклонный рост доли нарушений психического здоровья в обществе. Современный человек всё меньше сталкивается с естественными стрессорами, требующими немедленного реагирования, и всё больше испытывает давление долгосрочных психологических факторов [7]. Хронический стресс, развивающийся при этом, является причиной психоэмоционального напряжения и когнитивных нарушений. Анализ факторов, способствующих возникновению и прогрессированию когнитивных расстройств, их раннее выявление и возможности коррекции входят в число приоритетных направлений клинической и экспериментальной медицины. Когнитивные нарушения неоднородны как по своим клиническим проявлениям, так и по этиологии [1].

Один из неизменных спутников стресса - кортизол, являющийся так называемым «гормоном стресса». Известно, что увеличенная продукция кортизола при стрессе сопровождается нейродегенеративными изменениями в гиппокампе, инсулиноре-зистентностью и гипергликемией, что оказывает неблагоприятное влияние на когнитивные функции [7], но исследования в этой сфере касаемо кортизола ещё продолжаются. Успехи в изучении нейроэндокринологии стресса способствуют современной медицине в предупреждении психологических нарушений различной тяжести. В данном обзоре мы сконцентрируемся на факторах, вызывающих когнитивные нарушения, и причастности стресса (в том числе и кортизола) в этом.

Кортизол и стресс. Корреляция между выработкой кортизола и психоэмоциональной нагрузкой при стрессе доказана многими исследованиями. Например, при помещении людей в модель «общественного» стресса и в модель «индивидуального» стресса регистрируются весомые изменения уровня кортизола (в сторону их увеличения), наблюдается статистически значимая (p<0,05) функциональная согласованность повышения уровня кортизола с показателями оценки психического состояния (в данном исследовании для комплексной экспресс-оценки психического состояния использовались такие методики и аппаратура, как стабилометрия, биопотенциометрия, субъективный отсчет времени) [5]. Также при изучении долгосрочного влияния пребывания детей в сиротском учреждении было выявлено нарушение физиологического ритма секреции кортизола. В условиях депривации у ребёнка наблюдаются признаки хронического стресса, что негативно влияет на развивающийся организм, но при его помещении в замещающую семью фиксируется положительная динамика в функционировании гипоталамо-гипофизарно- надпочечниковой системы. Исключением являются случаи, когда ребёнок воспитывался в сиротском учреждении в течение первых 30 месяцев жизни, тогда не наблюдаются положительные изменения в сторону нормализации суточного ритма секреции кортизола при помещении его в семью усыновителей [3, 4].

Выработка кортизола является одной из фаз стресс-реакций организма, в реализации которых значимую роль играет нейроэндокринная регуляция. В её рамках осуществляется активация гипоталамо-гипофизарно-кортикоидной оси, особенно когда речь идёт о длительно действующих (хронических) негативных сигналах социальной среды. Под влиянием внешних стимулов (стрессовых сигналов) или внутренних переживаний включается механизм межклеточных взаимодействий, охватывающих нервную, эндокринную и иммунную системы и отражающийся на состоянии всех органов и тканей [7].

Повреждающее действие кортизола. В эксперименте при моделировании острого стресса крысам вводили внутрибрюшинно кортизол, что определяло рост электро-форетической подвижности эритроцитов (ЭФПЭ). Результаты исследования показали, что снижение ЭФПЭ сочеталось с активацией процессов перекисного окисления липидов, тогда как рост ЭФПЭ сопровождался уменьшением концентрации малонового диальдегида. На основании этого можно утверждать, что кортизол вызывает антиоксидантный эффект в условиях острого стресса [12]. Также имеются свидетельства когнитивных улучшений в условиях умеренного, ограниченного во времени повышения уровня кортизола. Возможно, что повышенная мотивация к обучению и улучшенная координация областей мозга, участвующих в когнитивных операциях, связаны с умеренными кратковременными выбросами кортизола [10, 11, 13, 14].

В условиях же хронического стресса долговременное повышение концентрации кортизола имеет неблагоприятные последствия для организма. Под влиянием кортизола происходят значительные метаболические перестройки в различных тканях.

Например, кортизол усиливает глюконеогенез, повышая уровень глюкозы в крови и снижая интенсивность её утилизации тканями, противодействуя тем самым инсулину. Одновременно кортизол усиливает липолиз и протеолиз, увеличивая свободный пул аминокислот и жирных кислот, а также подавляет способность иммунных клеток реагировать на различные химические сигналы, ослабляя воспалительную реакцию [7, 10, 15].

Важнейшей мишенью кортизола в центральной нервной системе является гиппокамп, где плотность рецепторов к этому гормону особенно высока. В физиологических условиях в этой структуре кортизол обеспечивает запоминание эмоциональной важной информации. В процессе формирования следов памяти клеточные элементы гиппокампа используют глутаматерги-ческие механизмы, связанны с перевозбуждением, вследствие чего сами легко повреждаются при стрессе. В итоге в связи с гибелью нейронов объём гиппокампа уменьшается, что становится причиной когнитивных нарушений. Вторым важным образованием мозга, на которое влияет повышенный уровень кортизола, является амигдала, которая участвует в реализации поведенческих реакций, связанных с реагированием на опасность. При хроническом стрессе гиперактивация амигдалы порождает постоянную тревогу и способствует развитию депрессии [7, 10, 16-19].

Структурные изменения в мозге происходят регулярно в ответ на действие острого и хронического стресса. Наиболее выраженные изменения обнаруживают, как мы уже подчеркнули, в гиппокампе, а также в префронтальной коре. В экспериментах на грызунах установлено, что действие стресса в течение 21 дня приводит к уменьшению ветвления дендритов и снижению их плотности в медиальной префронтальной коре, а также к снижению количества синапсов пирамидных клеток данной области. Это сопровождается избирательным ухудшением внимания при сохранении способности к обучению и познавательных функций [1, 20, 21].

Кортизол и когнитивные функции. Долговременное действие кортизола при- водит к когнитивным нарушениям у человека. Например, при исследовании психоэмоционального напряжения у машинистов магистральных локомотивов, разделённых на 5 групп в зависимости от стажа работы, который выступал в качестве меры длительности действия факторов стресса, были получены следующие результаты: у людей с изначально высоким уровнем кортизола, адренокортикотропного гормона и кортикостерона результаты нейропсихологического обследования были хуже, чем у контрольной группы, которая состояла из практически здоровых мужчин соответствующих возрастных категорий. При выполнении задания «Таблицы Шульте» затраченное время было стати- стически значимо выше, чем у контрольной группы. Также стоит отметить, что группам машинистов, у которых выше был стаж работы, а как следствие и продолжи- тельность психоэмоционального напряжения, требовалось больше времени на выполнение задания, чем группам машинистов с меньшим стажем работы. Анало- гичные результаты хронометража получены при проведении методики Ф. Гробова «Красно-чёрная таблица». То есть мы можем говорить о негативном влиянии хронического стресса на когнитивные функ- ции, в частности на составляющую внимания [1].

Также обратим на исследование когнитивных функций у больных циркуляторной энцефалопатией. В этом эксперименте наиболее успешными в выполнении когнитивных функций являются мужчины и женщины с низким исходным уровнем кортизола. Реактивные изменения уровня кортизола не влияет на успешность выполнения задач [9].

В другом исследовании, касающимся психического здоровья подростков, была выявлена зависимость между субъективным переживанием стресса и физическим самочувствием. Подростки, ощущающие высокий субъективный стресс, чаще по- дают признаки депрессии, тревожности и когнитивных нарушений [6].

Заключение. Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что факт нега- тивного влияния кортизола на когнитивные функции в условиях хронического стресса неоспорим. «Гормон стресса» – основная причина нарушений, происходя- щих при повышенных психоэмоциональ ных нагрузках, а борьба со стрессом ста новится одним из приоритетных направ лений современной медицины.

Список литературы Влияние кортизола на когнитивные функции

  • Луцкий И.С. Влияние хронического психоэмоционального напряжения на когнитивные функции / И.С. Луцкий, Е.И. Луцкий // Казанский медицинский журнал. - 2015. -Т. 96. - № 4. - С. 523-531. - DOI 10.17750/KMJ2015-523.
  • Максимова А.А. Влияние дисфункции щитовидной железы и дисбаланса кортизола на когнитивное и психическое развитие детей с расстройством аутичного спектра / А.А. Максимова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 112 (101). - С. 30-38. - DOI 10.23670/IRJ.2020.101.11.038.
  • Чернего, Д. И. Влияние раннего вмешательства на секрецию кортизола у детей с опытом социально-эмоциональной депривации / Д.И. Чернего, М.Ю. Солодунова, Р.Ж. Мухамедрахимов // Материалы съезда Российского психологического общества, Казань, 05-07 октября 2017 года. Том 3. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. - С. 96-97.
  • Чернего, Д.И. Секреция кортизола у детей с ранним опытом пребывания в сиротском учреждении / Д.И. Чернего // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2017. - Т. 10. - № 1. - С. 99-105. - DOI 10.14529/psy170110.
  • Биологические и психологические детерминанты реагирования на ситуации социального стресса / В.К. Сафонов, В.А. Абабков, С.В. Веревочкин [и др.] // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 6. - № 3. -С. 82-89.
  • Рахимкулова, А. С. Связь проблем психического здоровья подростков с субъективным переживанием стресса / А.С. Рахимкулова, В.А. Розанов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2020. - Т. 20. - № 3. - С. 18-27.
  • Розанов, В.А. Стресс и психическое здоровье (нейробиологические аспекты) / B.А. Розанов // Социальная и клиническая психиатрия. - 2013. - Т. 23. - № 1. - С. 79-86.
  • Вариабельность сердечного ритма и уровень кортизола у детей школьного возраста при разной когнитивной нагрузке / С.Б. Догадкина, И.В. Ермакова, О.Н. Адамовская [и др.] // Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal). - 2022. - Т. 7. - № 3. - C. 169-179. - DOI 10.29413/ABS.2022-7.3.18.
  • Сопряженность показателей энергетического обмена и уровня гормона стресса кортизола с когнитивными характеристиками больных дисциркуляторной энцефалопатией / В.Ф. Фокин, А.А. Шабалина, Н.В. Пономарева [и др.] // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. - 2018. - Т. 12. - № 4. - С. 47-51.
  • Булгакова, С.В. Участие гормонов в процессах когнитивного и социально-эмоционального старения / С.В. Булгакова, Н.П. Романчук // Бюллетень науки и практики. - 2020. - Т. 6. - № 8. - С. 97-129. - DOI 10.33619/2414-2948/57/09.
  • Романчук Н.П., Пятин В.Ф., Волобуев А.Н., Булгакова С.В., Тренева Е.В., Романов Д.В. Мозг, депрессия, эпигенетика: новые данные // Бюллетень науки и практики. -2020. - Т. 6. №5. - С. 163-183.
  • Дерюгина, А.В. Молекулярно-клеточные механизмы реализации стресс-реакции организма / А.В. Дерюгина, А.А. Мартусевич, Т.А. Веселова // Известия Уфимского научного центра РАН. - 2015. - № 3. - С. 58-63.
  • Landfield P.W., Blalock E.M., Chen K.C., Porter N.M. A new glucocorticoid hypothesis of brain aging: implications for Alzheimer's disease // Current Alzheimer Research. - 2007. -V. 4. №2. - P. 205-212.
  • Moriarty A.S., Bradley A.J., Anderson K.N., Watson S., Gallagher P., McAllister-Williams R.H. Cortisol awakening response and spatial working memory in man: A U-shaped relationship // Human psychopharmacology: clinical and experimental. - 2014. -V. 29. №3. - P. 295-298.
  • Ширшев, С.В. Изменения некоторых показателей иммунного статуса и уровня кор-тизола при рецидивирующем обструктивном бронхите у детей. Иммунокоррекция поли-оксидонием / С.В. Ширшев, В.А. Лопатина // Медицинская иммунология. - 2003. - Т. 5. -№ 5-6. - С. 555-562.
  • Fenoglio K.A., Brunson K.L., Baram T.Z. Hippocampal neuroplasticity induced by early-life stress: functional and molecular aspects // Front. Neuroendocrinol. - 2006. - Vol. 27. -P. 180-192.
  • Magarinos A.M., McEwen B.S. Stress-induced atrophy of apical dendrites of hippocampal CA3c neurons: involvement of glucocorticoid secretion and excitatory amino acid receptors // Neuroscience. - 1995. - Vol. 69. - P. 89-98.
  • Bremner J.D. Traumatic stress: effects on the brain // Dialogues Clin. Neurosci. - 2006. -Vol. 8, № 4. - P. 445-461.
  • Tarquis N. Neurobiological hypothesis relating to connections between psychopathy and childhood maltreatment // Encephale. - 2006. - Vol. 32. - P. 377-384.
  • Chawana R., Alagaili A., Patzke N. et al. Microbats appear to have adult hippocampal neurogenesis, but post-capture stress causes a rapid decline in the number of neurons expressing doublecortin // Neuroscience. - 2014. - Vol. 26, №277. - P. 724-733.
  • Radley J.J., Rocher A.B., Miller M. et al. Repeated stress induces dendritic spine loss in the rat medial prefrontal cortex // J. Comp. Neurol. - 2008. - Vol. 507, № 1. - P. 1141-1150.
Еще
Статья научная