Влияние пандемии COVID- 19 на состояние национальной безопасности в Дальневосточном федеральном округе
Автор: Гамерман Е.В.
Журнал: Региональные проблемы @regionalnye-problemy
Рубрика: Социально-экономические основы устойчивого развития регионов
Статья в выпуске: 2-3 т.24, 2021 года.
Бесплатный доступ
В рамках данной статьи проанализированы отдельные проблемы и актуальность угроз безопасности на территории Дальневосточного федерального округа в период пандемии и на ближайшую перспективу после ее окончания. Автор проанализировал влияние и последствия самой пандемии на состояние эпидемиологической безопасности, а также последствия для более широкой повестки безопасности, в первую очередь безопасности экономической.
Россия, пандемия, коронавирус, угрозы безопасности, дальневосточный федеральный округ
Короткий адрес: https://sciup.org/143176835
IDR: 143176835 | DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3-156-160
Текст научной статьи Влияние пандемии COVID- 19 на состояние национальной безопасности в Дальневосточном федеральном округе
2020 год стал по-настоящему непредсказуемым годом для всей международной повестки. Пандемия коронавируса внесла очень серьезные коррективы во все процессы в мировой политике и экономике, сделав этот год самым необычным и странным за все 75 лет после Второй мировой войны. Никогда еще за все эти десятилетия не закрывались практически все границы, не прекращалось авиасообщение, не вводились такие жесткие локдауны и не начиналась столь массовая истерия по поводу и без такового. Экономика большинства стран к концу года стала переживать жесткую рецессию, национальные правительства начали оказывать беспрецедентную социальную поддержку населению, а также малому и среднему бизнесу. Помимо этого, беспрецедентным стало и количество заболевших и умерших от новой болезни ‒ по состоянию на 1 марта 2021 года число заболевших превысило 114 миллионов человек, а умерло более 2,5 миллионов. И это только официальные данные; реальные цифры, вероятно, значительно выше, так как количество проводимых тестов в странах Африки, Карибского бассейна и в отдельных странах Азии очень низкое. А некоторые страны вообще отрицают наличие такой проблемы (Танзания, Туркменистан). Количество жертв коронавируса в США – 515 тысяч человек (при 28,7 миллионах заболевших) – уже фактически сравня- лось с количеством боевых потерь данной страны в обеих мировых войнах, вместе взятых (534 тысячи) [2]. Беспрецедентные потери привели к тому, что мир стал другим, трансформировался буквально за 1 год и, надо полагать, уже никогда не будет прежним. И, очевидно, это не последние цифры, так как пандемия все еще продолжается. Скорее всего, 2021 год также пройдет под знаком борьбы с ней.
Все эти процессы не могли не отразиться и на состоянии глобальной, региональной и национальной безопасности отдельных государств. Повестка безопасности так же сильно скоррек-тировалась, как и большинство международных процессов. Не обошли стороной данные события и Россию, и ее отдельные регионы. Дальневосточный федеральный округ изначально был фактически в эпицентре событий, находясь на границе с государством, с которого и началось распространение пандемии, – Китаем. Однако, своевременное закрытие границы позволило избежать вспышки коронавируса и этот процесс начался только спустя несколько месяцев и был привнесен из западных регионов России.
В отношении эпидемиологической безопасности необходимо отметить, что Россия, которая изначально весной 2020 года попыталась также пойти по жесткому сценарию ограничений и локдауна, в конце концов отказалась от такого плана действий. И с лета вводились только отдельные ограничительные меры, причем не в целом по федерации, а в рамках отдельных регионов. В частности, в Амурской области не было ограничений на передвижение людей и транспорта, было рекомендовано оставаться дома лицам старше 65 лет, ограничен режим работы пунктов общественного питания, запрет на массовые мероприятия, а также введен повсеместный масочный режим. Россия в своей тактике оказалась ближе к Швеции, а не к Китаю и большинству стран ЕС. Схожая ситуация наблюдалась и в других регионах Дальневосточного федерального округа [3].
К каким результатам это привело? Так, в Амурской области при населении в 720 тысяч человек по официальным данным на 1 марта 2021 года количество заболевших более 21000 человек, а летальных случаев 178 (к середине марта уже больше 240). Для сравнения в соседней китайской провинции Хэйлунцзян по официальным данным на 1 марта 2021 года количество заболевших 1610, а летальных случаев всего 13 при населении провинции в более чем 36 миллионов человек. А если сравнить в соотношении с уровнем населения, то картина будет удручающей. В Амурской области переболел каждый 34-й житель, а в провинции Хэйлунцзян – только 1 человек из 22360 [4]. Однако цифры по Амурской области еще и не самые плачевные. Так, в Бурятии число заболевших коронавирусом 36052, а умерших 785 человек. В Забайкальском крае при 41102 заболевших 797 человек умерли. В Приморском крае заболело 38697 человек и умерло 678. В Якутии – 33565 заболевших и 550 погибших. В Хабаровском крае – 50641 заболевших, 346 человек погибло. Однако надо смотреть не только на абсолютные цифры. Дальний Восток занимает второе место в РФ по заболевшим коронавирусом на
100 тысяч населения. В тройке регионов с наихудшими показателями – Магаданская, Сахалинская области и Камчатский край [1].
С точки зрения эпидемиологической безопасности методика и подход Китая показали значительно большую эффективность, чем российская. Однако, у этих процессов есть и другие аспекты.
Так, количество переболевших на Дальнем Востоке, а также идущие параллельно процессы вакцинации дают возможность говорить о приобретении в самом ближайшем будущем коллективного иммунитета населением федерального округа.
Кроме того, отсутствие жесткого локдауна позволило избежать большого числа банкротств среди малого и среднего бизнеса, а также жесткого падения экономики и рецессии. Экономический спад произошел в любом случае, но не настолько сильный, как в европейских странах и в Северной Америке.
Однако ситуация с пандемией привела не только к актуализации угроз в сфере эпидемиологической и бактериологической безопасности. Закрытие границ, снижение уровня миграционных потоков, а также товарооборота привело к возникновению целого ряда угроз экономической безопасности.
Так, в Амурской области и в ряде других соседних дальневосточных регионов очень быстро и остро почувствовали нехватку китайской рабочей силы. Количество трудовых мигрантов из Поднебесной снизилось почти до нуля, а это привело к кризису строительной отрасли. Как оказалось, китайских рабочих на большинстве стро- ек Приамурья заменить просто некем. Мигранты из стран Центральной Азии обладают очень низкой квалификацией и пригодны далеко не ко всем видам работ, а русские работать не хотят. И в течение 2020 года сложился дефицит целого ряда строительных специальностей, в частности каменщиков (чьи заработные платы выросли в несколько раз). Это привело к увеличению сроков строительства, вовремя не сдан ни один объект (включая социальные, такие как школа). Кроме того, это стало одним из факторов (вторым фактором стала дальневосточная ипотека) значительного роста цен на жилье в Амурской области, которые за год выросли на 80–90%. В 2020 году из-за пандемии значительно сократился отток населения из региона. Однако, учитывая, что факторы, способствующие миграционным процессам, никуда не делись, а жилье значительно выросло в цене, можно предположить значительный рост числа внутренних мигрантов, покидающих Амурскую область после прекращения пандемии (жилье можно продать дороже и купить в любом западном регионе с большей площадью).
В целом пандемия показала зависимость экономического развития региона от мигрантов, от количества выданных разрешений на работу. Необходима четкая государственная политика в отношении мигрантов, в первую очередь трудовых, с возможными привилегиями в этом вопросе для Дальнего Востока. После открытия границ этот вопрос встанет еще более остро.
Таким образом, можно сказать, что пандемия коронавируса, начавшаяся в 2020 году и пока продолжающаяся в 2021, привела к серьезной трансформации не только всей международной повестки, но и к изменениям, сдвигам в сфере безопасности. Появились новые факторы, угрозы, которые до 2020 года таковыми не воспринимались, причем отдельные новые угрозы стали актуальны и для Дальневосточного федерального округа.
Список литературы Влияние пандемии COVID- 19 на состояние национальной безопасности в Дальневосточном федеральном округе
- Коронавирус на Дальнем Востоке: информация на утро 1 апреля. URL: http://www.eastrussia.ru/news/koronavirus-na-dalnem-vostoke-informatsiya-na-utro-1-aprelya-2021/ (дата обращения: 04.03.2021)
- Коронавирус: число жертв COVID-19 в США превысило 450 тысяч. URL: http://www.dw.com/ru\\koronavirus-chislo-zhertv-covid-19-v-ssha-prevysilo-450-tysjzch/a-56447729 (дата обращения: 04.03.2021)
- Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. URL: http://government.ru/support_measures/ (дата обращения: 04.03.2021)
- Провинция Хэйлунцзян. URL: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/gyzg/zg9/t118283.htm (дата обращения: 04.03.2021)