Влияние процессов коммерциализации адвокатуры на самосознание каждого адвоката и адвокатского сообщества в целом
Автор: Соловьева Юлия Ивановна
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Проблемы организации и функционирования адвокатуры
Статья в выпуске: 3 (28), 2017 года.
Бесплатный доступ
Цель: Исследование роли процессов коммерциализации адвокатуры в формировании самосознания каждого адвоката и адвокатского сообщества в целом. Методология: Автором использовались историко-правовой метод и методы системности научного анализа и синтеза. Результаты: Автором были исследованы вопросы самосознания адвокатов. На основе проведенного анализа научной литературы выделены основные концептуальные подходы относительно роли процессов коммерциализации адвокатуры в выборе профессии и дальнейшем становлении личности адвоката в современный период. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку в ней впервые рассмотрены особенности влияния процессов коммерциализации адвокатуры в аспекте проблемы самоопределения индивидуального и группового субъектов - каждого адвоката и адвокатского сообщества в целом.
Правовой статус адвоката, коммерциализация адвокатуры, самоопределение индивидуального и группового субъекта, самосознание каждого адвоката и адвокатского сообщества в целом
Короткий адрес: https://sciup.org/140225074
IDR: 140225074
Текст научной статьи Влияние процессов коммерциализации адвокатуры на самосознание каждого адвоката и адвокатского сообщества в целом
Самоопределение индивидуального и группового субъекта выступает важнейшим фактором его социальной, экономической и в целом жизненной активности [9]. Размышляя над проблемами совершенствования современной адвокатуры, многие исследователи задаются вопросами: адвокат – это субъект рынка юридических услуг, цель которого заключается в получении вознаграждения, причитающегося ему за исполняемую работу, действия которого направлены исключительно на исполнение обязанностей перед доверителем, или же в основе деятельности адвоката должна лежать идея служения общественным интересам, жертвенности, нравственного выбора [7, 16, 17]? Адвокатура – это некоммерческая организация sui generis (особого вида) и институт гражданского общества или предпринимательская структура? Какую роль играют процессы коммерци- ализации адвокатуры в современный период? Являются ли экономические условия решающим фактором, влияющим на выбор рода деятельности и дальнейшую самореализацию адвоката?
Анализ публикаций по этой тематике позволяет выделить два полярных концептуальных подхода:
-
1. Несовместимость предпринимательства и высокого служения. Данный подход предполагает негативную оценку коммерческого аспекта адвокатской деятельности. «Адвокатура создана не для наслаждения тех, кто в ней состоит, а для общественного служения, служения трудного, сурового и серьезного, самого страстного бескорыстного увлечения принятыми на себя обязательствами» [15]. «Тот, кто рассматривает адвокатскую деятельность как разновидность предпринимательства, просто не понимает ни
-
2. Представители второго подхода придерживаются точки зрения, согласно которой рассматривать в нынешнем XXI веке предпринимательскую деятельность и сам рынок как нечто недостойное, неподобающее – значит не видеть экономической реальности и неадекватно оценивать значение экономической сферы [20]. «В современных условиях каждый стремится создать для себя те блага, с помощью которых будет расти его собственное хозяйство, личный статус, а также статус семьи, и адвокатская деятельность – это бизнес или услуги, оказываемые за определенный гонорар» [1]. «Современное состояние рынка юридических услуг в России и в мире свидетельствует о том, что бессмысленно ограничивать права российских адвокатов создавать для оказания квалифицированной юридической помощи коммерческие организации» [4]. «Адвокатура в XXI веке, чтобы иметь перспективы развития, должна быть более деловой, более предпринимательской, более коммерциализованной, более жесткой и конкретной» [2].
функций, ни общественного предназначения, ни сути адвокатской деятельности» [3].
В общественном сознании существуют определенные представления о том, каким должен быть адвокат, что допустимо для него, а что нет. А.Г. Кучерена отмечал: «Профессия адвоката – это не только совершенное знание юридических наук, но и внутреннее мироощущение» [12]. В силу высокой общественной значимости адвокатуры, особого статуса данного института на него возложены определенные обязанности и ответственность, что не может не отразиться на самосознании каждого адвоката. Самосознание обращено к осознанию себя – собственной личности – как субъекта сознания, общения и действия; оно является мощным фактором не только самоконтроля, но и самокритики, самосовершенствования и самовоспитания. Самосознание соотнесено с сознательностью – это нравственно-психологическая характеристика личности, которая основывается на осознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и действий. Ведущее место в самосознании занимает осознание требований общества к личности, своего общественного долга и смысла жизни, ответственности за порученное дело перед коллективом, классом, нацией, родиной и, наконец, перед всем человечеством [19].
Формирование самосознания – это длительный процесс, состоящий из целого ряда этапов. Э.Ф. Звездкина отмечает, что «основное содержание стадий выражается в сознании индивидом себя в качестве субъекта предметной деятельно- сти, духовно свободного субъекта и субъекта социально-исторического» [10].
Представляет определенный интерес точка зрения, согласно которой «сущность человека есть ансамбль общественных отношений». Так, человек рождается со своим внутренним миром, со своей «рабочей силой» души и, столкнувшись с не им созданной общественной культурой, общественными производственными отношениями, овладевая человеческим способом жизни и общения, формируется как неповторимая индивидуальность. И то, что он собой будет представлять при этом, отразит в себе весь ансамбль общественных отношений. По мнению Ф.Т. Михайлова, «быть человеком – значит быть субъектом своего самоизменения» [14].
Мотивационная система человека включает в себя две главные сферы: труд и общение. Хотя человеческая жизнь не сводится к этой дихотомии, любое описание человеческой личности предполагает два главных вопроса: 1) что человек делает, какова его предметная деятельность и как он сам к ней относится; 2) каковы его взаимоотношения с окружающими людьми, насколько он способен к самораскрытию и пониманию другого [11]. Самосознание – это не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, т. е. самооценка. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Чтобы верно оценить себя, должен действовать «тройной контроль»: жизнь, общественное мнение и собственный разум [19].
Ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею каких-либо социальных или нравственных требований. Степень порядочности выражается, прежде всего, в уровне требований к себе. Общий уровень социальной ответственности личности зависит от ее общей коллективистической или индивидуалистической направленности: коллективистически ориентированная личность склонна принимать на себя большую ответственность за общее дело, теснее идентифицироваться с групповыми ценностями и т. д. [11].
На наш взгляд, осознание нравственной ответственности перед доверителями, обществом и государством должно занимать ведущее место в самосознании каждого адвоката. Со дня принятия присяги лицо получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты, т. е. частью профессионального сообщества адвокатов. С этого момента личность адвоката должна быть коллективистически ориентирована, настроена на соблюдение корпоративной дисциплины и профессиональной этики. Из факта присвоения статуса адвоката следует необходимость сохранения адвокатом при всех обстоятельствах чести и достоинства, присущих его профессии, кроме того, он должен заботиться об авторитете адвокатуры. М. Винавер отмечал, что укоренить в обществе и в среде самой адвокатуры представление об истинных и особенных ее задачах может только организация, содействующая общему подъему самосознания адвокатуры как целого [6]. К.К. Арсеньев следующим образом определял значение принадлежности к профессиональному сообществу в самосознании адвоката: «Будучи независим, адвокат, тем не менее, должен в каждый момент своей деятельности сознавать, что он не отдельная частица какой-то огромной «совокупности», имеющий с другими адвокатами только однородность заработка, но что он член целого «сословия», целой «корпорации», объединяющей всех ее членов, направляющей их и в то же время охраняющей их честь и достоинство. Адвокат в своей деятельности всегда должен помнить, что за ним стоят не отдельные единицы собратьев по профессии, до которых ему может и не быть никакого дела, а стоит целое сословие, как нечто единое, мощное, достоинство которого он должен оберегать; сословие, которое в лице избранных самими адвокатами Советов располагает достаточной силой заставить каждого из своих членов руководствоваться в своей деятельности и поведении не личными только мотивами своего благополучия и соображениями узкой целесообразности, а соображениями достоинства и чести целого сословия и установленными им правилами и традициями» [13].
Составители судебных уставов 1864 г. выставляли принципом адвокатской деятельности чувство правды, чести и сознания нравственной ответственности перед правительством и обществом [5]. Соответственно, это начало предполагалось в качестве основополагающего в формировании самосознания индивидуального и группового субъекта – каждого адвоката и созданного адвокатского сообщества в целом. В общественном представлении закладывались основы образа адвоката, который в своей деятельности руководствуется далеко не только соображениями меркантильного характера. Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации [8]. Многие выдающиеся представители адвокатуры 1864 г. были известны не только своей профессиональной деятельностью, но и как общественные деятели, литераторы и деятели науки. Это были люди увлеченные, нацеленные на широкую общественную деятельность. Многие из них по своему убеждению оставляли государственную службу, несмотря на перспективы подняться по карьерной лестнице. Таковыми, например, были С.А. Андреевский, В.И. Жуковский. Они, будучи товарищами прокурора Петербургского окружного суда, не пожелали придать делу В. Засулич обвинительный уклон, за что были уволены с госслужбы. Впоследствии С.А. Андреевский и В.И. Жуковский стали известнейшими адвокатами своего времени.
Присяжные поверенные обязаны были в установленных законом случаях вести дела по назначению Советов присяжных поверенных и председателей Судебных Палат, что исполнялось ими беспрекословно. В.Д. Спасович, говоря об осуществлении защиты по назначению суда, полагал, что «это такая же служба, как воинская повинность, а из этого следовал вывод: защита по назначению должна выполняться добросовестно и честно» [18]. Повышенное внимание к моральному облику будущих присяжных поверенных проявлялось еще на этапе принятия в профессиональное сообщество: Совет при рассмотрении кандидатуры должен был не только изучать представленные этим лицом письменные доказательства прав его на принятие в это сословие, но сверх того собирать и необходимые сведения о его нравственных качествах. Исключенные из числа присяжных поверенных лишались права поступать в это звание во всем государстве [21].
В современный период вопросы самосознания адвокатов не потеряли своей актуальности. VIII Всероссийским съездом адвокатов приняты поправки в Кодекс профессиональной этики, направленные на поддержание ценности авторитета адвокатуры. В настоящее время самоопределение включает осознание, выбор и формирование адвокатом собственной системы смыслов, ценностей, мотивов, представлений об окружающем мире и самом себе, а также постановку целей и определение способов их достижения. Экономические факторы влияют на социальное поведение в одних и тех же условиях, но разных людей, при этом они могут и не быть решающими. Их влияние может нивелироваться или изменяться, трансформироваться под воздействием психологических, социально-психологических, морально-этических (нравственных) и многих других факторов. Элементы самоопределения образуют два уровня: устойчивый «ценностно-нравственный стержень» и динамичный, пластичный элемент [9]. Ценностно-нравственный стержень адвоката, на наш взгляд, должен обязательно включать этическую составляющую. Необходимы восприятие и сохранение традиций, принципов, ценностных идеалов, ценностных табу, сложившихся в профессиональном сообществе за его многовековую историю, а также их аккумуляция в самосознании каждого адвоката.
Список литературы Влияние процессов коммерциализации адвокатуры на самосознание каждого адвоката и адвокатского сообщества в целом
- Байрамова А.Н. Правовой анализ адвокатской деятельности как бизнеса или услуг, оказываемых за определенный гонорар//Современное право. 2014. № 9. С. 87.
- Баренбойм П.Д., Буробин В.Н. О путях развития российской Адвокатуры//Адвокат. 2009. № 3. С. 3-13.
- Барщевский М.Ю. Бизнес-адвокатура в США и Германии: учеб. пособ. М.: Белые альвы, 1995.
- Ботнев В.К. О коммерциализации адвокатуры//Проблемы в российском законодательстве. 2011. № 1. С. 208.
- Васьковский Е.В. Организация адвокатуры. Ч. 1. Очерк всеобщей истории адвокатуры. СПб., 1893.
- Винавер М. Очерки об адвокатуре. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1902.
- Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. М.: Гранть, 2002.
- Грудцына Л.Ю. История российской Адвокатуры: краткий обзор//Адвокат. 2006. № 9. С. 13.
- Журавлева А.Л., Купрейченко А.Б. Структура и детерминация экономического самоопределения личности//Человек -наука -гуманизм: к 80-летию со дня рождения академика И.Т. Фролова. М.: Наука, 2009.
- Звездкина Э.Ф. Социальная природа самосознания. Красноярск: Краснояр, 1986.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
- Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: дис.. д-ра юрид. наук. М., 2002.
- Марков А.Н. Правила адвокатской профессии в России. Опыт систематизации постановлений советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики. М.: Типография О.Л. Сомовой, 1913.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.
- Пикар Э. Об адвокате (парадокс). М.: Городец: Добросвет, 2000.
- Поспелов О.В. Формы адвокатских образований: дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.
- Рагулин А.В. Профессиональные права адвоката-защитника в Российской Федерации. Вопросы теории и практики: дис.. д-ра юрид. наук. М., 2014.
- Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова (русские судебные ораторы второй половины XIX -начала XX века). М.: Юрид. лит, 1984.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.
- Уроки истории: 150 лет российской адвокатуре/Федеральная палата адвокатов Российской Федерации. М: Информ-Право, 2014.
- Учреждение судебных установлений. СПб.: Издание юридического книжного склада «Право», 1913.