Влияние программы ООН - Хабитат на практический переход от идеологии массового потребления к устойчивому развитию

Автор: Аргвлиани К.Р.

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Политика

Статья в выпуске: 6, 2024 года.

Бесплатный доступ

Гиперпотребление и производство, присущее городам, увеличивает нагрузку на окружающую среду и провоцирует рост социального неравенства. Учитывая высокие темпы урбанизации по всему миру, требуется выработка единого видения устойчивого развития городов, а также его должный мониторинг. ООН - Хабитат в этой связи является ключевым органом, который может обеспечить переход от ценностей массового потребления к принципам устойчивого развития общества. Цель статьи - показать значимость деятельности организации в этом процессе. Объектом исследования является политика ООН - Хабитат по реализации целей устойчивого развития. Предметом - тенденции урбанизации и различные программы указанной организации. Новизна работы состоит в комплексном подходе к исследованию влияния ООН - Хабитат на трансформацию идеалов общества массового потребления. Путем анализа программных документов и на примере различных направлений деятельности организации показана значимость ООН - Хабитат в трансформации глобального и муниципального взгляда на устойчивое развитие городов в соответствии с принципами качества жизни.

Еще

Урбанизация, общество массового потребления, оон - хабитат, устойчивое развитие, качество жизни, неравенство, городская политика

Короткий адрес: https://sciup.org/149145514

IDR: 149145514   |   DOI: 10.24158/pep.2024.6.7

Текст научной статьи Влияние программы ООН - Хабитат на практический переход от идеологии массового потребления к устойчивому развитию

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ,

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, ,

структуры в 1950-е гг. привел к появлению новых агентств и ведомств, обязанности которых постепенно выходили за рамки лишь технических функций (Gardner, 1972), так как возникла необходимость ответа на экологические угрозы и выработки общемирового курса, сохраняющего ресурсы для будущих поколений1. Позже это стало основой концепции устойчивого развития, которая призвана сбалансировать последствия, вызванные гиперпотреблением.

Послевоенный период характеризовался экономическим ростом, распадом колониальной системы, ускорением процессов глобализации. Быстрые темпы производства и потребления, а также переход к новой экономической модели сформировали общество массового потребления, паттерны поведения которого в том числе негативно сказались на окружающей среде.

О феномене потребления и влиянии, которое он оказывает на общественно-политические процессы, ученые рассуждали еще в ХIХ в. В частности, этот аспект подробно исследуется в работах марксистов. Карл Маркс упоминал, что следствием капиталистических отношений становится так называемый процесс «отчуждения», влияющий не только на наемного рабочего, но также и на самого капиталиста. Все сферы жизни, в том числе и общественная, и культурная, сводятся лишь к стремлению получить еще большую прибыль (Маркс, 2023: 122–138), из-за чего происходит навязанное обществу стремление потреблять все больше и больше.

Однако события ХХ в. преобразовали и саму суть этого действия. Как отмечает немецкий философ и социолог Эрих Фромм, еще в ХIХ в. человек, совершая покупку, пытался сохранить приобретенное как можно дольше, а не избавиться от него в обмен на новое (Фромм, 2012: 105– 111). Фактически потребление в ХХ в. стало культом. Ученый выделил три принципа, которыми руководствуется человек в индустриальном обществе: приобретать, владеть и извлекать прибыль (Фромм, 2012).

Французский философ Жан Бодрийяр говорит о том, что люди окружены предметами и именно с ними «общаются» большую часть времени (Бодрийяр, 2021: 8–33), и если в период прошлых цивилизаций произведенное человечеством проживало многие столетия, то сейчас мы наблюдаем быстроту устаревания любого предмета, несмотря на то, что по своим качественным характеристикам он может и не измениться (Бодрийяр, 2021: 32–40).

Суть состоит в том, что постоянно искусственно создается либо новая потребность, либо продукт, который является более усовершенствованным, чем предыдущий. Традиционное взаимодействие между потребностью и ее удовлетворением меняется: обещание и ожидание получения нового продукта предшествуют зачастую возникновению самой необходимости в нем.

Таким образом, стимулирование потребления интенсифицирует и само производство. Получается своеобразный замкнутый круг, в котором для того, чтобы люди потребляли, изобретаются новые устройства и функции, свойства товаров, что порождает нерациональное использование ресурсов и увеличивает объем отходов.

ООН выделила проблемы перехода к устойчивым моделям производства и потребления в отдельный трек. Именно этому посвящена цель устойчивого развития номер 122, курируемая такими подразделениями ООН, как, например, Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и ее подразделения, Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т.д.

Однако не только вышеупомянутые структуры влияют на политику в области производства и потребления. Большое значение в этом отношении имеет и Программа ООН по населенным пунктам (ООН – Хабитат), занимающаяся устойчивым развитием городов. С одной стороны, уровень потребления выше именно среди жителей крупных населенных пунктов, а с другой – урбанизация представляет собой глобальный процесс, который хоть и с разной степенью интенсивности, но охватывает все страны мира, обостряя вопросы городского развития.

Перед органами муниципального управления возникает непростая задача оперативного реагирования на социальные вызовы и природные катаклизмы, при этом эффективное решение проблем города часто либо сталкивается с бюрократическими препонами, либо становится невозможным вследствие создания видимости осуществляемой деятельности, когда изменения существуют только на бумаге, но не в реальности (Проблемы совершенствования государственного управления в условиях глобальных климатических изменений …, 2022). Поэтому необходимы эффективные системы мониторинга, в том числе и со стороны таких глобальных организаций, как ООН и ее подразделения.

Стремление населения к миграции в города понятно, так как там, в отличие от сельских поселений, существует больше вакансий, образование и медицинские услуги доступнее. Приток населения в города, как правило, сопровождается и экономическим ростом, технологическим прогрессом и улучшением инфраструктуры (Буланикян, 2021), но в то же время порождает множество экологических и социально-политических проблем.

По данным ООН – Хабитат, доля городского населения удвоилась с 25 % в 1950 г. до примерно 50 % в 2020 г.1; по прогнозам, в течение следующих 50 лет она будет медленно увеличиваться до 58 %2. Кроме того, имеющиеся данные показывают, что в период с 2020 по 2070 гг. число городов в странах с низким уровнем дохода вырастет гораздо больше, чем в остальном мире – на 76 % по сравнению с 6 % в странах с уровнем дохода выше среднего3.

Подобные тенденции вызывают обеспокоенность со стороны как политиков и муниципальных управленцев, так и научного сообщества. Бесконтрольная урбанизация может снизить качество жизни населения, поскольку она усугубляет эксплуатацию, социально-экономическое и гендерное неравенство, а также увеличивает нагрузку на окружающую среду.

Рост урбанизации также провоцирует гиперпотребление и производство. ООН указывает, что на города приходится примерно 60–80 % мирового расходования электроэнергии4.

Наплыв населения в города требует и увеличения объемов жилищного фонда.

Хаотичная урбанизация и отсутствие грамотной городской политики управления часто приводит к тому, что памятники, имеющие историческое и культурное значение, разрушаются или подвергаются сносу, а лесопарковые зоны вырубаются в интересах застройщиков.

При этом сфера строительства занимает одно из лидирующих мест по выбросам углекислого газа в атмосферу – на нее приходится 37 % от его общемирового количества5.

Также наращивание объемов строительства не означает его доступности и часто сопровождается разрастанием незаконных построек или трущоб, в которых проживает примерно 1,1 млрд чел.6 Население подобных районов может стать «невидимым» для местных властей, что фактически делает граждан бесправными и лишает возможности получения социально-экономической помощи от государства (подобное можно наблюдать на примере Индии, Бразилии и в странах Африки южнее Сахары).

Другим острым вопросом урбанизации становится продовольственная безопасность. Разрыв в доходах, а также изменение паттернов потребления в связи с переменой образа жизни могут сказываться на доступности рациона здорового питания. В то время как одни слои городского населения недоедают, объем пищевых отходов в розничной торговле и потреблении в целом находится на уровне примерно 17 % в год7.

Таким образом, становится очевидным, что изменение паттернов потребления внутри городов при стремительных темпах урбанизации является одной из ключевых задач для реализации целей устойчивого развития.

Но потребление в городах относится не только к конкретным товарам или услугам. А.П. Бандурин указывает на то, что существует особый вид социально-пространственного потребления, который выражается в необходимости эстетического созерцания красоты, которое было бы способно отвлекать от обыденности городского пейзажа, а также бы выражалось в этическом использовании окружающей природной среды (Бандурин, 2014). Городское планирование и благоустройство, а также необходимость сохранения культурного многообразия и наследия – тоже часть политики в области потребления.

На конференции Хабитат-III, которая проходила в Кито в 2016 г., был принят документ «Новая городская повестка дня»8. В нем были обозначены приоритетные меры для реализации устойчивого развития города. В первую очередь документ дает определение 4 составляющим устойчивости: социальной, экономической, экологической и пространственной, которые наряду с поставленными задачами для реализации цели устойчивого развития № 11 (устойчивые города и населенные пункты) находят свое отражение в проектах, реализуемых ООН – Хабитат.

Социальный аспект документа предполагает искоренение любого вида дискриминации и неравенства путем инклюзивности, учета возрастных и гендерных особенностей при городском планировании и проектировании, работе с молодежью, вовлечении граждан в принятие решений, сохранение культурного многообразия. Экономический – затрагивает темы обеспечения граждан рабочими местами и вопросы честной конкуренции. Экологическая устойчивость определяется биоразнообразием и защитой экосистем, а также адаптацией городов к климатическим изменениям и обеспечением их стрессоустойчивости перед лицом катаклизмов. Пространственная составляющая данного направления развития заключается в контроле над быстрым и хаотичным разрастанием городов и уровнем плотности населения.

Особенность рассматриваемого документа, как и предшествующей ему конференции, состоит в стремлении ООН – Хабитат привлечь как можно больше заинтересованных сторон и организаций, а не ограничиться лишь государствами-членами (Birch, 2017). Этот очень важный аспект расширяет возможности инициативных групп на местах получить поддержку от ООН, а для самой организации – заручиться доверием со стороны населения. Сами сотрудники ООН – Хабитат указывали на то, что зачастую завоевать доверие местного населения им удается лишь при обширной подготовительной работе местных некоммерческих организаций1.

Стратегический план на 2020–2023 гг. обозначает сотрудничество с гражданским обществом, молодежными движениями и инициативными организациями как отдельное направление деятельности ООН – Хабитат2. Оно находит отражение в таких проектах, как разработка и запуск мобильного приложения «Города в действии» (Cities in Action), используя которое любой желающий может внести свой вклад в устойчивое развитие. Также можно отметить международные инициативы, как, например, International Zero Waste Day, в рамках которого ООН – Хабитат и местные активисты проводят мероприятия, посвященные теме сокращения отходов.

Однако в своей деятельности эта организация не может опираться лишь на представителей общественности, ключевой для нее остается работа с национальными государствами, а также муниципальными правительствами, особенно по вопросам жилищной политики и городского планирования.

В этой связи ООН – Хабитат продвигает программу национальной городской политики. Ее суть заключается в принятии комплекса согласованных мер по распределению задач и обязанностей между всеми уровнями управления. Непосредственный вклад ООН – Хабитат в этот процесс состоит в аналитической деятельности и разработке стратегий и документации для реализации успешной городской политики с учетом глобальных тенденций. Так, например, организация предложила новую стратегию городского развития для Либерии, после того как была осуществлена диагностика специфики принятия решений в области муниципального управления, а также тенденций разрастания городов. Временной спектр работ определяется периодом с 2015 по 2026 гг. На данный момент прошли 2 фазы, которые состояли в оценке возможности перемен и диагностике механизмов городского управления. По результатам этой аналитической работы был предложен ряд мер, среди которых децентрализация принятия решений в области урбанизации, экономическое развитие, а также упрочение связи между городом и сельскими территориями3.

Подобные программы реализовывались и в ряде других стран, например, в Азербайджане, Египте, Иране, Нигере, Камбодже, Нигерии, Мозамбике и др. Там удалось провести модернизацию городской политики в соответствии с национальными особенностями и при учете цели устойчивого развития № 114; несмотря на то, что прогресс разнился от страны к стране, в глобальном отношении это существенный шаг вперед.

ООН – Хабитат регулярно разрабатывает рекомендации для внедрения в политику национального городского управления, принимая во внимание вызовы, которые проявляются в обществе в связи с урбанизацией. Сюда можно отнести рекомендации по созданию общественных зон и пространств или, например, методику трансформирования пищевой отрасли в соответствии с принципами устойчивого развития.

Здесь возникает присущая и другим подразделения ООН проблема: предложения ООН – Хабитат носят лишь рекомендательный характер и могут быть проигнорированы национальными государствами. Кроме того, не всегда данные статистических показателей, предоставля- емые той или иной страной, прозрачны и отражают объективную картину. Эта сложная проблема не может быть решена без вовлечения местного населения. На наш взгляд, ООН – Хабитат следует более комплексно подходить к работе с национальными и муниципальными правительствами и не исключать из формулы сотрудничество с негосударственным сектором. Важным направлением повышения эффективности работы является более активная просветительская деятельность о необходимости принятия реформ и критериях устойчивой урбанизации среди местного населения. Подобная деятельность должна носить системный характер и охватывать не только онлайн-пространство, но и реализовываться офлайн, так как не все имеют равный доступ к технологиям.

Взаимодействие с локальным академическим сообществом и социальными организациями, которым доверяет местное население, должно быть усилено, так как оно демонстрирует позитивную тенденцию, что можно наблюдать на примере ряда стран, например, в Бразилии1.

Кроме того, осуществление независимого, альтернативного мониторинга может способствовать созданию более объективной картины о характере и последствиях проводимых изменений. Содействие совершенствованию муниципального управления и работа с населением и негосударственными акторами должны осуществляться независимо друг от друга, но в то же время иметь общую цель и направленность. И, хотя ООН – Хабитат говорит о важности вовлеченности негосударственного сектора, например, в «Руководстве по разработке национальной городской политики»2, но не конкретизирует, как именно. На наш взгляд, здесь должны быть выработаны более четкие механизмы.

Тем не менее через сотрудничество с национальными государствами с целью корректировки политики управления городами, а также взаимодействия с различными инициативными группами и активистами ООН – Хабитат удается воплощать в жизнь принципы устойчивого развития и влиять на негативные аспекты, связанные с урбанизацией. На основании рассмотренных выше материалов можно утверждать, что ООН – Хабитат вносит существенный практический вклад в изменение подходов к потреблению в городах, а также в процесс перехода к устойчивому обществу. Путем пропагандирования инклюзивного и безопасного городского развития, а также поощрения успешных местных практик организации удается влиять на глобальные перспективы развития урбопространства.

В 2024 г. ООН – Хабитат выступила с Инициативой повышения качества жизни3, согласно которой при оценке ситуации в городах не должны быть использованы лишь количественные показатели, требуется изменение всей парадигмы и внедрение в нее тех процессов, которые действительно принесут пользу людям.

Стоит отметить, что это ставит очень серьезную задачу перед организацией – создание единого понятийного аппарата и критериев индексирования. Как показывают рассмотренные нами данные, темпы и характер урбанизации будут разниться между развитыми и развивающимися странами, а значит, понимание качества жизни среди населения также будет оцениваться дифференцированно. И в выработке индексов, на наш взгляд, важнее будет сконцентрироваться именно на субъективных показателях, особенно с учетом локального и культурного контекста. Здесь требуется большая аналитическая и практическая работа, однако провозглашение важности принципов качества жизни является неотъемлемой частью будущего устойчивого развития городов.

Список литературы Влияние программы ООН - Хабитат на практический переход от идеологии массового потребления к устойчивому развитию

  • Бандурин А.П. Социально-экологическая регуляция пространственного потребления в условиях повседневных коммуникаций современного города // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 7. С. 244-249. EDN: SNKWPB
  • Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2021. 384 с.
  • Буланикян В. Влияние урбанизации на процессы социального развития // Амберд Бюллетень. 2021. № 5 (12). С. 31-37. DOI: 10.52174/2579-2989_2021_5_31 EDN: RZVVRU
  • Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. М., 2023. 224 с.
  • Проблемы совершенствования государственного управления в условиях глобальных климатических изменений / М.Н. Кулапов [и др.] // Развитие территорий. 2022. № 1 (27). С. 41-50. DOI: 10.32324/2412-8945-2022-1-41-50 EDN: QRIJCI
  • Фромм Э. Иметь или быть? М., 2012. 270 с. EDN: QXDPRF
  • Birch E.L. Inclusion and Innovation: The Many Forms of Stakeholder Engagement in Habitat III // Cityscape. 2017. Vol. 19, iss. 2. Р. 45-52.
  • Gardner R.N. The Role of the UN in Environmental Problems // International Organization. 1972. Vol. 26, iss. 2. Р. 237-254. DOI: 10.1017/s0020818300003313
Статья научная