Влияние психотравм на гендерные особенности идентификационного поведения в чеченском обществе
Автор: Курбанова Лида Увайсовна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социологические науки
Статья в выпуске: 2, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье автором анализируются материалы психологической службы при Республиканской общественной организации «Женское достоинство», созданной в 2001 г. в целях гуманитарной, психологической, медицинской помощи пострадавшим из-за тяжелых последствий военных событий 1999-2000 гг. на территории Чеченской Республики. Выявлены гендерные особенности в характере жалоб-обращений в консультацию, специфика реакций на психотравмирующие события и факты, стратегия и тактика идентификационного поведения.
Чеченская республика, социологическое исследование, психологическая травма, психологическая консультация, саморефлексия, гендерная идентичность, этнокультурные стереотипы, идентификационное поведение
Короткий адрес: https://sciup.org/14934172
IDR: 14934172
Текст научной статьи Влияние психотравм на гендерные особенности идентификационного поведения в чеченском обществе
Одним из эффективных способов выявления самоидентификации личности в ее этнокультурном, религиозном, гендерном измерениях является глубинное интервью в виде психологической консультации. Автор убежден, что психологическая консультация, являясь важнейшей методической процедурой социальной психологии, может быть использована в инструментарии методик, активно применяемых в практике социологических исследований. Эмпирической базой данного исследования некоторых аспектов гендерной идентичности послужили материалы психологических консультаций, проводившихся с населением Чеченской Республики с июня 2009 по июнь 2010 г. [1].
Учитывая, что практически все клиенты консультаций – это люди, психологически травмированные военными событиями или трудностями социально-экономического и правового характера в послевоенной жизни, конкретные материалы психологических консультаций можно рассматривать как свидетельство социально-психологического состояния и социального самочувствия чеченского общества в современных условиях.
В ходе исследовании были реализованы следующие задачи:
Во-первых, выявление гендерных различий в реакциях на деструктивный ряд политических, социальных, экономических практик, связанных с тяжелыми последствиями социальнополитического кризиса. Исходя из методологического принципа дифференциации гендерных реакций на события реальности, мы полагали: мужчины более стойко должны психологически переносить моральные, материальные, физические лишения, нежели женщины.
Во-вторых, определение субъективной оценки своего положения мужчиной и женщиной, выявление внутренних ресурсов, способствующих возможности выхода из психологической депрессии. Предполагалось, что, исходя из стереотипов маскулинного и фемининного поведения в традиционной культуре чеченцев, мужчина быстрее должен определить стратегии своей дальнейшей жизни: справиться с потерей родных и близких, попытаться реализовать себя в возможных вариантах трудовой деятельности, быстрее выйти из депрессивного состояния, чем женщины. Ожидалось, что уязвимость по всем этим параметрам у женщин выше - она слабее, беспомощнее, эмоциональнее. Также мы учи- тывали, что ей будет присуща роль страдалицы, ушедшей в свое горе, что востребовано в этических приоритетах образа женщины чеченской культуры.
В-третьих, вычленение и ранжирование всех представленных жалоб из общего количества консультаций, дифференциация их по половому признаку, с целью узнать, какая проблема является доминирующей по числу заявленных жалоб и детерминированы ли жалобы по признаку пола. Мы предполагали, что гендерная иерархия мужчина/женщина, установленная в патриархатной культуре и отраженная в гендерных стереотипах мужчины и женщины, выявит, в ходе консультаций, на психологическом уровне (когда клиент находиться в состоянии психологического угнетения и депрессии), отрицательную реакцию мужчин и женщин на свою привычную этнокультурную идентичность и наметит новые формы своей половой реализации в меняющемся мире. Выдвигая гипотезы исследования, мы исходили также из предположения, что изменения, ориентация, жизненные стратегии могут зависеть от возраста клиента.
По данным психологической службы за период с июня 2009 по июнь 2010 г. за психологической консультацией обратились 425 человек, из них 83 % – женщины, 27 % – мужчины. С обратившимися было проведено 1 687 приемов-консультаций. Надо иметь в виду, что в психологическую консультацию обращается незначительная часть населения: во-первых, недостаточно развита культура психологического обслуживания населения, во-вторых, ментальные особенности культуры чеченцев не предусматривают варианта обращения по сугубо личному вопросу в официальные учреждения. К тому же религиозное самосознание, столь распространенное в чеченском обществе, призвано убедить человека, в том, что глубокая вера поможет справиться со всеми жизненными проблемами. Безусловно, культурные, религиозные, этнические, идеологические установки клиентов, как мужчин, так и женщин, во многом определили их психологическую реакцию на драму войны и ее последствий, но эти индикаторы были не единственными.
Возрастной состав клиентов, наиболее часто обращающихся за консультацией, – это люди от 35 до 55 лет, они составили 63,6 % от общего числа консультированных в течение года. 23 % составили молодые люди 18-34 лет. Остальные – это совсем юные клиенты, или люди старше 55 лет. В рамках обозначенных задач, мы предполагали выявить гендерные различия при восприятии социальных, материальных, физических и психологических проблем, связанных с послевоенной ситуацией на территории Чеченской Республики. Обращения систематизировались по полу, возрасту, заявленной проблеме (каждая заявленная жалоба и событие имеют свои коды).
Доминирующая жалоба среди женщин - это проблемы в семье, связанные с замужеством: насилие, развод, отделение от семьи члена семьи, так или иначе обусловленных напряженной ситуацией в республике. Такого рода жалобы составили 23,5 %. Возраст обратившихся находится в интервале 21-48 лет.
Надо отметить, проблемы внутри семьи часто спровоцированы мужем или родственниками мужа (клевета, издевательства, шантаж детьми), женщина практически во всех случаях оказывается в роли жертвы. Если женщины возвращаются в дом родителей, контроль со стороны братьев и отца не менее жесткий, но теперь она без детей, без статуса замужней женщины и с тем же набором унижений. Этот контингент женщин самый сложный: занижена самооценка («нормальная женщина уживается в замужестве»), испытывает молчаливый упрек детей, оставшихся без матери, подогреваемый общественным мнением («могла бы ради нас потерпеть»), клевета оформляется в стереотип «нет дыма без огня». Реакция женщин с такими проблемами выражается в форме крайнего психологического угнетения. Часто женщина в своих проблемах винит только себя. Проецирование негативных реакций в форме агрессии, гнева, ненависти направлены не на конкретного виновника в ее судьбе, а на саму себя.
У обратившихся мужчин доминирующей проблемой была потеря родных и близких в ходе военных действий, она составила 40 %, в то время как среди опрошенных женщин эта проблема стояла на третьем месте – 12 %. На втором месте по количеству заявленных жалоб у женщин стояли проблемы, связанные с тревожностью, проблема с бессонницей, чувство страха, избегания людей, проблемы с памятью, но это состояние в ходе консультации выявлялось как следствии глубокого личного, семейного потрясения или как реакция на тяжелое материальное положение в семье (19 %). Надо отметить, что с «проблемой социального функционирования» как неумения постоять за себя, с жалобами на переживаемые чувства одиночества, изоляции от родных и друзей обратились 11 % женщин, тогда как ни один мужчина с такой проблемой в консультацию не обратился. Проблемы, связанные с настроением у женщин, – 9,4 %, у мужчин – 17 %, (это состояние, характеризующееся плачем, длительной грустью, суицидальными настроениями, чувством стыда, отсутствием перспектив в будущем, апатия. У женщин проблемы с поведением (агрессия, частые конфликты, неспо-койность, утрата морали, потеря контроля над эмоциями) отметили 8%, у мужчин – 8,4%. В целом распространенность проблем-жалоб, связанных с настроением и поведением, у мужчин выше, чем у женщин – 25 % и 17 % соответственно. Проблемы, связанные с материальными трудностями, беспокоят 17 % мужчин, женщин с такими проблемами обратилось 11 %. Плохое здоровье и проблемы возраста тревожат 6 % женщин и 8,4 % мужчин.
Определенным результатом эмпирического анализа гендерных различий в реакциях на проблемы экономического, материального, психологического, физического состояния клиентов является - 78 - вывод о том, что практически во всех случаях женщин раздражает свое безволие, неумение постоять за себя не только в ситуациях домашнего насилия, но и перед житейскими трудностями, отсутствует четко осознанные стратегии поведения. «Я знаю, что надо меняться, найти в себе силы, но не знаю как», – такое определение своего состояния очень распространено среди женщин.
У мужчин ранжирование заявленных жалоб показало, что основная доминирующая проблема-жалоба – это пропавшие родственники в ходе военных действий. Косвенно и у женщин эта проблема выходит как практически основная, ибо в ходе консультаций выяснилось, что чувство постоянной тревоги у женщин – это реакция на боязнь потерять родных у тех, кто уже испытал трагедию смерти родных и близких в ходе военных действий или пропажи, особенно в случаях задержания силовыми структурами и последующего бесследного исчезновения (в основном это касается молодых людей). Гендерная дифференциация здесь прослеживается следующим образом. У мужчин жестче выражена реакция на данные события. Она «адресная» – против власти, военных структур, чувство обо-зленности на свою беспомощность. Такое состояние сопровождается суицидальными настроениями. Он стыдиться своего бесправия, он унижен перед семьей, он не может защитить сыновей, накормить семью, у него нет работы, он считает, что он потерял себя как мужчина. Чувство безысходности у мужчин заявлено сильнее, чем у женщин. Стратегия поведения колеблется между решениями «отомстить» или «уехать». Женщины в большинстве своем направляют реакцию не конкретно на нарушителей прав, а ропщут в целом на судьбу, на свою женскую долю, на обреченное положение, на то, что она женщина и уже поэтому бессильна. Даже при анализе проблемы откровенного домашнего насилия, мы обнаружили ее крайне заниженную самооценку. Женщина скорее готова обвинить себя за возможность насилия над собой, выдвигая в качестве аргументов против себя собственное неумение договориться с мужем и его родными.
Таким образом, анализ жалоб клиентов психологических консультаций показал, что этнокультурная составляющая гендерной идентичности личности в чеченском обществе оказывается доминирующей. Она проявляется в нормативных установках мужчин и женщин, на все события общественной и личной жизни. Саморефлексия у женщин выражена сильнее, мужчины больше склонны видеть причину своего депрессивного состояния в конкретном событии, и стратегии выхода из такого состояния у мужчин определены четче, чем у женщин.
Примечание:
Note:
1. Служба работает на базе Республиканской общественной организации «Женское достоинство». Организация создана в 2001 г. в целях гуманитарной, психологической, медицинской помощи женщинам, пострадавшим из-за тяжелых последствий военных событий 1999-2000 гг. на территории Чеченской Республики. Сегодня психологическая консультация работает со всеми слоями населения.
1. The service operates on the basis of the Republican Public Organization “Women's dignity”. The organization was founded in 2001 for the humanitarian, psychological and medical assistance to women which became victims of the severe consequences of the military events of 1999-2000 in the Chechen Republic. Today, psychological counseling is working with all sectors of the population.
Список литературы Влияние психотравм на гендерные особенности идентификационного поведения в чеченском обществе
- Служба работает на базе Республиканской общественной организации «Женское достоинство». Организация создана в 2001 г. в целях гуманитарной, психологической, медицинской помощи женщинам, пострадавшим из-за тяжелых последствий военных событий 1999-2000 гг. на территории Чеченской Республики. Сегодня психологическая консультация работает со всеми слоями населения.