Влияние режима фракционирования дозы адъювантной лучевой терапии на косметические результаты у больных раком молочной железы после реконструктивно-пластических операций с одномоментной установкой эндопротеза
Автор: Брянцева Ж.В., Новиков С.Н., Ульрих Д.Г., Криворотько П.В., Акулова И.А., Яганова Т.С., Табагуа Т.Т., Зернов К.Ю., Беляев А.М.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Клинические исследования
Статья в выпуске: 6 т.23, 2024 года.
Бесплатный доступ
Доказательная база безопасности использования режима гипофракционирования (ГФ) у больных раком молочной железы (РМЖ) после реконструктивно-пластических операций (РПО) с одномоментной установкой эндопротезов ограничена. Цель исследования - ретроспективный анализ хирургического лечения больных РМЖ с использованием РПО и послеоперационной лучевой терапии (ЛТ) в режимах классического (КФ) и умеренного гипофракционирования (ГФ) дозы. Материал и методы. Выполнен ретроспективный анализ результатов лечения 219 больных РМЖ, которым проведено комбинированное лечение, включающее в себя РПО в объеме мастэктомии с одномоментной установкой тканевого экспандера или постоянного имплантата, и послеоперационная ЛТ. Все больные были разделены на две группы в соответствии с режимом фракционирования: классического 22-25 фракций с РОД 2 Гр (n=97) и умеренного гипофракционирования 15-16 сеансов с РОД 2,66-2,7 Гр (n=122). У всех больных выполнен анализ частоты возникновения реконструктивных неудач (РН), капсулярных контрактур (КК) III или IV степени по Бейкеру.
Рак молочной железы, лучевая терапия, гипофракционирование, реконструкция молочной железы, капсулярная контрактура, реконструктивная неудача
Короткий адрес: https://sciup.org/140308734
IDR: 140308734 | DOI: 10.21294/1814-4861-2024-23-6-22-31
Текст научной статьи Влияние режима фракционирования дозы адъювантной лучевой терапии на косметические результаты у больных раком молочной железы после реконструктивно-пластических операций с одномоментной установкой эндопротеза
На протяжении последних десятилетий отмечается отчетливая тенденция к увеличению количества мастэктомий в сочетании с реконструктивно-пластическими операциями (РПО) у больных раком молочной железы (РМЖ), в том числе у пациенток с новообразованиями больше 5 см и/ или с поражением регионарных лимфоузлов [1]. Результаты проспективных рандомизированных исследований и данные метаанализов указывают на настоятельную необходимость проведения адъювантной лучевой терапии (ЛТ) у этой категории больных [2, 3]. Следует отметить, что проведение ЛТ после РПО приводит к существенному ухудшению косметических результатов: увеличению частоты капсулярных контрактур, особенно при ЛТ после установки постоянного имплантата, и повышению частоты реконструктивных неудач, в первую очередь при облучении после установки экспандера [4–6]. В связи с этим в последние годы предпринимаются активные попытки снижения нежелательных косметических последствий адъювантной лучевой терапии после РПО, в частности, предлагаются новые принципы планирования необходимых объемов облучения [7].
В настоящее время происходят существенные изменения в стандартах лучевого лечения больных РМЖ, в частности, на смену режимам «классического фракционирования дозы» (облучение с разовой дозой 2 Гр до 46–50 Гр) приходят режимы умеренного и ультрагипофракционирования с разовой дозой от 2,66 до 5,2 Гр [8, 9]. В литературе имеются указания на то, что данные режимы подведения дозы могут ассоциироваться с увеличением частоты возникновения постлучевых фиброзов, отеков и индурации молочной железы [10, 11]. К сожалению, влияние указанных режимов облучения на риск возникновения нежелательных косметических эффектов после выполнения РПО с последующей лучевой терапией исследовано недостаточно [11–13].
По этой причине целью исследования явился ретроспективный анализ частоты осложнений после РПО и послеоперационной лучевой терапии в режиме классического фракционирования дозы или при использовании режимов умеренного гипофракционирования.
Материал и методы
Выполнен ретроспективный анализ результатов лечения 259 больных РМЖ, проходивших облучение в НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова МЗ РФ с 2015 по 2022 г. Всем пациенткам выполнено хирургическое лечение в объеме мастэктомии с одномоментной реконструкцией молочной железы тканевым экспандером или постоянным имплантатом. После завершения хирургического этапа лечения всем больным проводилась послеоперационная лучевая терапия на область мягких тканей передней грудной клетки и зон регионарного лимфооттока. Больные были разделены на две группы в соответствии с режимом фракционирования дозы. В группу классического фракционирования дозы с разовой очаговой дозой (РОД) 2 Гр и проведением 22–25 фракций облучения включены 128 пациенток. Облучение в режиме гипофракционирования с РОД 2,66–2,7 Гр и 15–16 фракциями лучевой терапии проводилось 131 женщине.
Ранее в январе 2023 г. нами выполнен анализ косметических результатов, полученных у больных РМЖ, которым после РПО с одномоментной установкой эндопротезов проводилась или не проводилась ЛТ. Результаты работы опубликованы в 2024 г., где подробно описана методика сбора и оценки информации [4]. В соответствии с предыдущим опытом в апреле 2024 г. сотрудниками колцентра НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова проведен телефонный опрос 259 больных. В список обязательных входили вопросы об удовлетворенности женщин результатами проведенного лечения, в том числе косметическими результатами. Также выполнен анализ медицинских данных из информационной системы ВИСТА, в которую с 2015 г. вносится вся информация об амбулаторном или стационарном обследовании, лечении и наблюдении за больными в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова. В финальный анализ включены пациентки, которые дали ответы при телефонном опросе, больные, у которых зафиксировано осложнение проведенного лечения (реконструктивная неудача, капсулярная контрактура), и женщины, о которых в течение последних 12 мес имелась информация в медицинской информационной системе ВИСТА.
В режиме классического фракционирования дозы облучение проводилось в 128 наблюдениях. В 31 случае пациентки в течение последних 12 мес не проходили контрольных осмотров в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова и не отвечали на телефонные звонки, поэтому были исключены из анализируемой группы. Таким образом, по данным электронной информационной системы ВИСТА и результатам телефонного опроса оказалось возможным оценить косметические результаты лечения у 97 больных РМЖ: у 55 – после мастэктомии с одномоментной установкой тканевого экспандера и у 42 – после установки постоянного имплантата. Сроки наблюдения в этой группе варьировали от 37 до 138 мес, медиана – 61 [54; 74] мес. Возраст пациенток на момент хирургического лечения находился в интервале 22–65 лет, медиана – 42 [36; 48] года. Большинство пациенток этой группы имели IIb – 51,5 % и IIIa–IIIc – 25,8 % стадии РМЖ. Преобладающее число женщин получили химиотерапевтическое лечение в неоадъювантном и/или в адъювантном режиме – 68 и 61,9 % случаев соответственно. Адъювантная дистанционная ЛТ начиналась в сроки от 1 до 7 мес (медиана – 3 мес [2; 4]) после завершения хирургического или химиотерапевтического этапов лечения. Подведенная суммарная очаговая доза (СОД) на область мягких тканей передней грудной стенки и зон регионарного метастазирования составила 44–50 Гр. Лучевое лечение проводилось на линейных ускорителях по стандартной методике 3D-конформной лучевой терапии с помощью тангенциальных полей. Задняя (глубокая) граница тангенциального поля во всех случаях располагалась по переднему краю грудной мышцы или глубже.
Послеоперационная ЛТ в режиме гипофракционирования дозы выполнена у 131 пациентки. В этой группе удалось провести оценку косметических результатов лечения у 122 больных. Сроки наблюдения составили 13–49 мес, медиана – 34 [29; 40] мес. Девять больных были исключены из анализа, так как в течение последних 12 мес они не обращались в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова и не ответили на телефонный опрос. У 122 пациенток, включенных в анализ, лучевая терапия после реконструктивных операций с установкой тканевого экспандера и постоянного имплантата выполнялись в 41 и 81 случае соответственно. Возраст пациенток находился в интервале от 24 до 62 лет, медиана – 43 года [38; 47]. В этой группе 74,6 % больных имели IIa–IIIa стадии РМЖ. Неоадъювантная системная терапия проводилась у 79 (64,8 %) больных. Адъювантная химиотерапия выполнялась у 56 (45,9 %), адьювантная гормонотерапия – у 91 (74,6 %) пациентки. Лучевое лечение осуществлялось через 1–10 мес (медиана – 2 [2; 4] мес) после хирургического или химиотерапевтического лечения. Облучение мягких тканей передней грудной стенки и зон регионарного метастазирования проводилось с РОД 2,66–2,77 Гр за 15–16 фракций. Подведенная эквивалентная СОД (EQD α/β-4; с учетом показателя α/β для опухолей молочной железы – 4) на область мягких тканей передней грудной стенки и зон регионарного метастазирования составила 44–47 Гр. Методика лучевой терапии была аналогична методике облучения при стандартном фракционировании дозы.
Таким образом, в финальный анализ были включены 219 пациенток, которые дали ответы при телефонном опросе или у которых зафиксировано осложнение проведенного лечения. Подробные характеристики больных обеих групп представлены в табл. 1.
Основные принципы оценки осложнений проведения лучевой терапии у пациенток после РПО с одномоментной установкой эндопротезов были представлены нами ранее [4]. Частота развития капсулярной контрактуры оценивалась нами согласно четырехступенной классификации Baker, где I и II степень оценивались как клинически не значимые, так как визуальных изменений реконструированной молочной жизни не наблюдалось. Учитывались только III и IV степени, так как они являются клинически значимыми и в большинстве случаев служат причиной жалоб со стороны женщин и являются показанием для хирургической коррекции осложнения.
Принимая во внимание, что в значительной степени частота осложнений оценивалась по данным информационной системы и по результатам телефонного опроса в качестве реконструктивной неудачи, мы, в первую очередь, рассматривали случаи, когда потребовалась хирургическая коррекция осложнений, возникших после завершения лучевой терапии.
Для сравнения категориальных переменных использовался критерий χ2 или точный критерий
Клинико-демографические характеристики пациентокClinical and demographic characteristics of patients
Таблица 1/table 1
Режим классического |
Режим умеренного |
|
Параметры/Parameteres |
фракционирования дозы/ Conventional fractionated RT (n=97) |
гипофракционирования дозы/ Hypofractionated RT (n=122) |
Стадия заболевания/Stage of the disease
Ia |
4 (4,1 %) |
2 (1,6 %) |
Ib |
– |
3 (2,5 %) |
IIa |
17 (17,5 %) |
27 (22,1 %) |
IIb |
50 (51,6 %) |
36 (29,5 %) |
IIIa |
16 (16,5 %) |
28 (23,0 %) |
IIIb |
3 (3,1 %) |
8 (6,6 %) |
IIIc |
6 (6,2 %) |
16 (13,1 %) |
IV |
1 (1,0 %) |
2 (1,6 %) |
Подтип опухоли/Tumor subtype |
||
Люминальный А/Luminal A |
33 (34,0 %) |
28 (23,0 %) |
Люминальный В/Luminal B |
38 (39,2 %) |
48 (39,3 %) |
Люминальный В HER2+/ |
||
Luminal B HER2+ |
11 (11,3 %) |
14 (11,5 %) |
Трижды негативный/Triple negative |
11 (11,3 %) |
26 (21,3 %) |
HER2+/HER2+ |
4 (4,2 %) |
6 (4,9 %) |
Системное лечение/Systemic treatment |
||
Да/Yes |
66 (68,0 %) |
79 (64,8 %) |
НАПХТ/NAPCT |
||
Нет/No |
31 (32,0 %) |
43 (35,2 %) |
Да/Yes |
1 (1,0 %) |
1 (0,8 %) |
НАГТ/NHT |
||
Нет/No |
96 (99,0 %) |
121 (99,2 %) |
АПХТ/APCT Да/Yes |
60 (61,9 %) |
56 (45,9 %) |
Нет/No |
37 (38,1 %) |
66 (54,1 %) |
Да/Yes ATT/ATT |
6 (6,2 %) |
17 (13,9 %) |
Нет/No |
91 (93,8 %) |
105 (86,1 %) |
Да/Yes АГТ/AHT |
83 (85,6 %) |
91 (74,6 %) |
Нет/No |
14 (14,4 %) |
31 (25,4 %) |
Установленный эндопротез/Installed endoprosthesis |
||
Тканевый экспандер/Tissue expander |
55 (56,7 %) |
41 (33,6 %) |
Постоянный имплантат/Permanent implant |
42 (43,3 %) |
81 (66,4 %) |
Список литературы Влияние режима фракционирования дозы адъювантной лучевой терапии на косметические результаты у больных раком молочной железы после реконструктивно-пластических операций с одномоментной установкой эндопротеза
- Gutowski K.S., Chwa E.S., Weissman J.P., Garg S.P., Simmons C.J., Brandt K.E., Gosain A.K. Practice Profile of Practicing Plastic Surgeons: A 20-year Review of Plastic Surgery Statistics. Plast Reconstr Surg Glob Open. 2023; 11(12). https://doi.org/10.1097/GOX.0000000000005486.
- EBCTCG (Early Breast Cancer Trialists’ Collaborative Group); McGale P., Taylor C., Correa C., Cutter D., Duane F., Ewertz M., Gray R., Mannu G., Peto R., Whelan T., Wang Y., Wang Z., Darby S. Effect of radiotherapy after mastectomy and axillary surgery on 10-year recurrence and 20-year breast cancer mortality: meta-analysis of individual patient data for 8135 women in 22 randomised trials. Lancet. 2014; 383(9935): 2127-35. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(14)60488-8. Erratum in: Lancet. 2014; 384(9957): 1848.
- Early Breast Cancer Trialists’ Collaborative Group (EBCTCG). Radiotherapy to regional nodes in early breast cancer: an individual patient data meta-analysis of 14 324 women in 16 trials. Lancet. 2023; 402(10416): 1991-2003. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(23)01082-6.
- Bryantseva Zh.V., Novikov S.N., Ul'rikh D.G., Krivorot'ko P.V., Akulova I.A., Yaganova T.S., Tabagua T.T., Zernov K.Yu. Vliyanie ad"yuvantnoi luchevoi terapii na kosmeticheskie rezul'taty posle odnomomentnoi rekonstruktsii molochnoi zhelezy s ispol'zovaniem tkanevogo ekspandera i postoyannogo implanta. Opukholi zhenskoi reproduktivnoi sistemy. 2024; 20(2): 24-31. https://doi.org/10.17650/1994-4098-2024-16-2-24-31.
- Zugasti A., Hontanilla B. The Impact of Adjuvant Radiotherapy on Immediate Implant-based Breast Reconstruction Surgical and Satisfaction Outcomes: A Systematic Review and Meta-analysis. Plast Reconstr Surg Glob Open. 2021; 9(11). https://doi.org/10.1097/GOX.0000000000003910.
- Du F., Liu R., Zhang H., Xiao Y., Long X. Post-mastectomy adjuvant radiotherapy for direct-to-implant and two-stage implant-based breast reconstruction: A meta-analysis. J Plast Reconstr Aesthet Surg. 2022; 75(9): 3030-40. https://doi.org/10.1016/j.bjps.2022.06.063.
- Kaidar-Person O., Vrou Offersen B., Hol S., Arenas M., Aristei C., Bourgier C., Cardoso M.J., Chua B., Coles C.E., Engberg Damsgaard T., Gabrys D., Jagsi R., Jimenez R., Kirby A.M., Kirkove C., Kirova Y., Kouloulias V., Marinko T., Meattini I., Mjaaland I., Nader Marta G., Witt Nystrom P., Senkus E., Skyttä T., Tvedskov T.F., Verhoeven K., Poortmans P. ESTRO ACROP consensus guideline for target volume delineation in the setting of postmastectomy radiation therapy after implant-based immediate reconstruction for early stage breast cancer. Radiother Oncol. 2019; 137: 159-66. https://doi.org/10.1016/j.radonc.2019.04.010.
- Meattini I., Becherini C., Boersma L., Kaidar-Person O., Marta G.N., Montero A., Offersen B.V., Aznar M.C., Belka C., Brunt A.M., Dicuonzo S., Franco P., Krause M., MacKenzie M., Marinko T., Marrazzo L., Ratosa I., Scholten A., Senkus E., Stobart H., Poortmans P., Coles C.E. European Society for Radiotherapy and Oncology Advisory Committee in Radiation Oncology Practice consensus recommendations on patient selection and dose and fractionation for external beam radiotherapy in early breast cancer. Lancet Oncol. 2022; 23(1): 21-31. https://doi.org/10.1016/S1470-2045-(21)00539-8.
- Tramm T., Kaidar-Person O. Optimising post-operative radiation therapy after oncoplastic and reconstructive procedures. Breast. 2023; 69: 366-74. https://doi.org/10.1016/j.breast.2023.03.013.
- Brunt A.M., Haviland J.S., Wheatley D.A., Sydenham M.A., Bloomfield D.J., Chan C., Cleator S., Coles C.E., Donovan E., Fleming H., Glynn D., Goodman A., Griffin S., Hopwood P., Kirby A.M., Kirwan C.C., Nabi Z., Patel J., Sawyer E., Somaiah N., Syndikus I., Venables K., Yarnold J.R., Bliss J.M.; FAST-Forward Trial Management Group. One versus three weeks hypofractionated whole breast radiotherapy for early breast cancer treatment: the FAST-Forward phase III RCT. Health Technol Assess. 2023; 27(25): 1-176. https://doi.org/10.3310/WWBF1044.
- Chung S.Y., Chang J.S., Shin K.H., Kim J.H., Park W., Kim H., Kim K., Lee I.J., Yoon W.S., Cha J., Lee K.C., Kim J.H., Choi J.H., Ahn S.J., Ha B., Lee S.Y., Lee D.S., Lee J., Shin S.O., Lee S.W., Choi J., Kim M.Y., Kim Y.J., Im J.H., Suh C.O., Kim Y.B. Impact of radiation dose on complications among women with breast cancer who underwent breast reconstruction and post-mastectomy radiotherapy: A multi-institutional validation study. Breast. 2021; 56: 7-13. https://doi.org/10.1016/j.breast.2021.01.003.
- Timoshkina E.V., Tkachev S.I., Glebovskaya V.V., Trofimova O.P., Chernykh M.V., Ivanov S.M. Vliyanie gipofraktsionnogo rezhima ad"yuvantnoi luchevoi terapii na chastotu oslozhnenii u bol'nykh rakom molochnoi zhelezy s odnomomentnoi rekonstruktsiei sinteticheskimi materialami. Meditsinskii alfavit. 2023; (10): 18-24. https://doi.org/10.33667/2078-5631-2023-10-18-24.
- Kim D.Y., Park E., Heo C.Y., Jin U.S., Kim E.K., Han W., Shin K.H., Kim I.A. Hypofractionated versus conventional fractionated radiotherapy for breast cancer in patients with reconstructed breast: Toxicity analysis. Breast. 2021; 55: 37-44. https://doi.org/10.1016/j.breast.2020.11.020.
- Vinsensia M., Schaub R., Meixner E., Hoegen P., Arians N., Forster T., Hoeltgen L., Köhler C., Uzun-Lang K., Batista V., König L., Zivanovic O., Hennigs A., Golatta M., Heil J., Debus J., Hörner-Rieber J. Incidence and Risk Assessment of Capsular Contracture in Breast Cancer Patients following Post-Mastectomy Radiotherapy and Implant-Based Reconstruction. Cancers (Basel). 2024; 16(2): 265. https://doi.org/10.3390/cancers16020265.
- Wang S.L., Fang H., Song Y.W., Wang W.H., Hu C., Liu Y.P., Jin J., Liu X.F., Yu Z.H., Ren H., Li N., Lu N.N., Tang Y., Tang Y., Qi S.N., Sun G.Y., Peng R., Li S., Chen B., Yang Y., Li Y.X. Hypofractionated versus conventional fractionated postmastectomy radiotherapy for patients with high-risk breast cancer: a randomised, non-inferiority, open-label, phase 3 trial. Lancet Oncol. 2019; 20(3): 352-60. https://doi.org/10.1016/S1470-2045(18)30813-1.
- Marta G.N., Coles C., Kaidar-Person O., Meattini I., Hijal T., Zissiadis Y., Pignol J.P., Ramiah D., Ho A.Y., Cheng S.H., Sancho G., Offersen B.V., Poortmans P. The use of moderately hypofractionated post-operative radiation therapy for breast cancer in clinical practice: A critical review. Crit Rev Oncol Hematol. 2020; 156. https://doi.org/10.1016/j.critrevonc.2020.103090.
- Ricci J.A., Epstein S., Momoh A.O., Lin S.J., Singhal D., Lee B.T. A meta-analysis of implant-based breast reconstruction and timing of adjuvant radiation therapy. J Surg Res. 2017; 218: 108-16. https://doi.org/10.1016/j.jss.2017.05.072.