Влияние рисков на современное развитие здравоохранения

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются современные тенденции развития систем здравоохранения в мире с учетом воздействия глобальных рисков, к которым, прежде всего, отнесены пандемия Covid-19 и ее последствия. Поиск баланса в восполнении сферы здравоохранения России квалифицированными работниками с выравненным по регионам РФ уровнем заработной платы, технологиями, аналогичными зарубежным в лечении и профилактике, и обеспечении благополучения российской нации является необходимым условием дальнейшего развития системы здравоохранения страны.

Сфера здравоохранения, государственное финансирование, риски, приоритеты в государственной поддержке

Короткий адрес: https://sciup.org/148327765

IDR: 148327765

Текст научной статьи Влияние рисков на современное развитие здравоохранения

В условиях изменения факторов внешней среды сфера здравоохранения признается нецикличной отраслью, имеющей потенциал для противодействия негативным тенденциям гораздо больший, чем другие отрасли хозяйствования (см.: https://www.finam.ru/publications/item/sektor-zdravookhraneniya-est-na-chto-obratit-vnimanie-20230627-1650 ). Это особенно важно в контексте макрошоков, оказывающих негативное влияние на российскую экономику в последние годы [1, 2].

Одним из этих макрошоков является вспышка заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (2020 г.). Пандемия Covid-19, охватившая весь мир, выявила не только новые возможности для удаленного взаимодействия пациентов с врачами, проведения консультаций представителей медицины разных областей посредством телемостов, но и раскрыла новые перспективы для информирования, персонализации, ускорения и расширения работы в сфере здравоохранения, а также проектирования системы оказания медицинской помощи в будущем.

ГРНТИ 06.71.47

EDN NAEVWO

Нгуен Ван Лок – кандидат экономических наук, старший преподаватель Института делового администрирования

Университета экономики и бизнеса Вьетнамского национального университета (г. Ханой, Вьетнам).

Доан Тхи Май – кандидат экономических наук, старший преподаватель медицинского факультета Университета Феникаа (г. Ханой, Вьетнам).

Статья поступила в редакцию 13.11.2023.

При этом, признается факт того, что онлайн-медицину не следует рассматривать, как альтернативу традиционной медицинской помощи: ее появление должно восполнить существующие пробелы в системе оказания медицинских услуг традиционным путем, не противопоставляя при этом одну форму взаимодействия пациент – врач другой (см.: https://roscongress.org/materials/globalnyy-prognoz-v-oblasti-zdravookhraneniya-na-2023-god ). Решение данной задачи, на наш взгляд, всё ещё требует поиска оптимальных решений, обеспечивающих эффективное использование лучших мировых практик как онлайн-медицины, так и услуг здравоохранения, получаемых традиционным способом.

Особенностью текущего периода времени следует считать то, что достигаемые показатели развития в сфере здравоохранения оцениваются в сопоставлении с тем, что было до начала пандемии Covid-19 и непосредственно после. При этом, меры, предпринимаемые государствами для борьбы с пандемией, не признаются до конца завершенными. Это означает, что по-прежнему актуальной является профилактика новых инфекционных заболеваний, что требует соответствующего финансирования со стороны государств. Таким образом, экономики стран мира, столкнувшиеся с новым видом пандемии, должны не только отреагировать на вызовы, но и предусматривать в будущем периоде времени как масштабы последствий Covid-19, так и иных возможных глобальных угроз системам здравоохранения.

Обзор отраслевого рынка

Пандемия Covid-19 доказала, что цифровые технологии способны решить часть проблем, спровоцированных пандемией, в частности за счет таких инструментов, как телемедицина, электронные медицинские карты, однако неподготовленность сферы здравоохранения к быстрой адаптации к новым логистическим цепочкам поставок медицинской продукции, обеспечению кадрами требуемых специальностей отрасли здравоохранения ещё в большей степени обнажили данные проблемы, усилив потребность в их решении в ближайшем будущем [3].

Трендом текущего периода развития системы здравоохранения в мировом масштабе стало признание необходимости переосмысления «способов борьбы с неравенством в отношении здоровья» (см.: https://roscongress.org/materials/globalnyy-prognoz-v-oblasti-zdravookhraneniya-na-2023-god ). Так, отмечается, что в глобальной экосистеме здравоохранения неравенство усилилось под воздействием пандемии Covid-19. Это проявилось в том, что воздействию пандемии стали в наибольшей степени подвержены «наиболее уязвимые группы». Такое положение привело к тому, что для многих организаций здравоохранения обеспечение справедливости в отношении здоровья стало рассматриваться не только как моральный императив, но и как конкурентное преимущество [4].

При этом, в мировом масштабе к решению данной проблемы привлекаются не только представители здравоохранения, но и политики, ученые, социальные деятели, общественные организации: их усилия должны способствовать преодолению усиливающегося разрыва (неравенства) в области здравоохранения во всем мире. При этом возникают и новые угрозы.

В частности, изменение климата стало рассматриваться как усиливающаяся угроза здоровью и благополучию нации, что предъявляет новые требованию к качеству оказываемой медицинской помощи особенно в условиях ограничения финансовых средств. В экономически неблагополучных районах усиление готовности к наступлению стихийных бедствий стало дополнительным риском, сопровождающим изменение климата. В свою очередь, борьба в мировом масштабе с изменением климата приводит не только к росту финансирования на данные цели, но и к необходимости использования таких технологий, которые будут обеспечивать достижение необходимых показателей в направлении сохранения климатических норм, что также требует существенных финансовых затрат [5].

Кадровая обеспеченность сферы медицины рассматривается не только в разрезе наличия в отрасли квалифицированных специалистов, но и качества оказываемых ими услуг. В целом, признается факт того, что именно Covid-19 спровоцировал изменения в структуре обеспечения кадрами системы здравоохранения на мировом уровне. Нарастающий глобальный спрос на услуги медицинской отрасли требует привлечения к отрасли специалистов, чей труд должен быть соответствующим образом оплачен. При этом, помимо роста заработной платы работникам здравоохранения, необходим приток инвестиций, что сделает модель здравоохранения в мировом масштабе более устойчивой и эффективной (см.: https://roscongress.org/materials/globalnyy-prognoz-v-oblasti-zdravookhraneniya-na-2023-god ).

В группе богатых стран ОЭСР устойчивость системы здравоохранения должен обеспечить рост финансирования относительно того уровня, который страны тратили до пандемии. При этом, большая часть этих средств должна направляться на заработные платы работникам здравоохранения. Таким образом, необходимо обеспечить баланс, когда возросшие потребности в услугах здравоохранения, усилившиеся после пандемии Covid-19, должны быть удовлетворены в полной мере, что требует дополнительных затрат от государства и влечет за собой рост цен на медицинские услуги. Следовательно, степень готовности государств к новым условиям при желании населения больше тратить на здоровье должны стать новым трендом развития конкурентных систем здравоохранения (см.: https://www.ng.ru/economics/2023-04-05/1_8698_healthcare.html ).

Рассмотрим финансовые оценки рынков, связанных со здравоохранением. К настоящему моменту времени фиксируется снижение финансовых результатов от продаж медицинской продукции, востребованной в период пандемии Covid-19. Так, например, квартальная выручка Abbott Laboratories снизилась на 18,5% (до $9,7 млрд), фармацевтический гигант Pfizer столкнулся со снижением выручки на 28,8% (до $18,3 млрд) (см.: https://www.finam.ru/publications/item/sektor-zdravookhraneniya-est-na-chto-obratit-vnimanie-20230627-1650 ). При этом, одним из потенциальных рынков сферы здравоохранения являются биотехнологические методы лечения рака и иммунология. Так, акции Regeneron Pharmaceuticals – американской биотехнологической компании, ведущей разработку препаратов для лечения рака, за последний год уже принесли доход, превышающий предыдущие показатели за такой же период на 28%.

Фармацевтическая отрасль в Индии развивается стремительными темпами из-за привлечения дешевой рабочей силы. Так, в 2022 году выручка индийской компании Dr. Reddy's Laboratories, выпускающей дженерики, возросла на 13% (до 214,39 млрд рупий), а чистая прибыль увеличилась на 14% (до 21,83 млрд рупий).

На российском фондовом рынке обращаются инструменты компании «Мать и дитя», являющейся одним из ведущих игроков на рынке частных услуг здравоохранения в РФ. Многопрофильный холдинг обеспечивает россиян высокотехнологичными медицинскими услугами в нескольких сферах здравоохранения. По итогам I квартала 2023 года выручка компании в целом составила 6,2 млрд рублей.

Существенное отставании РФ от зарубежных стран в числе активных участников на рынке ценных бумаг в сфере здравоохранения осложняется тенденцией к старению населения, что требует дополнительного финансирования отрасли здравоохранения. «Демографическая яма» 1990-х годов, фактор военно-политической напряженности, а также сокращение горизонта планирования негативно влияют на репродуктивные планы россиян. Разрабатываемые государством меры в части стимулирования рождаемости в России должны дать ожидаемый эффект лишь после 2024 года (см.: https://www.finam.ru/publications/item/sektor-zdravookhraneniya-est-na-chto-obratit-vnimanie-20230627-1650 ).

Риски в развитии здравоохранения

Специфической особенностью реагирования сферы здравоохранения в России на противодействие пандемии Covid-19 стало сокращение расходов государства на развитие данной отрасли. Следует отметить, что при нехватке персонала, низком уровне оплаты труда, миграции медицинских работников в регионы с более высокой оплатой труда, что характерно для большинства стран мира в условиях преодоления пандемии Covid-19, ограниченные размеры финансирования со стороны государства могут стать ещё одной угрозой для развития российской системы здравоохранения.

Мировой призыв всех стран к инвестированию в национальные системы здравоохранения совпал в целом с периодом экономической неопределенности (см.: https://www.ng.ru/economics/2023-04-05/1_8698_healthcare.html ). Однако для России данная задача стоит наиболее остро. В настоящее время Россия занимает 121 место из 181 стран по уровню расходов государств на здравоохранение. При этом, решение одной из задач – повышения к 2030 году продолжительности жизни россиян с 70 до 78 лет потребует увеличения государственного финансирования до уровня 5% ВВП.

Согласно государственной программе «Развитие здравоохранения», в 2024 году в РФ предусмотрено финансирование сферы здравоохранения в размере 1,329 трлн рублей (рост на 8%), в 2025-м предполагается выделение 1,343 трлн рублей, в 2026 году – 1,297 трлн рублей. Кроме того, на реализацию национального проекта «Здравоохранение» направят в 2024 году 289 млрд рублей, в 2025-м – 282 млрд рублей, в 2026-м году —177 млрд рублей (см.: https://iz.ru/1589065/sergei-gurianov/skinut-po-rubliu-izmenitsia-li-finansirovanie-zdravookhraneniia-v-2024-godu). При этом, наблюдается повышение расходов по отдельным позициям госпрограммы, например, по лекарственному обеспечению – на 33,9 млрд рублей в 2024 году, тогда как на развитие системы первичной медико-санитарной помощи предусмотрено снижение ассигнований на 19,4%.

Риск необеспеченности сферы здравоохранения требуемым числом работников по-прежнему сохраняется. Также к угрозам относится неопределенность, связанная с наполняемостью бюджетов субъектов РФ, т.к. данный источник является одним из трех, из которых финансируется сфера здравоохранения: расходы федерального бюджета на здравоохранение составляют незначительную его часть. Основная нагрузка ложится на бюджеты субъектов РФ и систему обязательного медицинского страхования. Ещё одним риском развития российской системы здравоохранения является то, что инфляции в отрасли выше, чем в среднем по стране.

При переходе в сфере здравоохранения РФ на использование российского оборудования и технологий, снижении объемов финансирования по отдельным направлениям здравоохранения из федерального бюджета, индексации заработных плат медицинских работников без учета повышенного размера инфляции в медицинской отрасли, дифференциации в уровне развития сферы здравоохранения по регионам России снизить вероятность наступления рисков, отмеченных выше, становится возможным при государственном финансировании здравоохранения на уровне 6-7% от ВВП, что будет соответствовать мировой практике (см.: https://iz.ru/1589065/sergei-gurianov/skinut-po-rubliu-izmenitsia-li-finansirovanie-zdravookhraneniia-v-2024-godu ).

Соответственно, основной задачей в сфере здравоохранения России, требующей решения, становится сбалансированное распределение бюджетных средств в сфере здравоохранения как по регионам, так и по отдельным направлениям поддержки при соотнесении их с текущими показателями развития отрасли. Ожидания притока инвестиций к российской сфере здравоохранения должны иметь соответствующую основу, подтверждающую не только эффективность вкладываемых средств, но и гарантированность и постоянство условий для инвесторов, которыми на данном этапе могут выступать только отечественные компании. При этом, особое внимание должно быть уделено повышению технологического уровня отрасли, в частности – ее цифровизации [6].

Ориентация на лучшие мировые практики в участии российских медицинских компаний на фондовых биржах, повышение размера государственного финансирования системы здравоохранения РФ, зависящего от ВВП, рост конкурентоспособного потенциала национальной системы здравоохранения должны использоваться наравне с такими инструментами, как рост заработной платы работников здравоохранения, привлечение к работе в отрасли квалифицированных специалистов, удержание их в отрасли, рост рождаемости, повышение продолжительности жизни россиян.

При этом, необходимо учитывать, что достигаемые результаты по отдельным направлениям развития в российской системе здравоохранения в текущем периоде времени не всегда могут быть сохранены в стратегической перспективе, что необходимо предусматривать при планировании содержательных и финановых показателей в государственных программных мероприятиях [7].

Заключение

В целом для России наблюдается усложнение условий для развития сферы здравоохранения. Необходимый прорыв в технологиях, модели функционирования, условиях привлечения и удержания кадров в отрасли здравоохранения сдерживается совокупностью факторов, одним из которых является проводимая государством политика, направленная на поддержание приоритетных направлений развития, в результате чего принимаемые меры носят не системный, а фрагментарный характер и являются зависимыми от возникновения и, соответственно, затухания определенного события. Это порождает риски, существо которых раскрыто в статье.

Понимание значимости сферы здравоохранения для обеспечения здоровья нации в целом предполагает переориентацию с точечного на комплексное развитие системы российского здравоохранения. Формирование конкурентного преимущества в системе здравоохранения будет определяться тем, насколько быстро сможет быть переориентирована проводимая государством политика в направлении развития системы здравоохранения РФ с устоявшейся модели поддержки здравоохранения на устойчивое развитие национальной системы здравоохранения на основе эффективного противодействия рискам.

Список литературы Влияние рисков на современное развитие здравоохранения

  • Плотников А.В. Моделирование форм проявления кризиса в национальной экономике под воздействием неэкономического шока (на примере кризисов в России 2020 и 2022 годов) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 5-2. С. 194-199. EDN: KWSHSV
  • Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Устойчивость развития российской промышленности в условиях макроэкономического шока и новая промышленная политика // Экономика и управление. 2022. Т. 28, № 10. С. 10371050. EDN: AUDPAX
  • Харламов А.В., Вологин А.Е. Государственное управление развитием кадрового потенциала в условиях цифровизации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 3-2 (141). С. 55-61. EDN: HCULRK
  • Клепач А.Н., Лукьяненко Р.Ф. Российское здравоохранение: макроэкономические параметры и структурные проблемы // Проблемы прогнозирования. 2023. № 2. С. 76-96. EDN: OAJQFS
  • Петров А.Н., Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А. Управление инновационными рисками корпорации в условиях когнитивной экономики // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9, № 4. С. 1543-1556. EDN: GTLHTM
  • Доан Т.М., Крестьянинова О.Г., Плотников В.А. Цифровизация здравоохранения: перспективные инструменты // Экономика и управление. 2023. Т. 29, № 2. С. 132-140. EDN: DPMTLC
  • Редькина Т.М., Фирова И.П., Погодина В.В. Переориентация финансовых потоков на уровне государства в условиях ограничений // Наука и бизнес: пути развития. 2023. № 1 (139). С. 135-137. EDN: AMICMO
Еще
Статья научная