Влияние русских эмигранток на мировую моду XX века

Автор: Ровная А.Г.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 12-2 (18), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена русской эмиграции первой волны. В ней кратко рассказывается судьба российских эмигранток, принявших участие в развитии моды «аля рюс» в мире, а также о русских домах моды в Европе начала XX века.

Эмиграция, мода, модельеры, художники прикладного искусства

Короткий адрес: https://sciup.org/140267922

IDR: 140267922

Текст научной статьи Влияние русских эмигранток на мировую моду XX века

Русские, изгнанные с родины революцией 1917 года, создавали дома моды во Франции как способ выживания в эмиграции. Эти дома модисток определяли лицо французской модной индустрии начала прошлого века, став брендами. Одним из первых русских домов мод стал IRFE, созданный Феликсом и Ириной Юсуповыми. Отличием IRFE стали кокошники, кички, меховые отделки накидок к вечерним платьям, делавшие туалеты похожими на боярскую одежду, косоворотки, которые покорили Париж, а потом и мир. До сих пор косоворотки остаются трендом фэшн-индустрии. В начале 30-х годов парижские дома создавали целые коллекции а-ля рюс, так велико было влияние русского стиля. Вслед за IRFE , как грибы после дождя, стали открываться русские дома мод и к середине 20-х годов в Париже их было больше 25. Мода приобрела важное социальное значение в условиях эмиграции. Она давала работу, а также возможность самореализации немалому числу эмигрантов. Они стали примером творческой энергии, стиля и трудолюбия русских модельеров, так сильно повлиявших на развитие мировой моды на много десятилетий вперед.

В этой статье речь пойдет о женщинах-художницах, талант которых проявился на чужбине, но душой и телом они всегда стремились на родину, в Россию. Талантливым женщинам надо было преодолеть весьма непростые обстоятельства ради того, чтобы посвятить себя искусству.

Одной из таких ярких женщин была Великая княгиня Мария Павловна Романова. В апреле 1921 года она организовала дом вышивки «Китмир», объединивший русских вышивальщиц работавших на дому. На долю великой княгини Марии Павловны Романовой выпало много испытаний: смерть родителей, ребенка, родных и друзей, опасные болезни, обиды, унижения, войны, голод, мытарства на чужбине, лютая бедность и каторжный труд. Но, не смотря на все это, она никогда не сгибалась под ударами судьбы и всегда находила новый смысл жизни и источник. Открыв свою фирму «Китмир», Мария Павловна сутками не выходила из помещения. И ей удалось добиться успеха: изысканные вышивки великой княгини заворожили Париж. Коко Шанель, увидев русские вышивки, предложила великой княгине сотрудничество. Предприятие Марии Павловны развивалось, а имя гремело на всю модную Францию. Ее модели 1922 года были расшиты уже не только золотом и шелком, но также бисером, бусами и блестками. Успех был огромным, предприятие расширялось, «Китмир» едва справлялся с потоком заказов. В 1923–1924 годах рынок начал меняться. Господство «стиля рюс» ослабевало. Свой звездный час «Китмир» пережил в 1925 году на всемирной выставке современного декоративного и прикладного искусства «Ар деко» в Париже – «Китмир» получил золотую медаль и диплом участника выставки. Но в 1928 году вышивка стала выходить из моды вместе со стилем ар деко. В 1930 году, в след за братом Дмитрием, Мария Павловна отправилась в Америку, взяв с собой пишущую машинку и гитару. Несколько лет она трудилась консультантом в фирме модной одежды «Бергдорф и Гудман», а также ездила по стране с лекциями. Прожив некоторое время в Аргентине, после Второй мировой войны она вернулась в Европу, где занялась живописью.

Каринская Варвара Андреевна была яркой представительницей мира прикладного искусства. Она была преподавателем художественной вышивки и создавала костюмы для фильма А. Волкова «Шехерезада», в 1932–1933 исполнила костюмы к шести балетам Дж. Баланчина. В 1936 переехала в Лондон, где открыла ателье по изготовлению театральных костюмов. Незадолго до войны закрыла бизнес в Лондоне и переехала в США. Участвовала в оформлении экспозиции Сальвадора Дали «Сны о Венере» для испанского павильона Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939). В 1946 открыла ателье-магазин балетных костюмов «Covent Garden», который успешно работает до сих пор. Каринская была главным стилистом основанного Дж. Баланчиным New York City Ballet, участвовала в постановках 75 его балетов, разработала ряд оригинальных типов балетных костюмов, в том числе пачку «powderpuff»,  которая в 1950-е получила широкое распространение в мировой балетной практике. Сотрудничала с американскими и европейскими домами высокой моды. Разработала несколько революционных нововведений в крое женской одежды, в частности, изобрела фасон лифа с широким вырезом, открывающим плечи, который использовала Коко Шанель для своего первого «маленького черного платья».

Еще одной яркой художницей по тканям была Планьи Зинаида Алексеевна. В 1923 эмигрировала с матерью во Францию. В 1932 вышла замуж за художника Л. М. Кудина, занимавшегося дизайном тканей.

Работала в ателье мужа, разрабатывая рисунки для тканей. После его смерти работала в различных студиях, а после Второй мировой войны основала собственное «Ателье Зина де Планьи», пригласив на работу художников, сотрудничавших с ее мужем в 1930-е годы. Основными заказчиками ателье стали производители шелка в Лионе.

Санина Валентина Николаевна модельер и художник по костюмам в 1925 организовала в Нью-Йорке собственное ателье, а в 1928 открыла модный дом «Valentina Gowns inc.» («Платья Валентины»), клиентками которого были звезды американского кино. Была в тесных дружеских отношениях с Гретой Гарбо. Санина со временем стала одним из самых известных и дорогих американских дизайнеров одежды. В 1934 ввела в моду «китайский стиль» и широкополые шляпы, в 1940-е придумала тюрбаны и капюшоны к вечерним платьям, ее платья считались символом элегантности и простоты. Модели дома «Valentina» хранятся в музеях США и Англии. Санина с 1933 работала как художник по костюмам для бродвейских постановок моделировала костюмы для примадонн «Метрополитен-Опера», а в 1950 выпустила духи «My own» («Мои собственные»). Санина обладала выразительной внешностью, позировала многим известным фотографом и художникам, в том числе Д. Д. Бушену.

Россияне-эмигранты достигли успеха в сфере модельного бизнеса и оказали влияние на развитие французской и мировой моды, оставив в ней заметный русский след.

Список литературы Влияние русских эмигранток на мировую моду XX века

  • Раев, М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994
  • Васильев, А. Красота в изгнании. Русские дома моды. М.: Слово, 2008.
  • Моженок, Т. Женщина и искусство Art Deco // Вопросы Отечественного и зарубежного искусства. Вып. 5 / под ред. Н. Н. Калитиной. СПб., 1996
Статья научная