Влияние современной денежно-кредитной политики Банка России на экономическое развитие предприятий
Автор: Деревщикова Е.О.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономика и управление
Статья в выпуске: 1-3 (1), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены основные векторы влияния современной денежно-кредитной политики ЦБ РФ на экономическое развитие российских предприятий. Проанализированы главные направления денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе развития экономики, выявлены проблемы и перспективы отдельных отраслей экономики. Раскрыто влияние денежно-кредитной политики ЦБ РФ на основные показатели деятельности российских предприятий.
Денежно-кредитная политика, банк России, ключевая ставка, развитие предприятий, промышленное производство
Короткий адрес: https://sciup.org/170184038
IDR: 170184038
Текст научной статьи Влияние современной денежно-кредитной политики Банка России на экономическое развитие предприятий
Геополитические проблемы, а также сложные внешнеэкономические условия явились серьезным вызовом для экономики России. Резкий спад цен на энергоресурсы и введенные в отношении российских заемщиков ограничения по поводу доступа на международные рынки капитала достаточно сильно затруднили функционирование российских предприятий. В данной ситуации Правительство РФ попыталось стабилизировать общую экономическую ситуацию и сдержать стремительный рост инфляции с помощью жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики. Но прошедший 2015 год показал, что подобные меры только усугубили существующие проблемы и даже, в какой-то степени, привели к усилению кризисных явлений в экономике.
На данный момент, российская экономика еще не преодолела зависимость от экспортирования топливно-энергетических ресурсов и импортирования зарубежного оборудования, не удалось также совершить полную модернизацию всего производства, перейти к так называемой, инновационной модели развития и прочее. Кроме того, большая часть основных фондов наших предприятий имеют высокую степень износа, наблюдается преобладание низкой производительности труда, слабо развитая производственная инфраструктура. В текущей сложной ситуации действия Банка России должны быть особенно взвешенными и обдуманными [1].
В наши дни необходимо понимать, применяемые Правительством меры, главным образом в части денежно-кредитной политики, не всегда носят действенный характер, а в ряде отдельных случаев оказывают противоположный эффект. Например, в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 и 2016-2017 гг. закреплен переход к режиму таргетирования инфляции и отказ в вопросе поддержки курса рубля. В таком режиме инфляционного таргетирования объявлен количественный показатель инфляции, ответственным за достижение которого является ЦБ. Достижение спада инфляции должно происходить путем воздействия на цену денег в экономике, т. е. на процентные ставки. Проведенные Банком России операции с кредитными организациями прямо влияют только на самые краткосрочные ставки денежного рынка, где они и стремятся приблизить их к ключевой ставке. Принято, что это воздействие должно быть достаточным, чтобы изменение ключевой ставки отразилось на процентных ставках по кредитам и депозитам банков, которые несут свое воздействие на решения экономических агентов о потреблении, сбережении и инвестировании и, как следствие, на показатели экономической активности и уровня инфляции. Данный подход можно объяснить тем, что денежно-кредитная политика не может влиять на экономику сразу, это происходит постепенно, с тече- нием времени. Решения, которые принимает ЦБ в контексте принятого режима, основываются на прогнозировании развития экономики и динамике инфляции [2].
По условиям обозначенного подхода в 2014-2015 гг. Банк России неоднократно проводил повышение ключевой ставки в ответ на рост инфляции (с 5,5% до 9,5%; с 9,5% до 11% и с 11% до 17%). Таким образом, как мы помним, 2015 год начался со ставки 17% годовых. Затем появилась тенденция постепенного её снижения. С начала 2015 года произошло 5 изменений ключевой ставки. Год завершился при ключевой ставке 11,0%. Одним из основных факторов принятия решения о снижении ключевой ставки явился слабый спад темпов инфляции в сентябре-октябре 2015.
В ближайшем будущем Банк России планирует снижение ключевой ставки в том случае, когда будет наблюдаться замедление инфляции в соответствии с прогнозом на 2016-2018 гг. Разработаны 2 отличных друг от друга сценария. Первый – оптимистичный сценарий, предполагающий увеличение цены на нефть до $70-80 за баррель в 2018 г., что послужит более быстрому восстановлению экономики, снижению инфляции и созданию возможности для проведения более мягкой, чем в базовом сценарии, денежно-кредитной политики. Второй – рисковый сценарий, где ожидается падение цены на нефть до уровня ниже $40 за баррель по причине значительного превышения ее предложения над спросом на рынке. В данных условиях будет наблюдаться глубокий и более продолжительный, чем в базовом и оптимистичном сценариях, экономический спад. При этом ослабление экономической активности будет в большей степени характеризоваться проблемами структурного характера. С учетом этого и по причине существенных инфляционных рисков Банк России будет вынужден проводить более жесткую, чем в других рассматриваемых сценариях, денежно-кредитную политику [3].
Реализация каждого из сценариев во многом находится в зависимости с внешнеэкономическими факторами, а привязка уровня ключевой ставки по сути к ценам на нефть определяет негативные настроения субъектов экономики относительно будущих перспектив. Поддерживает негативные ожидания и ситуация на бирже: стоимость февральских фьючерсов на нефть марки Brent опустилась ниже $32 за баррель. Низкая стоимость нефти отрицательно влияет и на стоимость российской валюты. Многие эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации.
Ситуация на мировых рынках на начало 2016-го свидетельствовала о реализации денежно-кредитной политики Банка России с учетом второго, рискового сценария. Однако, в наши дни подобный сценарий развития российской экономики смотрится уже не таким пессимистичным. Предполагая, что денежно-кредитная политика Банка России будет и в дальнейшем ужесточаться, можно будет констатировать усугубление положения российских предприятий. Уже по итогам 2015 года был заметен существенный спад промышленного производства практически по всем отраслям. Снижение показателей наблюдалось и в торгуемых, и в не торгуемых секторах. Весной, а именно в апреле индекс промышленного производства сократился на 4,5% по отношению к апрелю прошлого года, а в январе-апреле – на 1,5%.
Самое значительное падение можно было наблюдать в обрабатывающих секторах, где индекс производства в том же апреле сократился на 7,2% к апрелю прошлого года (а в январе-апреле – на 3%). В начале 2016 началось сокращение в добывающих секторах, на их динамику повлиял спад объема добычи газа и нерудных строительных материалов. Индекс производства по такому виду деятельности как «Добыча полезных ископаемых» упал на 0,8% к апрелю прошлого года (нарастающим итогом в январе-апреле наблюдалась положительная тенденция – рост на 0,4 %). В числе аутсайдеров оказались легкая промышленность, деревообработка, машиностроительный комплекс. Тенденция к сокращению производства продолжалась и в металлургии, где индекс промышленного производства нарастающим итогом соста- вил 94,3% к уровню прошлого года (88,8% к маю 2014).
Ситуация с сельским хозяйством более радужная. С помощью уменьшенных, но, однако, все-таки выделенных средств государственной поддержки в 2015 году продолжился рост продукции сельского хозяйства, а именно на 2,4% (против 7,6% в предыдущем году), а мяса – на целых 4,9% (против 4,2%), во многом благодаря ускорению производства в свиноводстве и птицеводстве. В общем объеме импорта доля продовольствия упала с 15,4% в 2010 до 13,9% в 2014, в экспорте возросла соответственно – с 2,3% до 3,8%.
Но и здесь не могла не отразиться более неблагоприятная финансово-экономическая ситуация по сравнению с предыдущим годом. Из-за девальвации национальной валюты сильно возросли цены на сырье, материалы и технику, кредитные ресурсы стали более дорогими, снизилась их физическая доступность. Сводный индекс цен производителей промышленной продукции возрос на 13,2%. Следовательно, при распределении доходов сельскохозяйственные товаропроизводители оказались в более худшем положении, чем предприятия, которые перерабатывают их продукцию, а также розничная торговля. Финансовое положение сельскохозяйственных производителей тоже стало ухудшаться. Инвестиции в основной капитал в сельское хозяйство упали на 6,2%. Объем бюджетных субсидий из бюджетов всех уровней сельскому хозяйству составил примерно 170 млрд руб., в том числе на растениеводство – 44%, на животноводство – 56% всех средств. По сравнению с предыдущим годом объем финансирования сократился на 15,5 млрд руб., т.е. на 8,4%. В расчете на 1 рубль выручки, субсидии из бюджета составили 9 коп., что на 3,3 коп. меньше, чем в предшествующем году. Достаточно резко стала ухудшаться ситуация в инвестиционном кредитовании агропромышленного производства, где сократился объем выданных инвестиционных кредитов предприятиям АПК. И это совсем неудивительно, ведь наблюдались такие условия, когда средневзвешенная процентная ставка по инвестиционным кредитам в том же Россельхозбанке составляла более 17% годовых, что по сути вообще выше уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций [4].
Стоит предположить, что сохранение тенденций 2015 до конца 2016 года в вопросах доступности заемных средств негативно отразиться на развитии российских предприятий в 2017 году. Главным риском здесь является отсутствие достаточного объема ресурсов, который направляется не только на развитие производства, но и на текущую деятельность. Отсутствие источников финансирования инвестиций в основной капитал, скорее всего, приведёт к спаду инвестиционного спроса. Его динамика в 2016 формируется под воздействием пары взаимосвязанных факторов, таких как возможность финансирования оборотного капитала и ситуация с запасами в производстве. По сравнению с положением 2008-2009 гг., глубокого сокращения запасов ожидать не стоит, т. к. замедленные темпы роста отмечаются в течение двух последних лет, и промышленность уже адаптировалась к более низким характеристикам спроса. Серьезнейшую проблему составляет ухудшение условий финансирования оборотного капитала, который затрагивает всю систему экономических межотраслевых связей.
Доля оборотного капитала, финансируемая за счет банковского кредита, по оценкам большинства экспертов, составляет в обрабатывающей промышленности около 40%. Так, в производстве машин и оборудования почти 80% всего оборотного капитала финансируется за счет банковского кредита. В остальных основных видах деятельности данный показатель составляет примерно 30%. Данная ситуация связана, в первую очередь, с тем, что в машиностроительном производстве технологические процессы концентрируются с наиболее длительным циклом. Следовательно, затрудненный доступ к финансированию оборотных средств ведет и к мгновенным, и к более затяжным, длительным эффектам [5].
В вопросах поиска путей выхода из сложившейся ситуации, стоит придерживаться позиции, при которой предлагается срочно заместить внешние источники кредита внутренним рефинансированием со стороны ЦБ на аналогичных условиях. Однако, не стоит допускать перетекания этих денег на валютный рынок, и, следовательно, необходим контроль над их ис- пользованием. Коммерческие банки, которые получают кредиты от ЦБ РФ, должны отвечать за их использование в целях кредитования оборотного капитала производственных предприятий, а также реальных инвестиций. Учитывая, что большая часть рефинансирования приходится на банки, контролируемые государством, сделать это достаточно просто.
Список литературы Влияние современной денежно-кредитной политики Банка России на экономическое развитие предприятий
- Горюнов Е.А. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика / Е. Горюнов, С. Дробышевский, П. Трунин // Вопросы экономики. - №4. - 2015. - с. 53-58.
- Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад / С.Ю. Глазьев. - М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. - 60 с.
- Куркина М. П. Бизнес как субъект региональной системы управления // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №10 (51). - С.347-351.
- Доклад о денежно-кредитной политике [Текст]: Информационно-аналитический сборник. - Электронный ресурс [Режим доступа: http://cbr.ru / publ / ddcp / 2015_03_ddcp. pdf]
- Мартюшова Л.А., Ермакова К.Л., Лысенко К.Ю. Влияние денежно-кредитной политики Банка России на экономическое развитие российских предприятий // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 545-547.