Влияние внешних шоков на денежно-кредитную политику банка России

Автор: Зиниша О.С., Вольвач Е.Э.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 1-3 (14), 2015 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена влиянию внешних шоков на экономику и денежно-кредитную политику страны в условиях нестабильности мировых финансовых рынков. Именно, начиная с 2008 года, Россия столкнулась с негативными шоками: экономический и финансовый кризис 2007-2009 гг., европейский долговой кризис, изменение динамики цен на нефть на мировом рынке, события марта 2014 г. в Крыму и на юго-востоке Украины, экономические санкции, которые ввели США, ЕС и другие страны против России, - всё это создает угрозы для финансовой стабильности страны.

Внешние шоки, валютный курс, денежно-кредитная политика, валютный рынок, экономическая стабильность

Короткий адрес: https://sciup.org/140111146

IDR: 140111146

Текст научной статьи Влияние внешних шоков на денежно-кредитную политику банка России

Экономика России, начиная с 2008 г. столкнулась с серией негативных внешних шоков, которые создали серьезные проблемы для экономической политики страны в целом и денежно-кредитной политики в частности.

Первым значительным внешним шоком для российской экономики в первом десятилетии XXI в. стал глобальный экономический и финансовый кризис 2007-2009 гг. В результате темпы падения реального ВВП в России в 2009 г. (7,8%) существенно превысили темпы спада в мировой экономике в целом (0,4%). Наиболее чувствительными к кризисным потрясениям оказались темпы прироста инвестиций в основной капитал и динамика производства в обрабатывающей промышленности [4].

Период с конца 2009 г. был отмечен постепенным восстановлением экономической динамики в России и преодолением последствий глобального внешнего шока. Были постепенно отменены чрезвычайные инструменты денежно-кредитной политики, введенные во время кризиса. Политика валютного курса характеризовалась, с одной стороны, формализацией его режима, а с другой - постепенным движением в сторону ослабления регулирования валютного курса. В результате были объявлены плавающие границы операционного интервала Банка России, но эти границы стали постепенно расширяться.

Несмотря на преодоление основных последствий мирового экономического и финансового кризиса к концу 2009 г., на протяжении последующих лет экономика России и ее финансовая система столкнулись с серией внешних шоков меньшего масштаба, на которые ЦБ реагировал мерами денежно-кредитной политики.

В первую очередь следует отметить начавшийся весной 2010 г. европейский долговой кризис. Воздействие европейского кризиса на российский валютный рынок было неоднозначным: сначала рубль укреплялся относительно евро до середины 2010 г., затем, во второй половине 2010 г., произошло некоторое ослабление рубля к евро. Во втором случае сказалось действие этого кризиса как внешнего шока для российской экономики, поскольку Европейский союз является крупнейшим внешнеэкономическим партнером России.

Был затронут, в первую очередь, российский рынок акций, несколько снизился спрос на российские энергоносители со стороны стран ЕС [5], темпы экономического роста в России стали постепенно замедляться в 20122013 гг., но это замедление было вызвано главным образом внутренними факторами.

Традиционно основным внешним шоком для российской экономики считается изменение динамики цен на нефть на мировом рынке. Хотя в целом динамика цен на нефть не являлась источником существенных шоков для российской экономики, в связи с чем можно выделить период снижения цен на нефть с апреля по июнь 2012 г.

Ситуация в российской экономике существенно изменилась к середине 2013 г. Возник новый серьезный шок в глобальной экономике, который привел к оттоку капитала из стран с формирующимися рынками. Вместе с тем проявились проблемы внутри российской экономики, связанные со снижением объема валовых инвестиций. За январь-июнь 2013 г. объем инвестиций в основной капитал снизился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,4% [3].

На рубеже 2013-2014 гг. вновь усилилось давление на валютные рынки стран с развивающимися экономиками, которое было связано с практическим началом сворачивания политики количественного смягчения в США.

При этом Центральный банк Российской Федерации устойчиво продолжал проведение мер, направленных на переход к свободно плавающему валютному курсу. В январе 2014 г. он снизил объем целевых интервенций до нуля, тем самым отказавшись от реакции на изменение фундаментальных факторов на валютном рынке [1].

На этом фоне Россия стала испытывать дополнительные внешние шоки, накладывавшиеся один на другой. События марта 2014 г. в Крыму и на юго-востоке Украины и связанные с ними экономические санкции, которые ввели США, Европейский союз и ряд других развитых стран против России, вызвали значительный отток капитала из страны.

Дополнительным внешним шоком для российской экономики стала наметившаяся с середины 2014 г. тенденция к снижению цены на нефть на мировом рынке. В результате наложения серии внешних шоков: неопределенности в мировой экономике, нестабильности политической ситуации в Украине, действия экономических санкций против России, падающей цены на нефть и внутренних экономических проблем в России - к осени 2014 г. на валютном рынке сложилась ситуация, близкая к критической. ЦБ официально заявил о твердом намерении перейти с 2015 г. к режиму инфляционного таргетирования и, как следствие, ввести свободно плавающий валютный курс рубля [2].

Результатом серии внешних шоков 2014 г. и реакции на них экономических агентов внутри страны, стало снижение за январь-октябрь 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года номинального валютного курса рубля к доллару США на 11,8%, номинального валютного курса к евро – на 13,5%. При этом пик обесценения рубля пришелся на октябрь 2014 г., во время которого ЦБ обновил посткризисный рекорд валютных интервенций по чистой покупке доллара США на рынке [4].

При этом общая линия Центробанка, направленная на модернизацию режима денежно-кредитной политики, остается неизменной и, на наш взгляд, требует особой оценки в изменившихся условиях.

Усилившееся воздействие внешних шоков на российскую экономику, особенно ярко проявившееся в 2014 г., ставит перед Банком России задачу выработки модели проведения денежно-кредитной политики, наиболее эффективно реагирующей на подобные шоки.

Позиция руководства Центрального банка опирается на теоретические подходы, доказывающие, что в современных условиях режим инфляционного таргетирования является оптимальной формой реакции на внешние шоки, поскольку позволяет поглощать их и проводить независимую денежно-кредитную политику в условиях плавающего валютного курса.

Частичным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать введение валютных ограничений. При этом, их использование должно зависеть от сложившейся экономической ситуации. В качестве валютных ограничений целесообразно использовать налог на приток спекулятивного иностранного капитала, повышенные резервные требования по обязательствам в иностранной валюте. В критических ситуациях, целесообразно вводить чрезвычайные валютные ограничения, например, направленные на жестокое регулирование открытой валютной позиции банков, лицензирование отдельных видов операций с капиталом.

Список литературы Влияние внешних шоков на денежно-кредитную политику банка России

  • Киюцевская А. Плавающий курс российского рубля: миф или реальность?/А. Киюцевская//Вопросы экономики. -2014. -№2. -С.50-67
  • Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов -Режим доступа: www.cbr.ru -15.03.2015
  • По данным Федеральной службы государственной статистики -Режим доступа: www.gks.ru -17.03.2015
  • По данным Центрального банка Российской Федерации -Режим доступа: www.cbr.ru -22.03.2015
  • Последствия европейского долгового кризиса для экономики России: кол. монография; под ред. д.э.н. М.Ю. Головнина. -М.: Институт экономики РАН, 2013. -66 с.
Статья научная