Влияние злокачественного процесса и химиотерапии на содержание гормонов в крови и тканях у больных с первичным раком молочной железы и рецидивом заболевания

Автор: Луганская Р.Г., Сидоренко И.П., Козлова М.Б., Франциянц Е.М., Салатов Р.Н., Кошелева О.Н., Кечеджиева С.М.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Материалы конференции

Статья в выпуске: S1, 2009 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14055231

IDR: 14055231

Текст статьи Влияние злокачественного процесса и химиотерапии на содержание гормонов в крови и тканях у больных с первичным раком молочной железы и рецидивом заболевания

Актуальность. Важная роль гормонов в в настоящее время не вызывает сомнений, в генезе и росте рака молочной железы (РМЖ)     связи с чем остается актуальным изучение осо- бенностей гормонального профиля у больных с данной патологией как на фоне первичного злокачественного процесса, так и при рецидиве заболевания, а также его изменения под влиянием неоадъювантной лекарственной терапии.

Цель исследования состояла в сравнительной оценке статуса тиреоидных, глюкокортикоидного и половых гормонов в крови и половых гормонов в тканях больных при первичном РМЖ и рецидиве заболевания и их динамики в результате лечения.

Материал и методы. Под наблюдением находились менопаузальные больные с первичным РМЖ (n=30) и с местным рецидивом РМЖ (n= 34). Определение гормонов проводили радиоиммунным методом до и после завершения химиотерапии. Контролем служила группа практически здоровых менопаузальных женщин.

Результаты. Установили, что первичный и рецидивный РМЖ развиваются на фоне изменений функционального состояния рассмотренных звеньев нейроэндокринной системы, однако обнаружены существенные различия в спектре гормональных нарушений между пациентками в зависимости от характера процесса. При первичном РМЖ у больных было достоверно снижено содержание в крови общего Т3, общего и свободного Т4 и эстрадиола, существенно повышены концентрации свободного Т3, кортизола, ФСГ и ЛГ, разнонаправленно изменен уровень пролактина. В отличие от этого при рецидиве заболевания не обнаружено ни сниже- ния функциональной активности щитовидной железы, ни стимуляции кортизолобразующей активности надпочечников, которая в 41,2% случаев была даже подавлена, но выявлено уменьшение концентрации в крови прогестерона, ФСГ и ЛГ и, так же как и при первичном РМЖ, разнонаправленные отклонения уровня пролактина. Помимо этого, развитие рецидива сопровождалось у 58,8% женщин резко выраженным повышением или снижением содержания эстрадиола. Эндотуморальная химиотерапия у больных первичным РМЖ в большинстве случаев сопровождалась нормализацией в крови исходно повышенного уровня кортизола и снижением концентрации свободного Т4, а также разной степенью снижения в опухоли и в перифокальной зоне содержания эстрадиола и тестостерона. Аутомиелохимиотерапия у пациенток с рецидивом РМЖ приводила к разнонаправленным изменениям фоновых уровней кортизола и эстрадиола, при этом в образцах обеих тканей снижалась концентрация тестостерона и резко падало содержание эстрадиола. Выявлена зависимость эффективности лечения от исходного уровня эстрадиола в крови.

Выводы. Полученные данные об особенностях нейроэндокринного статуса у больных с первичным РМЖ и рецидивом заболевания наряду с их ролью в эффективности химиотерапии указывают на необходимость его оценки у женщин с обоими видами патологии с целью адекватной индивидуализации лечебной тактики.

Статья