Внедрение Базель III в России
Автор: Фролова О.Ю., Дудинова О.В., Кичатова О.И.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 2 (21), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализированы промежуточные показатели введения в действие системы требований к достаточности банковского капитала и ликвидности Базель III, а также количественные и качественные результаты. Рассмотрены особенности внедрения системы в России.
Банковская система, ликвидность банка, капитал банка, базель iii, банковский контроль
Короткий адрес: https://sciup.org/140118388
IDR: 140118388
Текст научной статьи Внедрение Базель III в России
В условиях расширения международного сотрудничества и сферы международных финансовых отношений можно наблюдать значительный рост объема операций на финансовых рынках и увеличение количества международных валютных потоков. Наиболее заметен процесс финансовой глобализации в банковской сфере, результатом чего стало углубление международного сотрудничества банков.
Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов стал причиной коренных изменений в международной деятельности банков, пересмотра финансовой стратегии и принципов банковского регулирования. В условиях смены приоритетов и выявленных проблем следует ожидать дальнейшей трансформации мировой финансовой архитектуры, что, в свою очередь, скажется на российской банковской системе.
В результате мирового финансового кризиса была выявлена необходимость повышения стабильности мировой и национальных банковских систем. Для решения этой задачи Базельским комитетом была принята третья редакция Международных правил банковского регулирования и международных расчетов (Базель-III) на саммите «Большой двадцатки» в ноябре 2010 года. Переход к системе Базель-III был намечен с 2012 по 2019 год [1].
Компоненты Базель III:
-
- повышение минимальных требований к размеру капитала и уровню ликвидности;
-
- усиление надзора над управлением рисками и планированием капитала на уровне организации;
-
- повышение требований к раскрытию информации и рыночной дисциплине.
Для России присоединение к Базельскому соглашению об основных принципах банковского надзора является визитной карточкой на мировой банковской арене и дает возможность отечественным кредитным организациям стать полноправными участниками международных банковских операций, а также привлечь внимание иностранных инвесторов, что необходимо для успешного функционирования в условиях глобализации мировой экономики и финансовых рынков. Все вышеперечисленное способствует повышению эффективности и конкурентоспособности банковской системы России.
Активно обсуждался вопрос повышения доли акционерного капитала первого уровня с 2% до 4,5%. Как оказалось, даже такой уровень все же ниже того, на который рассчитывали некоторые из разработчиков финансовой политики. Тем не менее, внедрение предложений может представлять определенные трудности. Хотя в настоящее время во многих банках доля акционерного капитала выше 4,5%, ее расчет основан на требованиях Базель II. Изменения, вызванные внедрением Базель III, приведут к тому, что даже достаточно капитализированные банки в Европе и США могут испытать трудности с достижением требуемого уровня. Это, в свою очередь, может привести к сокращению доступного кредитования и увеличению стоимости кредитования в целом [3].
Важно отметить, что мнения национальных регулирующих органов на внедрение Базель-III разнятся. На Западе в приоритете у регулирующих органов увеличение буферов капитала и ликвидности, в то время как на Востоке наиболее важное значение имеют система всестороннего управления рисками, совершенствование подходов к стресс-тестированию и необходимость соответствия управления капиталом и рисками и их интеграции в стратегию компании. Данные расхождения привели к тому, что детали внедрения национальные регулирующие органы будут определять индивидуально. Таким образом для отдельных юрисдикций становится возможным применять более жесткую интерпретацию Базель-III, что в свою очередь чревато неравными условиями внедрения норм.
Хотя Базельским комитетом было принято решение о том, что внедрение Базель III будет проводиться постепенно, на некоторых рынках регулирующие органы и рыночные аналитики поддерживают инициативу сокращения сроков внедрения. Банки рассматривают раннее внедрение как конкурентное преимущество, способ демонстрации своей устойчивости, не только регулирующим органам, но и рынку. Репутационный риск оказаться в отстающих слишком велик, чтобы его можно было просто проигнорировать. В свою очередь, это должно подстегнуть конкурентов завершить внедрение как можно раньше.
В новой системе требования к акционерному капиталу ощутимо выше, чем раньше, что ведет к значительному сокращению доступного капитала. Также, в зависимости от конкретной ситуации, в которой находится компания, существует возможность существенного увеличения активов, взвешенных по риску.
В России также ведется переход к стандартам Базель-III, несмотря на то, что в связи с неблагоприятной макроэкономической ситуацией внедрение показателя краткосрочной ликвидности пришлось отложить на полгода от запланированных сроков. Также усиливается надзор над управлением рисками. Согласно обзору финансовой стабильности за IV квартал 2014 г. - I квартал 2015 г., подготовленному ЦБ РФ «в целом организация процессов управления процентным риском в крупных российских банках соответствует мировой практике и рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору. Тем не менее в целях совершенствования систем управления процентным риском банкам можно рекомендовать обеспечить большую независимость подразделений, ответственных за управление процентным риском, от бизнес-подразделений банка во избежание конфликта интересов; более четко формализовать принципы организации работы всех элементов системы управления процентным риском (мониторинг, установление лимитов, стресс-тестирование, хеджирование, обмен информацией, процедуры по сокращению уровня процентного риска и другие)».
Однако стоит отметить тот факт, что регулятор пользуется правом применения нормативов по своему усмотрению, так как 98% российских банков не будут обязаны исполнять требования новых стандартов «Базель
III» по краткосрочной ликвидности (Liquidity coverage ratio, LCR). Согласно требованиям «Базеля III» к ликвидности, коэффициент LCR оценивает готовность банка к ситуации временной ограниченности обычных источников фондирования. Этот коэффициент вместе с коэффициентом чистого стабильного фондирования (NSFR, Net stable funding ratio) характеризуют корректность соотношения по срокам структуры активов и пассивов. Требования по данному нормативу будут касаться только крупнейших банков.
Список литературы Внедрение Базель III в России
- Базель III: вопросы внедрения. http://www.kpmg.com/RU/ru/topics/Russian-Banking-Club/Documents/Basel%20III_rus.pdf.
- Воловник А. Д., Зиядуллаев Н. С., Кибардина Ю. С. Базель-III: испытание надёжности банковской системы России в условиях глобальной конкуренции//Экономика мегаполисов и регионов. 2011. №3 (39). С. 24-33.
- Гринь С.В. Влияние Базеля III на банковскую систему Российской Федерации//Современные проблемы науки и образования. 2014. №3.