Внутренняя речь в композиционной структуре романа Ксении Букши «Адвент»

Бесплатный доступ

Внутренняя речь - неотъемлемая часть структурно-смысловой композиции произведений Ксении Букши. Актуальность предпринятого исследования определяется рассмотрением способов организации речевой структуры романа «Адвент» как отражения общей тенденции современной литературы к реализации нарративной стратегии идентичности, с одной стороны, и как формы реализации индивидуального авторского стиля автора, с другой. Цель статьи - выявить роль внутренней речи в композиционной структуре романа К. Букши «Адвент» и описать соотношение субъектной сферы повествователя и субъектной сферы персонажа. Использованы методы лингвистического анализа текста, контекстуального и концептуального анализа. В результате исследования выделены три субъектных сферы романа: субъектная сфера недиегетического повествователя -субъектная сфера героя (Костя) - субъектная сфера героини (Аня). Все истории разворачиваются в хронотопе героев. Контраст между внешней и внутренней жизнью героев составляет основной композиционный прием, помогающий интерпретировать смысловую структуру романа. Хронотоп героев связан с их внутренним миром и представлен в тексте внутренней речью, которая обращена к прошлому, ассоциативно связанному с настоящим. Сюжетно обращение к этим историям связано с «собиранием смеха из прошлого», содержательно-концептуально - с попыткой определить себя, свое я, самоидентификацией героев, которые потеряли гармоническую связь с окружающим миром и друг с другом, ощущение ценности жизни. Смысловая функция внутренней речи героев - раскрытие процесса психологического изменения героев от депрессии, раздражения к обретению спокойствия и радости, причем у Кости это происходит путем размышления, а у Ани - путем чувствования. Формы изображения чужой речи - внутренняя речь, несобственно-прямая речь, прямая речь - имеют в романе смыслообразующую функцию: преодоление депрессии передается выходом во внешнюю речь, в диалог.

Еще

Внутренняя речь персонажа, речь повествователя, композиционная структура романа, ксения букша, «адвент»

Короткий адрес: https://sciup.org/147242958

IDR: 147242958   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1028

Список литературы Внутренняя речь в композиционной структуре романа Ксении Букши «Адвент»

  • Барковская Н. В. Производственный роман 2010-х: трансформация жанра (К. Букша «Завод "Свобода", И. Глебова «Чертежи Жерве») // Уральский филологический вестник. 2015. № 2. С. 127-141.
  • Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 397 с.
  • Гладко М. А. Лингвистическая репрезентация «новой искренности» и чувствительности в медиа-пространстве // Terra Lingüistica. 2022. Т. 13, № 4. С. 7-21. DOI: 10.18721/ JHSS.13401
  • Иссерс О. С. Грани «новой искренности» в современной политической коммуникации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6. С. 216-227. DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-216-227
  • Казначеев С. М. Судьбы нового реализма в России и за рубежом // Вестник Института мировых цивилизаций. 2017. № 15. С. 100-107.
  • Лаврова С. Ю., Ермакова Л. А. Внутренняя речь персонажа как основной способ организации художественного дискурса Кадзуо Исигуро (на материале романа «Остаток дня») // Научный диалог. 2021. № 6. С. 92-112. DOI: 10.24224/2227- 1295-2021-6-92-112
  • Мартьянова И. А. Композиционно-синтаксическое взаимодействие внешней и внутренней речи персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 4 (97). С. 149-160. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-13
  • Минаева Е. С. Ветер свободы. Ксения Букша // Вопросы литературы. 2022. № 6. С. 32-46.
  • Полуляшина Д. И. Репрезентация кризиса идентичности в книге Ксении Букши «Открывается внутрь» // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 2. С. 198-203. DOI: 10.34216/1998- 0817-2020-26-2-198-203
  • Темиршина О. Р. Грамматика поэта. Структуры внутренней речи в лирике Егора Летова // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022. № 80. С. 269-290. DOI: 10.17223/19986645/80/13
  • Тюпа В. И. Нарратология идентичности // Поэтика и прагматика нарративных практик: Коллективная монография / Отв. ред. В. И. Тюпа; Редкол. Е. Ю. Козьмина, О. В. Федунина. Екатеринбург: ИНТМЕ-ДИА, 2019. С. 81-104.
  • Харитонов О. А. Композиционный полифонизм в общеэстетическом контексте // Филоlogos. 2010. № 3-4 (7). С. 27-34.
  • Харитонов О. А. Концепция полифонического романа М. М. Бахтина в аспекте современной нар-ратологии // Филок^. 2022. № 2 (53). С. 90-96.
  • Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с.
  • Timmer N. Do you feel it too? The post-postmodern syndrome in American fiction at the turn of the millennium. (Postmodern studies). Amsterdam; New York, 2010. 390 p.
Еще
Статья научная