Внутриличностные конфликты, их проявления и преодоление
Автор: Боброва Елена Владимировна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Психологические науки
Статья в выпуске: 5, 2011 года.
Бесплатный доступ
Целью представленного исследования явилось изучение внутриличностных конфликтов, их проявлений у наркозависимой молодежи и создание коррекционной программы по их преодолению в условиях православной реабилитационной среды. Выявлена разница в степени выраженности и предметном содержании внутриличностных конфликтов наркозависимых, начинающих реабилитацию, выздоравливающих и условно здоровой молодежи. Духовная природа основного внутриличностного конфликта наркозависимых; Я наличное; Я духовное; гармонизации личности наркозависимых.
Внутриличностные конфликты, наркозависимая молодежь, реабилитация
Короткий адрес: https://sciup.org/14933377
IDR: 14933377
Текст научной статьи Внутриличностные конфликты, их проявления и преодоление
Внутриличностный конфликт остается одним из наиболее сложных исследовательских явлений в психологической науке, несмотря на то, что конфликтология сегодня - это динамично развивающаяся область психологии. Изучение явления наркозависимости ведется достаточно широко, однако по проблеме внутриличностных конфликтов наркозависимых существуют лишь отдельные исследования [1; 2; 3; 4]. В основном они ведутся лишь косвенно и попутно, в связи с решением других исследовательских задач. Особо следует отметить значимость исследования рассматриваемой проблемы в юношеском возрасте (от 15-18 до 21-23 лет). Он является лишь началом взрослой жизни, не случайно его называют периодом взросления - переходом от зависимого детства к первому, самостоятельному выбору своего жизненного пути. От того, как молодежь справляется с задачами возрастного развития, зависит их дальнейшая жизнь. В связи с этим молодое поколение подвержено большему риску наркотизации.
Таким образом, актуальность темы исследования, выбранной нами, обуславливается, с одной стороны, наркозависимостью, как явлением, угрожающим здоровью нации, потребностями практики реабилитации юношей и девушек. С другой стороны, недостаточным изучением внутриличностных конфликтов наркозависимых, в частности, отсутствием психологических исследований в условиях православной реабилитационной среды. Понимание духовнонравственной природы основного глубинного внутриличностного конфликта наркозависимых, а также потребности практики реабилитации молодежи в условиях православной среды привели к необходимости поиска соразмерных методов коррекционной работы.
Целью нашего исследования явилось изучение внутриличностных конфликтов, их проявлений у наркозависимой молодежи и создание программы коррекционной работы по их преодолению. Объектом исследования выступили внутриличностные конфликты. Предметом же -внутриличностные конфликты, их проявления и преодоление у наркозависимой молодежи. В работе высказана гипотеза о том, что: при возникновении внутриличностных конфликтов наркозависимых имеет место взаимодействие биологических, психологических, социальных и духовных факторов; сущность основного внутриличностного конфликта наркозависимых, заключается в противостоянии или противоборстве Я наличного и Я духовного (в вытеснении чувства совести). Он связан с духовными ценностями и может проявляться в неконгруэнтности любых образов-Я, в
Я-концепции человека; существуют различия, как в степени выраженности, так и в предметном содержании внутриличностных конфликтов наркозависимых, находящихся на этапе вхождения в процесс реабилитации, выздоравливающих наркозависимых и условно здоровой молодежи; процесс реабилитации в условиях православного центра создает предпосылки для гармонизации личности наркозависимых, что способствует преодолению ими внутриличностных конфликтов и овладению новыми способами решения вновь возникающих внутриличностных конфликтов; если основной глубинный внутриличностный конфликт наркозависимых связан с духовными ценностями, следовательно, метод коррекционной работы его преодоления должен быть духовноориентированным.
Исследование проводилось с 2005 г. включительно по февраль 2009 г. на базе Православного Душепопечительского центра помощи пострадавшим от наркомании имени Святителя Иннокентия Иркутского (ДПЦ), находящегося в п. Марково Иркутской области. Часть эмпирического материала была собрана на базе реабилитационного центра «Перекресток семи дорог» г. Ангарска. Объем выборки составил 140 человек. Из них 70 человек (58 юношей и 12 девушек) -наркозависимые, находящиеся на этапе вхождения в процесс реабилитации, наркозависимые, выздоравливающие в условиях ДПЦ (экспериментальная подгруппа ДПЦ) и наркозависимые, выздоравливающие в условиях центра «Перекресток семи дорог» (экспериментальная подгруппа «Перекрестка») г. Ангарска вошли в экспериментальную группу. Контрольную группу составили студенты ИрГТУ в количестве 70 человек, в возрасте от 17 до 23 лет.
На этапе основного исследования, в соответствии с нашим предположением о наличии различий в предметном содержании внутриличностных конфликтов и их проявлении у наркоза-висимой и условно здоровой молодежи нами были продиагностированы наркозависимые, начинающие реабилитацию, выздоравливающие в процессе реабилитации и испытуемые контрольной группы .
С применением тестового опросника Д.В. Грешнева на выявление внутриличностного конфликта было установлено, что наркозависимые, начинающие реабилитацию, по сравнению с контрольной группой, характеризуются большей актуальностью всех видов конфликтов, исследуемых данной методикой, кроме операционального и конфликта недоверия . В свою очередь, общая экспериментальная выборка выздоравливающих в реабилитации наркозависимых характеризуется большей выраженностью всех видов конфликтов, в отличие от начинающих реабилитацию, кроме смещения временной перспективы и зоны комфорта , а в отличие от испытуемых контрольной группы, кроме операционального . Это свидетельствует о том, что сложности, связанные с умением эффективно решать жизненные проблемы, желанием, но невозможностью обладать достаточными силой и волей для их решения, знаниями для того, чтобы добиваться поставленных целей, быть нужным и полезным людям, добиваться понимания со стороны других людей, иметь близкого друга или любимого человека, не быть одиноким, более характерны для испытуемых контрольной группы.
У выздоравливающих наркозависимые (37 из 40 чел., 92,5 %), как и условно здоровых (66 из 70 чел., 94,3 %) данный вид конфликта имеет чуть большую значимость, при этом у испытуемых контрольной группы также находится на первом месте, а у выздоравливающих на втором. На втором месте по значимости в группе наркозависимых, начинающих реабилитацию , стоят профессионально обусловленные конфликты (VII) и конфликт смещения временной перспективы (II, 26 из 30 чел., 86,7 %). Первый отражает, с одной стороны, ценность самореализации, замыслов в профессиональной сфере, желания найти свое призвание в жизни, сделать карьеру, уверенности в своем будущем, а с другой стороны, невозможность реализации, гармоничного и адекватного претворения этой ценности в жизнь. Еще большую значимость данный вид конфликта приобретает у испытуемых, выздоравливающих в процессе реабилитации (38 из 40 чел., 95 %) и наряду с конфликтом отсутствия цели занимает у них первое место по степени важности. В контрольной группе профессионально обусловленный конфликт актуален для 59 из 70 чел. (84,3 %), что составляет меньший процент по сравнению с экспериментальными группами. Однако и у условно здоровых испытуемых данный вид конфликта занимает второе место. Примечательным является и то, что в контрольной группе , как и у начинающих реабилитацию испытуемых, он занимает второе место.
По поводу конфликта смещения временной перспективы следует отметить, что для выздоравливающих наркозависимых, по сравнению с наркозависимыми, начинающими реабилитацию, он является менее актуальным и занимает третью позицию наряду с конфликтом утраты значимости деятельности (IV, 34 из 40 чел., 85 %). В контрольной группе испытуемых конфликт смещения временной перспективы менее актуален по сравнению с экспериментальными группами (53 из 70 чел., 75,7 %) и занимает четвертую позицию, то есть выздоравливающие наркозависимые в процессе реабилитации не просто переосмысливают свою прошлую жизнь, учатся не сожалеть о прошедшем «упущенном» времени, а извлекать из своей прошлой жизни уроки на будущее. Возрастает ценность настоящего времени, большую значимость приобретает понятие жизни «здесь и сейчас». Учитывая нравственную направленность процесса реабилитации, это можно расценивать как положительную тенденцию.
Следующие позиции у наркозависимых, начинающих реабилитацию , занимают конфликт утраты значимости деятельности (IV, 25 из 30 чел., 83,3 %) и конфликт отсутствия цели (VI, 24 из 30чел., 80 %). Первый связан с ценностями самопринятия, оптимизма, внутреннего равновесия, гармонии. При конфликте отсутствия цели наблюдается отсутствие целей самореализации как субъективно значимой ценности полноценной личности. Поскольку самореализация предполагает постановку индивидом целей реализации личностного, профессионального и иного потенциала, их отсутствие вызывает ощущение пустоты, сопровождаемое чувством дискомфорта. Поляризация происходит между потребностью в самореализации как таковой и наличными условиями жизни индивида.
В процессе реабилитации для выздоравливающих наркозависимых , судя по результатам, данные виды конфликтов в равной степени приобретают большую значимость (34 из 40 чел., 85 % / 38 из 40 чел., 95 %). При этом конфликт отсутствия цели у выздоравливающих испытуемых выходит на первый план. Для 58 из 70 условно здоровых испытуемых (82,9 %) конфликт утраты значимости деятельности менее актуален, чем для испытуемых экспериментальных групп. Конфликт же отсутствия цели для 58 из 70 испытуемых (82,9 %) контрольной группы более актуален, чем в группе наркозависимые, начинающих реабилитацию , но менее значим, чем в группе выздоравливающих реабилитантов. Остроту указанного конфликта в контрольной группе мы склонны объяснять сложностью поиска достойных путей самореализации в современных условиях жизни молодежи. А именно, общество, приоритетами которого являются финансовое и материальное благополучие предъявляет к молодежи соответствующие требования «быть успешным» и «быть на уровне». Понятно, что в погоне за «золотым тельцом» молодым людям зачастую приходится забывать о своем истинном предназначении - раскрывать имеющиеся в себе способности. Нередко, в угоду перспективе карьерного роста, «лучшего места под солнцем» многие из них вынуждены поступаться возможностью действительной самореализации. В результате чего, уже у взрослых и, казалось бы, вполне успешных людей мы можем наблюдать все тот же конфликт отсутствия цели . Дом - полная чаша, дети одеты, обуты, ни в чем не нуждаются и часто даже более того, а в душе пустота и боль от того, что эти самые «одетые и обутые» дети выбирают для себя Богом наркотик.
На этом фоне вполне логичными выглядят результаты экспериментальной группы нарко-зависимые, выздоравливающих в процессе реабилитации , свидетельствующие об актуализации конфликта отсутствия цели . Ведь для того, чтобы отказаться от наркотиков, которые раньше являлись целью жизни, необходимо найти другие, не менее достойные цели .
Последние места в группе наркозависимых, начинающих реабилитацию занимают конфликт «зоны комфорта» (V) и конфликт недоверия. Конфликт «зоны комфорта» (у 20 из 30 чел., 66,7 %) характеризуется стремлением к позитивному и оптимистичному фону настроения и сложностью достижения данного состояния. В данном случае, на наш взгляд, можно говорить о конфликте ценностей, связанных с новым видом деятельности – реабилитацией, с одной стороны, и «вынужденностью», «тягой» к осуществлению «более важной» деятельности - употребления. Конфликт недоверия выявлен у 14 из 30 испытуемых (46,7 %), начинающих процесс реабилитации. Наибольший процент присутствия конфликта недоверия составил у 26 из 40 выздоравливающих наркозависимые (65 %) и является для них более значимым также по сравнению с контрольной группой (у 44 из 70 чел., 62,9 %). Можно сказать, что в процессе реабилитации у наркозависимых возрастает значимость доверия к людям и окружающему миру. Необходимо также отметить, что наибольший процент по шкале ОВК (показатель общей конфликтности) присутствует в общей группе наркозависимые, выздоравливающих в процессе реабилитации, и составляет 82 %, далее следует показатель ОВК группы наркозависимые, начинающих процесс реабилитации (77,1 %), и наименьший показатель ОВК присутствует в контрольной группе (74, 6 %).
Говоря о степени выраженности существующих конфликтов, особо следует отметить, что в группе наркозависимых, начинающих процесс реабилитации, наибольший процент (от 26,7 % до 53,3 %) различных видов конфликтов представлен как потенциальный. И поскольку он характеризуется слабой выраженностью поляризации смысловых образований в деятельности личности, то является мало осознаваемым. По всем видам конфликтов (6,7 % - профессионально обусловленные, по 3,3 % - у всех остальных), кроме конфликтов недоверия и «зоны комфорта» , необходимо отметить наличие декомпенсированной стадии развития, которая возникает в случае перехлеста конфликтующих тенденций, когда велика разность между силой той или иной ценности (полюса).
Такой конфликт возникает в результате принятия решения (выбор одного из полюсов), которое, однако, еще не реализовано. Отметим и наименьшее число общего количества всех видов конфликтов в группе наркозависимых, начинающих реабилитацию по сравнению как с выздоравливающими , так и с испытуемыми контрольной группы .
Из чего можно заключить, что наркозависимым, находящимся на этапе вхождения в процесс реабилитации, менее характерно переживание внутренних противоречий, но глубина переживания и сила имеющихся конфликтов больше по сравнению как с выздоравливающими наркозависимыми , так и с условно здоровыми испытуемыми контрольной группы.
Динамику проявления внутриличностных конфликтов у наркозависимые в процессе реабилитации наглядно демонстрируют результаты испытуемых группы выздоравливающих наркозависимых.
Здесь можно отметить значительное снижение числа потенциальных конфликтов (всех его видов) по сравнению с результатами наркозависимые, начинающих процесс реабилитации , за счет увеличения слабо выраженных и сильно выраженных. У испытуемых группы ДПЦ снижается число всех декомпенсированных конфликтов. За исключением конфликта «зоны комфорта», который у одного испытуемого (5,3 %) находится в декомпенсированной стадии. Стоит отметить также, что общее число декомпенсированных конфликтов у всех выздоравливающих наркозависимых превосходит число аналогичных конфликтов условно здоровых испытуемых контрольной группы. Показатели условно здоровых испытуемых контрольной группы характеризуются наибольшим числом общего количества потенциальных и слабо выраженных конфликтов и наименьшими показателями остальных типов. Результаты, полученные при использовании указанной методики, были подвергнуты также статистической обработке. По всем видам конфликтов между данными контрольной и экспериментальными группами были выявлены значимые различия по t-критерию Стьюдента и критерию Манна-Уитни на уровне p <0,05 и p <0,01.
Ссылки:
Список литературы Внутриличностные конфликты, их проявления и преодоление
- Букановская Т.И. Анализ структуры личности и новые подходы к психотерапевтической работе с больными опийной наркоманией//Вопросы наркологии. 1999. № 4.
- Килина И.А. Особенности ценностно-смысловой ориентации личности подростков, употребляющих наркотические вещества: автореферат диссертации на соиск. уч. ст. к.п.н. по спец. Иркутск, 2005.
- Психология наркотической зависимости и созависимости: монография/С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров М., МПА, 2001.
- Рахимова А.Ф. Различные подходы к изучению внутреннего мира наркозависимых. М., 2002.