Военной школе - новую образовательную парадигму
Автор: Денисенко Птр Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Тема
Статья в выпуске: 1, 2009 года.
Бесплатный доступ
В развернутой ныне масштабной работе по приданию Вооружённым Силам России нового облика важное место занимает совершенствование подготовки кадров. По словам Д. Медведева, предстоит создать новую систему военного образования. Решение этой задачи предполагает повышение социального авторитета и значимости образования как важного фактора модернизации Российской армии, что, в свою очередь, явится результатом оптимизации образовательных парадигм.
Короткий адрес: https://sciup.org/170164572
IDR: 170164572
Текст научной статьи Военной школе - новую образовательную парадигму
Есть целый ряд обстоятельств, в силу которых смена образовательных парадигм военной школы приобретает особое значение.
Во-первых, в современном мире многие страны в стратегии своего развития делают ставку на повышение значимости образования и его качество. В России также крепнет убеждение, что именно эффективная система образования должна стать одним из факторов формирования новых общественных отношений и укрепления национальной безопасности. Руководство России, входящей в группу стран с наиболее высоким человеческим потенциалом во многом благодаря своей образовательной системе, взяло стратегический курс на накопление самого мощного социального капитала – знаний, который должен превратиться в профессионализм работников, высокие технологии, экономическую и военную мощь страны.
Во-вторых, не прекращаются попытки стран западной цивилизации создать вокруг России довольно плотное кольцо «горячих точек», недружественных России государств (Грузия, Украина, Польша, страны Прибалтики и др.), потенциально способных слиться в единый антироссийский фронт в целях формирования стратегической нестабильности1. В условиях всё более возрастающей международной напряженности армия и флот должны быть не только хорошо технически оснащенными, но и иметь высокопрофессиональных специалистов, способных умело управлять подразделениями и эффективно использовать вооружение и боевую технику, т. е. быть потенциально готовыми к возможной войне против России. Другими словами, возникает необходимость в подготовке квалифицированных военных кадров, и эту задачу способно решить только модернизированное военное образование, социально значимое и имеющее авторитет в стране.
В-третьих, падение престижа военной службы, снижение значимости образа офицера как профессионала своего дела привели к снижению качества подготовки высокопрофессиональных специалистов, к существенному увеличению масштабов увольнения молодых офицеров с военной службы и отчисления курсантов в процессе учебы из вузов по различным причинам. Дополнительным фактором ухудшения качества подготовки офицеров стало снижение профессионального уровня руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений, происшедшего в результате двукратного сокращения боевого и численного состава Вооружённых Сил. Оттоку из военно-учебных заведений в гражданскую сферу опытных преподавателей и молодых учёных способствовало множество причин, в том числе снижение штатно-должностных категорий преподавательского состава, низкий уровень надбавок за учёные степени и звания, не соответствующий законодательству в области образования, и др.
Несмотря на весьма активно предпринимаемые меры в области оборонного строительства, сегодня воссоздать в целом положительный образ военного специалиста, способного решать любые задачи по обеспечению национальной безопасности, пока не удаётся. В этих условиях настоятельно необходимы специальные усилия по разработке и реализации программы повышения авторитета и значимости военного образования.
В-четвертых, неоправданно поверхностному, предвзятому и весьма некритичному анализу подвергается само военное образование, несмотря на его более чем 300-летнюю историю. Достаточно вспомнить, что военное образование получили многие выдающиеся личности, прославившие Россию в различных областях отечественной культуры: учёные П.Н. Яблочков, В.Н. Татищев, А.В. Гадолин, С.О. Макаров, С.И. Мосин, В.Г. Фёдоров; писатели и поэты Ф.М. Достоевский, А.И. Куприн, А.К. Толстой, А.П. Сумароков, А.А. Фет; филолог В.И. Даль; философ П.Л. Лавров; композитор Ц.А. Кюи; художники В.В. Верещагин, П.А. Федотов и многие другие. Обучался в военно-учебном заведении основатель русского театра Ф.Г. Волков. Запечатлены на географической карте мира имена российских офицеров-первооткрывателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых, Г.И. Невельского, К.Н. Посьета, A.M. Пржевальского, Е.В. Путятина, Г.Я. Седова, С.И. Челюскина, Ф.Ф. Беллинсгаузена, И.Ф. Крузенштерна.
Традиционная преемственность, которая обеспечивала жизнестойкость нашей страны на протяжении многих столетий, ценности гражданского и военного служения, проверенные временем и войнами, подвергаются дискредитации, демонизации и предаются забвению. По сути дела, посредством различных западных образцов «размывается» корневая система отечественной военной школы. И вопрос, каким будет будущее военное образование, актуален и значим в настоящее время.
Для понимания того, что же необходимо сделать в данной области, следует учитывать ряд особенностей, которые отличают военное образование как от отечественной системы гражданского образования, так и от военного образования развитых зарубежных стран.
Важной особенностью отечественной системы военного образования выступает получение выпускниками вузов профессионального образования по двум специальностям - военной и родственной ей гражданской. Такой подход к подготовке военных специалистов в какой-то мере сходен с практикой, сложившейся в США. Однако в американской армии приоритет в подготовке офицеров отдается гражданским специальностям, так как основным звеном подготовки офицеров для армии США являются гражданские высшие учебные заведения (около 90 % всех офицеров).
Другой особенностью, отчетливо проявляющейся в последнее десятилетие (после принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании»), является неразрывная связь военного образования с системой профессионального образования страны. До 1992 г. система военного образования существовала как бы «автономно» и обладала значительно большей самостоятельностью в определении статуса и наименований военно-учебных заведений, формировании содержание обучения, установлении правил и порядка организации образовательного процесса. Сегодня эта картина изменилась - военное образование тесно увязано с системой подготовки специалистов для всех отраслей обеспечения жизнедеятельности страны.
Ещё одну особенность составляет отраслевой (ведомственный) характер военного образования. Это выражается в том, что ряд министерств имеет собственные военно-учебные заведения и органы управления ими, что связано со своеобразием задач по обеспечению национальной безопасности страны, выполняемых различными силовыми структурами. Тем не менее в подготовке военных специалистов различных профилей есть немало общего, и это актуализирует необходимость приведения содержания военного образования к единому стандарту с учётом специфики каждого вида профессиональной деятельности.
Одной из особенностей отечественной системы военного образования является и то, что она служит одним из основных источников пополнения офицерского корпуса и при этом входит в состав Вооружённых Сил России. Будущий офицер с момента поступления в военно-учебное заведение приобретает статус военнослужащего, и основы военной науки он постигает не только в аудиториях и на учениях, но и в повседневной жизни воинского коллектива. Кроме того, управление системой военного образования включено в общую схему управления Вооружёнными Силами и осуществляется в порядке подчиненности соответствующими органами военного управления, входящими, как правило, в состав кадровых органов1.
Здесь же необходимо отметить и высокую стоимость подготовки офицеров для армии и флота.
Наконец, особая роль военного образования в истории русского народа и государства связана с тем, что оно сохраняет и укрепляет культ беззаветного служения отечеству, нравственные ценности, составляющие духовный потенциал человечества. Дискурс смерти, в котором вынужден действовать военнослужащий, объективно способствует различению ложных и подлинных ценностей, способствует формированию интерсубъективных установок, в которых духовные ценности личности совпадают с ценностями коллектива, общества, народа. Именно подготовленность к практическому самопожертвованию русского офицера различных поколений, которое неоднократно вершилось в истории русского народа, и есть условие и причина социального авторитета и значимости военного образования в России.
Значимость военного образования вызвана не только собственной активностью военной организации в деле государственного строительства, но и многочисленными внешними военными угрозами и опасностями, что вызывает необходимость подготовки специалистов в области обороны страны. Вспомним историю: фактически русскому народу не по своей воле приходилось воевать практически без конца. «Уже с 1055-го по 1462 годы историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. С 1240-го по 1462-й почти ни единого года не обходилось без войны. Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских союзов и коалиций, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две – с пятью, двадцать пять раз пришлось воевать против трёх и тридцать семь – против двух противников». Так что в такой «миролюбивой» обстановке со стороны «ближнего и дальнего» зарубежья российскому народу приходилось уповать только на собственные силы да на свою армию. Именно поэтому Александр III скажет: «У России есть только два верных союзника. Это её армия и флот»1.
Объективно необходимое повышение социального авторитета и значимости военного образования обеспечивается целенаправленными и согласованными усилиями политического и военного руководства, науки и военной школы.
Как представляется, наиболее оптимальными и эффективными направлениями этих усилий в современных условиях могут быть научнотеоретическое, нормативно-правовое, финансово-экономическое, содержательнодидактическое и методическое, организационно-управленческое, функциональнодеятельностное и практическо-духовное и др. направления.
Так, научно-теоретическое направление должно включать в себя активизацию теоретических исследований основ формирования образовательных парадигм как научной проблемы и как практической деятельности в целях их качественного содержательного наполнения в контексте единства исторических традиций и реалий сегодняшнего дня. Сегодня весьма актуальной проблемой выступает научное выявление генезиса военного образования армии и флота в его соотнесённости с образованием российским и человечества в целом. Это, в свою очередь, предполагает выявление универсальной ценностной основы для международного сотрудничества в военной сфере, обмена опытом подготовки специалистов в области военного образования и применения позитивных наработок обучения как российской образовательной системы в целом, так и системы образования зарубежных стран.
Нормативно-правовое направление с необходимостью должно включать в себя работу по совершенствованию законодательной базы в области подготовки военных специалистов.
Организационно-управленческое направление предполагает создание соответствующего механизма для последовательного осуществления целого ряда мер по активизации процесса обучения и воспитания военных специалистов и развития у них высокой профессиональной компетенции. Для более мобильного и успешного решения задач в рамках организационно-управленческого направления целесообразным будет усиление информационной составляющей военного образования и совершенствование данной работы в области информационной политики военного ведомства.
Финансово-экономическое направление предполагает соответствующее ассигнование из государственного бюджета всех субъектов организации и осуществления деятельности в сфере военного образования по подготовке высококвалифицированных кадров.
Содержательно-дидактическое и методическое направление должно содержать в себе развитие и совершенствование форм и методов обучения и воспитания военнослужащих в системе военного образования с учётом отечественного и зарубежного передового опыта; переосмысление методологических основ педагогики с позиций культуры, человека, личности; обращение к антропологическому и культурологическому подходам как методологическим принципам гуманистической педагогики; гуманизацию и гуманитаризацию военно-образовательной среды; изменение ракурса научного анализа проблем военного образования, детерминированных кризисными явлениями в социокультурной сфере и усложнением характера самого процесса образования, акцентуацию его социокультурообразующих функций; видение военного человека (обучающегося) как главной цели и ценности военного образования; фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных обучающих программ и методик по организации и проведению образовательного процесса с учётом особенностей и специфики подготовки той или иной категории специалистов; постоянное обобщение результатов образовательного процесса и целенаправленное информирование о ней субъектов военного образования и др.
В практическо-духовном направлении необходимо утверждение традиционных ценностей, норм и идеалов жизнедеятельности российского народа, проверенных временем и войнами в качестве общезначимых и основополагающих в деле государственного строительства современной России. Необходимо всесторонне показывать роль и значение российской армии в истории нашего государства, важность и необходимость военного образования для жизни нашего общества. Ведь и военное образование также нацелено на всестороннюю подготовку цельной личности, образованной и культурной во всех отношениях. В этой связи уместно вспомнить высказывание русского философа И.А. Ильина о том, что правовое государство покоится всецело на признании человеческой личности -духовной, свободной, полномочной, управляющей собой в душе и в делах.
В заключение отметим, что военная школа России с момента её зарождения была предметом особой заботы и внимания со стороны государства и общества. Она развивалась как неотъемлемая часть отечественной системы образования и впитала лучшие достижения науки, техники и культуры. По своему научнопедагогическому потенциалу и уровню подготовки выпускников военная школа России всегда занимала одну из первых позиций среди социальных институтов государства и общества, пользовалась уважением и авторитетом среди всех слоев населения страны. Возродить и преумножить достижения наших предшественников в области военного образования – одна из главных задач и направлений деятельности не только военного ведомства, но и всех субъектов российской государственности.
ДЕНИСЕНКО Пётр Александрович – к.филос.н., доцент, начальник учебного отдела Военного университета
Petr A. Denisenko, candidate of science in philosophy, associate professor, head of curriculum department, Defence University.
A new Educational pattern to the Military School
In Russia, military education has always been part and parcel of education in the broad sense of the word. The current reform of the army has brought about the question of how to improve the quality of military education. The problem can hardly be solved unless correct measures are taken in order to raise the prestige of and esteem for education among the population.