Войлок в погребальном обряде Русенихинского могильника

Автор: Никитина Т.Б.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Проблемы и материалы

Статья в выпуске: 230, 2013 года.

Бесплатный доступ

В этой статье были опубликованы ковровые изделия (рис. 1, 1, 2, 2, 3, 1, 2) и фрагмент войлочного коврика (рис.3, 12, 13) с могилы Марии в Русенихино, начиная с 9-го -11 века. Это были уникальные находки, а в том, что касается техники, используемой для творческих узоров, войлочные ковры показывают сходство с войлочными предметами, сделанными тюркоязычными мальчиками Средней Азии и Южной Сибири. Сравнение археологических данных и этнографических материалов позволило объяснить семантическое значение войлока в погребальном обряде. Войлок был связан с обрядом для перехода из одного мира в другой.

Марийская культура, тюрки, войлок, погребальный обряд, куль-турные и торговые связи

Короткий адрес: https://sciup.org/14328553

IDR: 14328553

Список литературы Войлок в погребальном обряде Русенихинского могильника

  • Архипов Г.А., 1973. Марийцы IX-XI вв.: К вопросу о происхождении народа. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во. 199 с.
  • Вайнштейн С.И., 1974. История народного искусства Тувы. М.: Наука. 224 с.
  • Городцов В.А., 1914. Археологические исследования в окрестностях г. Мурома в 1910 г.//Древности: Тр. Московского археологического общества. М. Т. XXIV. С. 40-216.
  • Гыргеева К.А., 2009. К погребальной обрядности бурятского шамана: способ кремации//Сибирский сборник-1: Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий: [Сб. результатов науч. исследований, изложенных на VII Сибирских чтениях, посвящ. памяти Г.Н. Грачевой (23-24 октября 2007 г., МАЭ РАН)]/Отв. ред. Л.Р. Павлинская. Кн. 2. СПб.: МАЭ РАН: Кунсткамера. С. 147-151.
  • Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок)/Отв. ред. В.И. Молодил. Новосибирск: Наука, 1994. 221 с.
  • Дьяконова В.П., 1975. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л.: Наука. 164 с.
  • Евтюхова Л., Киселев С., 1940. Чаа-тас у села Копены//Сборник статей по археологии СССР/Под ред. Д.Н. Эдинга. М.: ГИМ. (Тр. ГИМ. Вып. XI.) С. 21-55.
  • Изготовление продукции из шерсти у бурят восточной Сибири (по Д.М. Маншееву): [Гл. из кн.: Маншеев. Д.М. Традиционное скотоводческое хозяйство бурят Восточного Присаянья (конец XIX -начало XX вв.). Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006]//URL: http://vivci.kardash.com.ua/vojlok%20buriaty.htm.
  • История татар с древнейших времен. Т. II: Волжская Булгария и Великая Степь/Гл. ред. Р. Хакимов, М. Усманов. Казань: Рухият, 2006. 959 с.
  • Калиев Ю.А., 2003. Мифологическое сознание мари: Феноменология традиционного мировосприятия. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского ун-та. 216 с.
  • Кочешков Н.В., 1973. Народное искусство монголов. М.: Наука. 200 с.
  • Мажитов Н.А., 1981. Курганы Южного Урала VIII-XII вв. М.: Наука. 162 с.
  • Материалы по истории мордвы VIII-XI вв.: Дневник археологических раскопок П.П. Иванова.
  • Моршанск: Моршанский краеведческий музей, 1952. 232 с.
  • Мессарош Д., 2000. Сборник чувашского фольклора. Т. 1.: Памятники старой чувашской веры/Собирал и обраб. Д. Месарош. Чебоксары: ЧГИГН. 360 с.
  • Михайлов К.А., 1996. Южноскандинавские черты в погребальном обряде Плакунского могильника//Новгород и Новгородская земля. Вып. 10: Мат. науч. конф. (Новгород, 23-25 января 1996 г.)/Сост. П.Г. Гайдуков; ред. В.Л. Янин. Новгород. С. 52-60.
  • Никитина Т.Б., 1992. Марийцы (конец XVI -начало XVIII вв.) по материалам могильников. Йошкар-Ола: МарНИИ. 159 с.
  • Песни луговых мари. Ч. 1: Обрядовые песни/Сост. А.Е. Китиков. Йошкар-Ола: МарНИИ, 2011. Свод марийского фольклора.) 591 с.
  • Петри Б.Э., 1918. Орнамент кудинских бурят//Сб. музея антропологии и этнографии. Т. V: Ко дню 80-летия академика Василия Васильевича Радлова (1837-1917 гг.). Вып. 1. Петроград. С. 215-252.
  • Полканов Ю.А., 1994. Обряды и обычаи крымских караимов-тюрков: женитьба, рождение ребенка, похороны. Бахчисарай. 52 с.
  • Студенецкая Е.Н., 1979. Узорные войлоки Кавказа (в свете исторических связей народов Кавказа и Азии)//СЭ. № 1. С. 105-115.
  • Тошто Марий ой-влак/Сост. В.А. Акцорин. Йошкар-Ола: Кн. лукшо марий изд., 1972. 216 с.
  • Словарь марийского языка. Т. 8: У, Ф, X, Ц, Ч/Гл. ред. И.С. Галкин. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 2003. 511 с.
  • Халикова Е.А., 1976а. Больше-Тиганский могильник//СА. № 2. С. 158-178.
  • Халикова Е.А., 1976б. Ранневенгерские памятники Нижнего Прикамья и Приуралья//СА. № 3. С. 141-156.
  • Шаракшинова Е.К., 2004. Фольклор бурятских родильных обрядов//Сибирь. Взгляд извне и изнутри: Духовное измерение пространства: Докл. Междунар. науч. конф. (Иркутск, 24-26 сент. 2004 г.)/[Сост. Н.В. Пономарева]. Иркутск: Иркутский ун-т. С. 36-43.
  • Шитова С.Н., 2006. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир: Этнографические очерки. Уфа: Китап. 200 с.
  • Яковлев Г., 1887. Религиозные обряды черемис. Казань: Православное миссионерское общество. 87 с.
Еще
Статья научная