Война в Ливии: очередная нефтяная
Автор: Воробьева Ирина
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Глобальные тренды
Статья в выпуске: 4 (108), 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142170064
IDR: 142170064
Текст обзорной статьи Война в Ливии: очередная нефтяная
Президент Франции Николя Саркози мало похож на Джорджа Буша–младшего. Однако именно он объявил 19 марта о начале военной операции в Ливии и потребовал от Муаммара Каддафи безоговорочного прекращения огня, объяснив активную роль Франции заботой о жителях Ливии. Также Франция официально признала повстанческий Национальный совет Ливии единственным легитимным органом власти в стране. Британский же премьер-министр Дэвид Камерон до резолюции Совбеза ООН №1973 договорился с США о необходимости совместными усилиями добиться прекращения насилия и отставки ливийского лидера.
«США и Европа давно настаивали на приватизации нефти Ливии, — говорит один из наших собеседников. — Каддафи долго упирался, а когда режим пошатнулся, его решили свергнуть и посадить марионеточное правительство, получив всю ливийскую нефть, а заодно и газ, что сейчас особенно нужно французам и англичанам. На фоне кризиса атомной энергетики и событий в Японии роль газа как основного энергоносителя для производства электроэнергии будет повышаться в Европе. Россия объем экспортируемого в Европу газа существенно увеличить не может, из Ливии же его можно качать очень много. К тому же помимо экономических выгод Саркози надеется поднять свой упавший рейтинг».
«Согласно прогнозу ЦРУ США, — пишет в своей книге «Американская империя» доктор исторических наук Анатолий Уткин, — потребление энергии в мире вырас- тет к 2015 году на 50%. На нефть будет приходиться примерно 39% всех потребляемых на планете энергетических ресурсов. На нефть и газ, взятые вместе, — две трети общемирового источника энергии. 52% нефти пойдет на снабжение автотранспорта. Львиная доля потребляемых ресурсов придется на Северную Атлантику. В Китае потребление энергии между 2002 и 2020 годами будет расти на 4,3% в год — это самый интенсивный рост в мире, предполагающий спор за энергетическое сырье ради выживания и подъема экономического уровня. 14 стран мира владеют 90% всей разведанной нефти: Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран, Венесуэла, Россия, Мексика, США, Ливия, КНР, Нигерия, Норвегия, Великобритания. 63% мировых запасов находятся на Ближнем Востоке. Основные прогнозы говорят об увеличении зависимости западной экономики в целом, и американской в частности, от нефти Персидского залива. При ежегодном росте потребления нефти на 1,9% нефть на Земле иссякнет в 2040 году. Уже в третьем десятилетии XXI века человечество начнет ощущать нехватку нефти, а кризис наступит в середине XXI века. По мере того как старые месторождения истощаются, мировое соперничество растет. Выбор как у индустриальных, так и у развивающихся стран невелик: введение рационирования; субсидирование импорта нефти; задействование стратегических ресурсов. Или использование силы».
РИА-НОВОСТИ
Россия объем экспортируемого в Европу газа существенно увеличить не может, из Ливии же его можно качать очень много.
Ливия по объемам запасов нефти и газа занимает 1 место в Африке. Почти 90% ливийского «черного золота» экспортируют, главным образом, в Европу. Большую часть добываемого газа (60%) Ливия использует сама, остальное поставляла в Испанию и Италию, которые сегодня перешли на российский газ (подробности в №11/2003; sbrf.ru ).
Алексей Подцероб, бывший посол России в Ливии, ведущий научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН , также считает, что вопрос ресурсов стал одним из главных факторов жестких действий западной коалиции в отношении Каддафи. Последний отказался от приватизации национальной нефтяной корпорации, контролирующей большую часть добычи ливийской нефти; заявил о пересмотре соглашения о концессиях, в результате чего западные компании будут получать не более 20% добываемой нефти. Сейчас они получают от 20 до 52%. Доля российских компаний в Ливии — для сравнения — 10,5%. К тому же Каддафи вынудил французскую нефтяную компанию Toтal выплатить $500 млн компенсации за некие нарушения и предпочел по поставкам специмущества Россию Франции.
США, ответственные за Ирак и Афганистан, в истории с Ливией на первые роли стараются не выходить и даже военное командование передали европейцам. Однако все происходящее в Ливии, по мнению части наших собеседников, явно соответствует американской стратегии управляемого хаоса. Американцам выгодно препятствовать в арабском мире (на Ближнем Востоке и в Северной Африке), а также на Среднем Востоке (в Иране и Турции) любым интеграционным процессам, образованию каких-либо центров силы. А для этого нужно ослаблять сильные государства. Поэтому свергли режим Саддама Хусейна в Ираке, поддерживают конфликты между Палестиной и Израилем, между Ираном и Саудовской Аравией, что отражается на Бахрейне; мешают интеграционным процессам в Северной Африке. Тот же Каддафи был одним из активистов создания Союза Арабского Магриба (панарабская организация, объединяющая Алжир, Ливию, Мавританию, Марокко и Тунис, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. — РЕД.).
Так что речь идет о давней формуле «разделяй и властвуй», стравливающей всех между собой. Те же арабские революции, в значительной степени молодежные, используют конфликт поколений — отцов и детей. С помощью современных информационных технологий — «АльДжазиры», Твиттера — в сознание политически активной молодежи внедряется, что они могут сбрасывать власть правящих режимов. Пусть будут гражданские войны; раскол страны, как в Судане; фактический раскол Ирака на курдов, суннитов и шиитов; главное — нефть продолжает течь, оружие продолжают продавать. И самое важное — препятствуют любым интеграционным движениям по образу ЕС (процессу создания общего рынка, единой валюты — арабского «динара залива»), для которых есть очень существенные предпосылки. Американцы же будут играть роль арбитра — той третейской силы, которая может одному президенту приказать уйти, другого поддержать, одну революцию объявить народным восстанием за демократию, а другую — бунтом и начать бомбить. Очаг нестабильности под боком у Европы также отнюдь не укрепит и Евросоюз, который мог бы стать серьезным конкурентом США на мировой арене.
Интересно, что сразу же после решения Совбеза ООН министр иностранных дел Ливии Муса Куса объявил о прекращении огня и готовности принять представителей ООН, однако Каддафи продолжили активно припирать к стенке, сбрасывая на страну бомбы.
«Запад надеется, — поясняет наш собеседник, — с помощью бомбардировок по югославскому сценарию загнать режим в настолько безвыходное положение, что его либо свергнут свои военные, либо семья покинет страну. Но Каддафи — не Милошевич, и если режим не падет, то встанет вопрос о вводе наземных войск. В этом случае придется иметь дело с «Аль-Каидой», сторонниками Каддафи, словом, со вторым Ираком, к чему никто не готов. В Англии, по опросам, половина населения — против вовлечения страны в военные действия. Все больше раздается голосов о том, что бомбардировки выходят за пределы резолюции Совбеза ООН. В резолюции действительно говорится о действиях по защите мирного населения, включая закрытие воздушного пространства и иные меры, под которые и подводятся эти бомбардировки. Свержение же Каддафи в ее задачи не входит, и Камерону уже приходится объясняться по этому поводу в парламенте».
Иными словами, если лидер ливийской Джамахирии все же удержится, то Западу, по всей видимости, вновь придется договариваться с полковником Каддафи, уже, правда, изрядно ослабленным.