"Вокальная форма" как музыкально-фонетический речевой жанр: аспекты изучения

Автор: Величкова Людмила Владимировна, Петроченко Елена Викторовна

Журнал: Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание @jvolsu-linguistics

Рубрика: Новые аспекты изучения жанров и типов текстов

Статья в выпуске: 2 т.20, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье обоснован тезис о том, что вокальная музыка представляет собой одну из форм существования и реализации языка - звучащую речь особого вида. Характеристики просодии текстов вокальной музыки, ее ритмико-интонационные параметры являются результатом формообразования в процессе непосредственного взаимодействия музыки с языком. Онтологическая и интонационная связь языка и музыки убеждает в возможности лингвистического описания национальной вокальной музыки и необходимости создания теоретической базы для ее исследования. Вокальная речь различных жанров (песня, ария, хор и пр.) рассмотрена с точки зрения ее просодических характеристик, а интонационная реализация вокального текста - в соотношении с дифференциальными признаками фонетической (интонационной) системы языка. Для обозначения явлений вокально-музыкальной речи в статье введен термин «вокальная форма (языка)» и дано обоснование его применения к элементам разных уровней звучащего текста. Выделены аспекты вокальной формы - фонационный, фонетический, ритмический, интонационный, рассматривать которые необходимо в соответствующих разделах языкознания: фоностилистике, интонологии, речеведении. В работе изложены концептуальные представления о вокальной форме языка в перспективе ее изучения. Показано, что структурный фонологический подход обеспечивает системность в понимании музыкально-языкового объекта «вокальная форма», позволяя определить его элементы как единицы языка.

Еще

Термин, вокальная музыка, звучащий текст, аспекты вокальной формы, произносительные нормы, фоностилистика, интонология

Короткий адрес: https://sciup.org/149137938

IDR: 149137938   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2021.2.12

Список литературы "Вокальная форма" как музыкально-фонетический речевой жанр: аспекты изучения

  • Аванесов Р. И., 1986. Мелодия и речь (мысли и заметки) // Проблемы структурной лингвистики. 1983. М. : Наука. С. 232-267.
  • Асафьев Б. В., 1971. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. М. ; Л. : Музыка. 376 с.
  • Асафьев Б. В., 1987. О народной музыке. Л. : Музыка. 248 с.
  • Бахтин М. М., 1996. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. М. : Яз. рус. культуры. С. 159-206.
  • Вааракс П. К., 1964. Тонические средства речи. Исследования по синтагматической фонетике. 196 с. (Труды Таллинского политехнического института. Серия Б ; №2 10).
  • Джапаридзе З. Н., 1985. Перцептивная фонетика (основные вопросы). Тбилиси : Мецниереба. 117 с.
  • Златоустова Л. В., 2001. Фонетическое слово в стихе и пении // Славянский стих. Лингвистическая и прикладная поэтика / под ред. М. Л. Гас-парова, А. В. Прохорова, Т. В. Скулачевой. М. : Наука : Яз. слав. культуры. С. 259-266.
  • Ильинов Ю. М., 2007. О некоторых фонетических особенностях вокальной речи (на материале академической манеры пения) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Т. 14, №№ 37. С. 82-87.
  • Комарова А. Н., 2008. Элементы национального в русской духовной музыке // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Спец. выпуск. С. 206-209.
  • Крюкова О. П., 1987. Проблема ритма в музыке и речи // Речевой ритм и его функции : сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М. : Изд-во МГПИИЯ. Вып. 293. С. 138-148.
  • Ланглебен М., 2000. Вокальная мелодия в плену у языка // Музыка и незвучащее / под ред. Вяч. Вс. Иванова, Е. В. Пермякова, Т. В. Цивь-ян. М. : Наука. С. 91-116.
  • Морозов В. П., 1967. Тайны вокальной речи. Л. : Наука. 204 с.
  • Петроченко Е. В., 2004. Характеристика интонационных единиц языка по их соотнесенности с музыкально-ладовой структурой (на материале русского и немецкого языков) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 1. С. 133-136.
  • Петроченко Е. В., 2015. Интонационные параметры вокальной формы языка: исследование на материале русской и немецкой народной песни // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 1. С. 115-120.
  • Потапова Р. К., Потапов В. В., 2006. Язык, речь, личность. М. : Яз. слав. культуры. 496 с.
  • Склярова С. Н., 2008. Речевая тональность и мелодика в просодии английского и русского языков // Вестник Адыгейского государственного университета. Вып. 1 (29). С. 138-146.
  • Сысоенко В. В., 2017. Типологические характеристики гласных вокальной речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 5 (71), ч. 1. С. 149-154.
  • Тюлин Ю. Н., 1966. Учение о гармонии. М. : Музыка. 224 с.
  • Харлап М. Г., 1972. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства / отв. ред. Е. М. Ме-летинский. М. : Искусство. С. 221-274.
  • Холопов Ю.Н., 1981. Форма музыкальная // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 5 / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М. : Сов. энцикл. С. 875-906.
  • Щека Ю. В., 1989. Гармонема и тактема как инто-нологические единицы и их особенности в турецкой разговорной речи // Вопросы языкознания. № 5. С. 57-69.
  • Altenmuller E., 2006. Musikwahrnehmung und Amusien // Neuropsychologie / Hrsg. von H.-O. Karnath, P. Thier. Berlin ; Heidelberg : Springer. S. 425-434.
  • Habermann G., 2003. Stimme und Sprache. Stuttgart : Thieme. 275 S.
  • Hirschfeld U., Stock E., 2013. Zur Wahrnehmung von Musik und gesprochener Sprache: Gemeinsamkeiten, Besonderheiten, Probleme // Sprache und Musik / Hrsg. von U. Groß, M. Thiergart. Frankfurt a. M : Peter Lang. S. 159— 174. (Hallesche Schriften zur Sprechwissenschaft und Phonetik ; Bd. 45).
  • Krech E.-M., 1982. Standardaussprache und Kunstgesang // Großes Wörterbuch der deutschen Aussprache / Hrsg. von E.-M. Krech [et al.]. Leipzig : VEB Bibliographisches Institut. S. 126-129.
  • Krech, E.-M., 2010. Standardaussprache und Gesang // Deutsches Aussprachewörterbuch. Berlin ; N. Y. : de Greyter. S. 116-119.
  • Petrocenko E., 2007. Vokalstück als eine Textsorte phonostilistisch geprägt // Klangsprache im Fremdsprachenunterricht. Forschung und Praxis. Bd. 4 / Hrsg. von L. Velickova, E. Petrocenko. Woronesh : Staatliche Universität Woronesh. S. 64-75.
  • Seidner W., Wendler J., 2010. Die Sängerstimme. Phoniatrische Grundlagen des Gesangs. Leipzig : Henschel. 288 S.
  • Stock E., Velickova L., 2002. Sprechrhythmus im Deutschen und Russischen. Frankfurt a. M : Peter Lang. 260 S.
  • Velickova L., 2008. Redestilinventar (eine psycholinguistische Charakteristik) // Phonetisch-sprechwissenschaftliche Untersuchungen zur interkulturellen Kommunikation Russisch - Deutsch / Hrsg. von U. Hirschfeld, E. Stock. Frankfurt a. M : Peter Lang. S. 134-141. (Hallesche Schriften zur Sprechwissenschaft und Phonetik ; Bd. 1).
  • СО - Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. 8-е изд. М. : Рус. яз., 2000. 684 с.
  • DA W - Deutsches Aussprachewörterbuch / Hrsg. von E.-M. Krech [et al.]. Berlin ; N. Y. : Walter de Gruyter, 2010. 1176 S.
Еще
Статья научная