Вопросы сотрудничества России с ВТО: экономические санкции Евросоюза

Автор: Позднякова В.С., Дюкарева А.А.

Журнал: Juvenis scientia @jscientia

Рубрика: Юридические науки и политология

Статья в выпуске: 1, 2018 года.

Бесплатный доступ

Всемирная торговая организация, существующая на сегодняшний день 22 года, играет центральную роль в мировой экономике. Наряду с явными преимуществами членства в организации, на практике выявляются существенные пробелы в законодательстве ВТО. В данной статье рассматриваются юридические основания введения санкций США и ЕС против России в виду Украинского кризиса, а также освещаются правовые аспекты совершенствования существующего законодательства ВТО.

Торговля, дискриминация, мировой рынок, мировая экономика, принцип сотрудничества, конкурентоспособность, интересы национальной безопасности

Короткий адрес: https://sciup.org/14110464

IDR: 14110464

Текст научной статьи Вопросы сотрудничества России с ВТО: экономические санкции Евросоюза

Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная экономическая организация, целью которой является решение вопросов регулирования торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью [1].

Данная организация является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было подписано 23 странами в Женеве в октябре 1947 года. Датой создания ВТО официально признано 1 января 1995 года [2].

В 1993 году Российской Федерацией была подана официальная заявка о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. Однако только 16.12.2011 вступил в силу Протокол «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», а полноправным членом ВТО Россия стала 22 августа 2012 г [1]. В настоящий момент 154 государства и Европейский Союз являются членами ВТО.

В Постановлении от 09.07.2012 № 17-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что на сегодняшний день Всемирная торговая организация занимает центральное место в мировой экономике и является ее важнейшим инструментом.

Марракешское соглашение предусматривает направленность экономических и торговых отношений между государствами-участниками на повышение уровня жизни в государствах-членах, увеличение реальных доходов государства и населения, рост производства и, соответственно, торговли товарами и услугами [4].

Присоединение к ВТО предоставляет возможность государству выступать в качестве легитимного члена в международно-правовом и экономическом пространстве. Кроме этого, каждый член ВТО получает доступ к следующим средствам международно-правовой защиты (которые гарантируются правом ВТО): защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов, свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров, а также гарантии против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры.

Вступив в ВТО, Россия взяла курс на экономическое развитие в соответствии с требованиями мирового рынка, а также нацелилась на рост национальной конкурентоспособности, и интеграцию в мировое сообщество. Членство в ВТО рассматривалось и рассматривается как инструмент защиты национальных интересов России на мировых рынках [6].

Однако наряду со всеми преимуществами членства в ВТО, такими, как усиление России на мировой арене, экономический рост, улучшение качества продукции и др. при детальном изучении законодательства ВТО и применением его на практике возникает множество противоречий, проявляются тенденции злоупотребления правом.

Одним из ярких примеров несовершенства существующего законодательства ВТО является введение односторон- них санкций против России США и Европейским союзом. Являются ли такие действия наших партнеров правомерными согласно законодательству ВТО?

В основе добросовестного выполнения международных обязательств, в особенности договоров и сделок между странами-членами ВТО лежит подход, базирующийся на принципе pacta sunt servanda (договоры должны исполнятся), который применяется в мировом сообществе со времен римского права [3]. Однако из-за введения в 2014 году односторонних санкций против крупных российских компаний и банков базовый принцип международных торговых отношений «о стабильном и надлежащем исполнении взятых на себя обязательств» был нарушен как США, так и Европейским союзом. И тогда возникают следующие вопросы: соответствуют ли такие односторонние санкции нормам Международного торгового права? Основываясь на материальном и процессуальном праве законно ли введение таких санкций? Для ответа на эти вопросы детально рассмотрим законодательство ВТО, касающееся вопросов одностороннего отказа от исполнения взятых на себя обязательств.

Итак, ВТО, согласно п. 1 ст. II Соглашения о ВТО, нацелена на обеспечение выполнения, применения и действия многосторонних торговых соглашений, а также является форумом для переговоров между ее членами по вопросам их многосторонних торговых отношений, (п. 2 ст. III). Принцип функционирования ВТО заключается в согласии стран-членов на мирное и дружественное заключение торговых сделок на основании волеизъявления сторон в рамках переговорного процесса. Разрешение конфликтов между участниками торговых соглашений осуществляется специальным органом по рассмотрению споров, включенным в структуру ВТО при помощи механизмов «добрых услуг», медиации и согласительных процедур.

Только в ряде случаев, специально оговоренных в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (далее – ГАТТ 1994) (п. 6 и п. 7 ст. XXXVI), возможно отступление от основополагающего принципа сотрудничества. Соответствующие меры применяются, если необходимо:

  • 1) защитить общественную мораль; 2) защитить жизнь или здоровье человека; 3) обеспечить защиту национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности; 4) законсервировать истощаемые природные ресурсы; 5) ограничить экспорт отечественных товаров (в том числе товаров, которые являются дефицитными в целом или для конкретного региона) (ст. XX ГАТТ 1994) [2]. Общие ограничения, близкие к перечисленным выше, предполагает и статья XIV Генерального соглашения по торговле услугами (далее – ГАТС)

Хотелось бы особо отметить, что США и Европейский Союз вводя санкции в отношении Российской Федерации не ссылались на наличие вышеперечисленных исключений. Санкционная стратегия была применена в первую очередь по соображениям безопасности. Президент США в своем Указе от 6 марта 2014 г., о "Вкладе в ситуацию на Украине", ввел санкции против России, ссылаясь на Закон "О международных чрезвычайных экономических полномочиях" и Закон "О чрезвычайном национальном положении". Эти акты предоставляют Президенту США право практически полного контроля над всеми экономическими операциями, в которые вовлечена собственность иностранного государства, в случае возникновения внешней угрозы национальной безопасности США. Это означает фактическую возмож- ность президента США единолично вводить экономические санкции на основании его личного представления о наличии внешней угрозы для США со стороны недружественного государства.

Что касается Европейского Союза, в отношении введения санкций против России он не представил никаких официальных и законных обоснований. На защиту национальной безопасности ЕС сослаться точно не мог, т.к. Совет Европы представляет собой коллегиальный исполнительный орган, а вопросы национальной безопасности находятся в юрисдикции каждого из его членов.

Интересы национальной безопасности являются одним из ключевых оснований применения исключений из общих принципов ВТО. К интересам национальной безопасности согласно ст. XXI ГАТТ 1994 и ст. XIV-бис ГАТС относятся: 1) защита государственной, в том числе военной, тайны (п. "a"); 2) поддержание обороноспособности государства (п. "b"); 3) предотвращение угрозы миру 4) предотвращение нарушения мира. [2]

Однако главной проблемой применения вышеперечисленных оснований является толкование их членами ВТО в каждом случае индивидуально в собственных интересах. Часто положения ВТО используются недобросовестно, что создает прецеденты злоупотребления правом. Все это создает неопределенность в отношении дальнейшей судьбы исполнения обязательств, что существенно нарушает признанные всем мировым гражданским законодательством принципы pacta sunt servanda и стабильности исполнения обязательств. Примечательно, что большинство экономических санкций, водимых за всю историю существования ВТО, обоснованы именно интересами национальной безопасности (например, эмбарго США против Кубы в 1962 г., против Никарагуа – в 1980-х годах; эмбарго ЕС против Югославии в 1990-х годах). Возникает вопрос: действительно ли во всех этих случаях угроза национальной безопасности была реальна?

Злоупотребление правом, в настоящее время, к сожалению, является возможным в связи с недостаточным законодательным урегулированием нормами ВТО четких критериев определения угрозы национальной безопасности, а также из-за отсутствия правового механизма защиты от недобросовестного поведения.

Необходимо четко определить, какие чрезвычайные обстоятельства в международных отношениях следует считать юридически значимыми для возможности использования права на односторонний отказ от исполнения своей части обязательств по соглашениям государством – членом ВТО.

Введение односторонних санкций, с точки зрения договорного права представляет собой разновидность одностороннего отказа от исполнения обязательства и влечет за собой неблагоприятные последствия для стороны, применившей санкции. У потерпевшей стороны возникает право на возмещение убытков, которые она понесла в связи с прекращением исполнения обязательств контрагентом (раздел III Венской конвенции; ст. 7.3.5 и 7.3.6, а также раздел 4 Принципов УНИДРУА). Кроме возмещения убытков данные правовые акты предполагают возможность реализации реституционных требований в отношении неисправного контрагента, в частности возврата, переданного по сделке, возврата, исполненного по сделке, а также возможность взыскания иных мер ответственности, например, штрафной неустойки и т.п.

В случаях, когда установление санкций способствует возникновению препятствий для возможности заключения новых контрактов (например, отказ от выдачи кредитов банками на общих для всех стран – участниц ВТО условиях), недобросовестные и неправомерные действия стороны должны признаваться в качестве договорной дискриминации, которая нарушает основополагающие принципы сотрудничества и либерализации торговых отношений, лежащих в основе функционирования ВТО как международной торговой организации.

Россия неоднократно пыталась оспорить законность введенных против нее санкций: в 2014 году в Всемирную торговую организацию было направлено коммюнике о невыполнении США своих торговых обязательств. По мнению российской стороны, американские санкции в отношении российских бизнесменов и банка «Россия» нарушают действующие нормы ВТО. Один из крупнейших банков России Сбербанк обращался в Суд Европейского союза с иском об отмене санкций. Юристы Роснефти направляли в Европейский суд в Люксембурге иск о признании секторальных санкций ЕС против бака незаконными. Однако все обращения были безрезультатными. Санкции не отменили, а только ввели новые.

Это является яркой иллюстрацией трактовки права ВТО в политических интересах отдельных государств, и еще од- ним сигналом для необходимости пересмотра и корректировки ряда положений законодательства торговой организации.

Список литературы Вопросы сотрудничества России с ВТО: экономические санкции Евросоюза

  • Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." от 21.07.2012 N 126-ФЗ
  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) -URL: https://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272897051/%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%A2-47%20%28rus%29.pdf
  • Ипполит Дюмулен. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2012.
  • Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.
  • Шумилов В.М. Право всемирной торговой организации (ВТО): учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016.
  • Особенности вступления России в ВТО: прорыв или провал?. URL: http://www.kodeks.ru/2282.html.
Статья научная