Вопросы “why” как фактор образования связности в романе Г. Свифта “Waterland”

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме взаимодействия категорий связности и интеррогативности художественного текста на материале вопросов “why” в романе Г. Свифта “Waterland”. Целью исследования является определение роли вопросительных предложений “why” в образовании связности текста. В ходе исследования была сформирована база данных интеррогативных контекстов, включающая общие, специальные, разделительные вопросы. При анализе материала были использованы методы семантического анализа, контекстуального анализа, стилистического анализа, синтаксического анализа. В статье приводятся результаты изучения роли вопросов “why” в образовании связности художественного текста на микроуровне (лексико-семантическая связность, грамматическая связность) и на макроуровне (сюжетно-композиционный, образный, идейно-тематический уровни) художественного произведения. Автором были выявлены средства связности внутри отдельного интеррогативного микроконтекста, между микроконтекстами и в пределах макроконтекста произведения, например, различные виды повторов на лексическом и синтаксическом уровнях. На лексическом уровне повторы представлены такими разновидностями, как полный тождественный повтор, частичный повтор, синонимический и антонимический повтор, дейктический повтор, повтор вопросительного наречия why. На уровне синтаксиса автором были выявлены тенденция к формальной неполноте синтаксических конструкций, что позволяет сделать вывод о наличии имплицитной связности художественного текста, и тенденция к синтаксической осложненности вопросительных предложений, например, вводными конструкциями, рядами однородных членов и деепричастными оборотами. Стилистический анализ интеррогативных контекстов показал, что наиболее частотными способами образования связности в изучаемом тексте являются анафора, антитеза, синтаксический параллелизм, парентеза, эллипс, апосиопеза. В ходе анализа макроуровня произведения было установлено, что вопросы “why” выполняют сюжетообразующую функцию, служат образованию смысловой связи между главами романа, способствуют формированию идейно-тематического и образного единства. В целом автор приходит к выводу, что вопросы “why” непосредственно участвуют в механизмах синтаксической и семантической компрессии и развертывания, которые являются важнейшими механизмами текстообразования.

Еще

Интеррогативность, связность, художественный текст, вопрос "why", тек-стообразование, Г. Свифт

Короткий адрес: https://sciup.org/147229733

ID: 147229733   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-1-37-47

Список литературы Вопросы “why” как фактор образования связности в романе Г. Свифта “Waterland”

  • Алексеева Л. М., Шутёмова Н. В. Типология перевода. Пермь, 2012. 198 с.
  • Валгина Н. С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 173 с.
  • Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. 562 с. URL: http: //proj ect.phil. spbu. ru/lib/data/ ru/vinogradov/syn tax.html (дата обращения: 10.07.2020).
  • Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.
  • Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. 205 с.
  • КожинаМ. Н., ДускаеваЛ. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: Наука, 2008. 463 с.
  • Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
  • Логинов А. В. Лексические средства выражения семантики интеррогативности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 6(17). С. 82-85.
  • Лотман Ю. М. Структура художественного текста. СПб.: Азбука, 2015. 374 с.
  • Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991. 172 с
  • Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. № 17. URL: https://classes.ru/grammar/159.new-in-linguistics- 17/source/worddocuments/xvii.htm (дата обращения: 10.07.2020)
  • Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Языки славянской культуры, 2001. 544 с.
  • Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. № 17. URL: https://classes.ru/grammar/159.new-in-linguistics- 17/source/worddocuments/xvii.htm (дата обращения: 12.07.2020)
  • Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта, 2011. 695 с.
  • Сыров И. А. Способы реализации категории связности в художественном тексте: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2005 URL: http://cheloveknauka.com/sposoby-realizatsii-katego-rii-svyaznosti-v-hudozhestvennom-tekste (дата обращения: 10.07.2020).
  • Хьюитт К. О Грэме Свифте: современный английский романист. Семьи, наваждения и «Последние распоряжения» // Иностранная литература. № 1. М., 1998. URL: https://magazines.gorky.-media/inostran/1998/1/o-greme-svifte-sovremennyj-anglij skij -romanist-semi-navazhdeniya-i-poslednie-rasporyazheniya.html (дата обращения: 10.07.2020).
  • Шведова Н. Ю. Русская грамматика. Т. 2. Синтаксис. М.: Наука, 1980. URL: https://scicen-ter.online/russkiy-yazyik-scicenter/funktsionalnose-manticheskie-tipyi-voprositelnyi-96649.html (дата обращения: 10.07.2020)
  • Bedggood D. (Re)Constituted Pasts: Postmodern Historicism in the Novels of Graham Swift and Julian Barnes // Acheson J., Ross S. The Contemporary British Novel Since 1980. Edinburgh, Edinburgh University Press, 2005. P. 203-217.
  • Encyclopedia Britannica. URL: https://www.bri-tannica.com/search?query=graham+swift (дата обращения: 10.07.2020).
  • Foniokovà Z. History, Storytelling and Narrative Construction of Reality in Graham Swift's "Waterland" // Revue Belge de Philologie et d'Histoire. 2017. Vol. 95. P. 561-574.
  • Landow G. History, His Story, and Stories in Graham Swift's Waterland // Studies in the Literary Imagination. 1990. Vol. 23. P. 197-211.
  • Nicol B. The Cambridge Introduction to Postmodern Fiction. Cambridge University Press, 2009. 221 p.
  • Pesso-Miquel C. From Historiographic Metafic-tions to Bedtime Stories: The Changing Contours of Graham Swift's Novels // Études Anglaises. 2007. Vol. 60. P. 135-147.
  • Swift G. Waterland. Picador, 2010. 355 p.
Еще
Другой